Контроль исходного уровня знаний. 1. Понятия речи. Значение речи в жизни человека.
1. Понятия речи. Значение речи в жизни человека.
2. Физиологические основы речи.
3. Развитие речи у человека.
4. Основные функции речи.
Основные понятия и положения темы
Речь – это вынесенная вовне психика субъекта и, соответственно, одна из важнейших психологических функций, дающая человеку возможность быть понятым окружающими. Речь переводит психические феномены в доступный наблюдению процесс. И наоборот, в случае понимания звучащей речи такой процесс превращается в мысль, психологический продукт.
Коммуникационная (иногда ее также называют коммуникативной) функция речи состоит в том, что с помощью речи передается информация от человека к человеку.
Интеллектуальная функция речи заключается в том, что для человека она также служит средством мышления.
Регуляционная функция речивыражается в том, что речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, который ею пользуется, а также психикой и поведением других людей.
Психодиагностическая функция речизаключается в том, что по речи человека можно судить о психологических особенностях данного человека, о его познавательных процессах, психических состояниях и свойствах.
Психотерапевтическая функция речи состоит в том, что с ее помощью люди оказывают терапевтическое влияние на себя и на других, рассчитанное на психологическую помощь, поддержку, а также на предупреждение и лечение многих психогенных заболеваний. Данная функция речи широко используется в различных методах современной психотерапии, практической психологии, причем как индивидуальной, так и групповой, например — в аутотренинге, в гештальттерапии, в логотерапии, в нейролингвистическом программировании.
Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.
Внутренняя речь - беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.
Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность.
Самостоятельная работа по теме.
Какая речь применяется в повседневной жизни чаще? Устная или письменная?
5.4. Итоговый контроль знаний:
1. В чем связь речи и языка?
2. Какие виды речи Вы знаете?
3. Чем письменная речь отличается от устной?
4. Какие существуют особенности в языковой организации письменной речи?
Домашнее задание для уяснения темы занятия
Тест:
1. Жаргон и интонация присущи:
1) внешней речи.
2) внутренней речи.
3) эгоцентрической речи.
4) промежуточному между внутренней и внешней виду речи.
2. Интеллектуальная функция речи заключается в том, что она:
1) служит средством передачи и переработки информации.
2) служит средством передачи эмоций и чувств.
3) служит средством передачи мыслей.
4) служит средством мышления.
3. Регуляционная функция речи заключается в том, что она:
1) служит фактором управления собственной психикой и поведением человека.
2) может дать сведения об особенностях человека, о его познавательных процессах, психических состояниях и свойствах.
3) оказывает терапевтическое влияние на других, рассчитанное на психологическую помощь, поддержку, а также на предупреждение и лечение многих психогенных заболеваний.
4) применяется как при индивидуальной, так и групповой терапии.
4. Эгоцентрическая речь – это:
1) особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию.
2) особая форма внутренней речи, необходимая для успешного общения людей между собой.
3) особая форма внешней речи, выполняющая интеллектуальную, а так же, частично, - коммуникативную функцию.
4) особая форма речи, направленная извне на человека, рассчитанная на психологическую помощь и поддержку.
5. Речь является:
1) полиморфной деятельностью.
2) мономорфной деятельностью.
3) аморфной деятельностью.
4) интероморфной деятельностью.
Задачи:
1. Разговор двух подруг, Екатерины и Юлии:
- Юля, вот смотри: я уже прочувствовала, что то, что у меня в руках – это не разбитая ваза, это уже черепки, которые никак не применишь. И вроде как смогла отпустить. Но мне вообще тяжело выбрасывать вещи. Даже если они не нужны.
- Я помню, как ты говорила о штанах, которые не снимают, пока новые не купят. Но это если штаны – единственные. А если – вторые, третьи?
Вот представь себе вазу, которая у тебя хранится. Эту вазу подарил… допустим, твой дед твоей бабушке. Далеко не в самый лучший момент. Принес ее на какой-то праздник. Бабушке она не нравилась, но она эту вазу хранила.
Потом передала твоей маме. И вот мама передала вазу тебе.
И ты видишь, что эта ваза не важна для тебя – ни как приятная память, ни как семейная ценность. Она тяготила твою бабушку, маму, а теперь и тебя.
И вот ты, наконец, набралась смелости – и эту вазу разбила об стену! Представь, какую свободу ты чувствуешь в этот момент!
- Кажется, мне стало понятно, что делать с вещами, которые до сих пор я ни носить, ни выбросить не могла.
Какая функция речи проявилась в данной ситуации?
2. Данная функция речи заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них. О какой именно функции говориться?