Ознакомление испытуемого с результатами опроса.
После обработки и интерпретации данных опроса необходимо ознакомить испытуемого с результатом.
1. Начинать ознакомление с результатами следует с положительной информации (чтобы вызвать положительную установку на восприятие), затем переходить к тому, что относится к выявленным отрицательным тенденциям поведения этого человека в стрессовых ситуациях.
2. При ознакомлении шпаргалками (кроме бланка с цифрами) не пользоваться!
3. Перед беседой с испытуемым продумать логику и последовательность рассказа, ответы на возможные вопросы.
4. Беседу проводить индивидуально, оптимистично, неторопливо, чтобы не сложилось впечатление, что вы хотите как можно быстрее избавиться от собеседника; чтобы испытуемый смог понять и запомнить ваш рассказ, почувствовал ваше внимание, интерес и знание дела, захотел участвовать в будущих опросах и способствовать опросу других людей.
Приложение 1
Тестовый материал к методике Розенцвейга
f Мне очень N жаль, что мы забрызгали ваш костюм, хотя так старались .объехать лужу. |
Это ужасно: вы разбили любимую вазу моей матери. |
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
f Как обидно, N что моя машина сломалась и вы опоздали из-за этого на поезд. ч_____ |
Вот уже третий Л f 5. раз я прихожу к вам с этими часами. Я их купила неделю назад, но как только приношу их домой, они останавливаются.
/Согласно N
библиотечным
правилам вы
можете брать
одновременно
только две книги.
f 6.
/"Твоя подруга \ пригласила меня сегодня вечером на танцы. Она сказала, что ты сегодня не придешь. |
Глава 2. Психодиагностика: практика
Г \ Я не могу сейчас вас принять, хотя вчера мы об этом и условились. |
Если это не твоя
шляпа, то,
вероятно, Петров
по ошибке взял
ее, а свою оставил здесь.
Z'11.
Я хотела бы
знать, почему она
нас не
пригласила.
Г 14.
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
/С человеком, которого вы обидели, вчера случилось несчастье, и он теперь лежит в больнице. |
г \
Она должна
была быть здесь
уже 10 минут
назад.
Я понимаю, что подвожу тебя, но приехать не смогу. |
/' \ /20.
Вы не имели никакого права меня обгонять.
Глава 2. Психодиагностика: практика
'Что вы, Л собственно, думаете, проезжая мимо школы со скоростью 80 километров в час? у |
Приложение 2
БЛАНК ДЛЯ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка ответов испытуемого
Таблица профилей
OD | ED | ND | |
OD | ED | NP | Сумма | % | St. стандарт | |
E | ||||||
I | ||||||
M | ||||||
Сумма | ||||||
% | ||||||
Стандарт | ||||||
Образцы E = = % EI = = % EE = = % II = = % MI = = % | Тенденции 1. 2. 3. 4. | |||||
Общий образец проведения: | 5. |
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
Продолжение приложения 2
ОБРАЗЕЦ ОБРАБОТКИ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
Таблица для пересчета в проценты
Интерпретация
0,5 = 2,1 % | 8,5 = 35,4 % | 16,5 = 68,7 % |
1,0 = 4,2 % | 9,0 = 37,5 % | 17,0 = 70,8 % |
1,5 = 6,2 % | 9,5 = 39,5 % | 17,5 = 72,9 % |
2,0 = 8,3 % | 10,0 = 41,6 % | 18,0 = 75,0 % |
2,5 = 10,4 % | 10,5 = 43,7 % | 18,5 = 77,1 % |
3,0 = 12,5 % | 11,0 = 45,8 % | 19,0 = 79,2 % |
3,5 = 14,6 % | 11,5 = 47,9 % | 19,5 = 81,3 % |
4,0 = 16,6 % | 12,0 = 50,0 % | 20,0 = 83,3 % |
4,5 = 18,7 % | 12,5 = 52,1 % | 20,5 = 85,4 % |
5,0 = 20,8 % | 13,0 = 54,2 % | 21,0 = 89,6 % |
5,5 = 22,9 % | 13,5 = 56,2 % | 21,5 = 89,6 % |
6,0 = 25,0 % | 14,0 = 58,3 % | 22,0 = 91,6 % |
6,5 = 27,0 % | 14,5 = 60,4 % | 22,5 = 93,7 % |
7,0 = 29,1 % | 15,0 = 62,5 % | 23,0 = 95,8 % |
7,5 = 31,2 % | 15,5 = 64,5 % | 23,5 = 97,9 % |
8,0 = 33,3 % | 16,0 = 66,6 % | 24,0 = 100 % |
Таблица профилей
OD | ED | ND | |
E’ | |||
E’/ | i/ | ||
e | |||
M/ | i/ | ||
i | |||
M’ | |||
E | |||
E | |||
e/m | |||
E | |||
M | |||
i/m | |||
E | |||
M/ | m | ||
E’ | |||
I/ | i/ | ||
i | |||
E’/ | e/ | ||
I | |||
E | e | ||
E’/ | |||
E |
OD | ED | NP | Сумма Σ | % | St. стандарт | |
E | 4,5 | 6,0 | 2,0 | 12,5 | 52,1 | |
I | — | 1,5 | 4,5 | 6,0 | ||
M | 1,5 | 2,5 | 1,5 | 5,5 | 22,9 | |
Сумма | 6,0 | 10,0 | 8,0 | |||
% | 25,0 | 41,6 | 33,3 | |||
Стандарт |
С—Е Образцы
Полный образец E>(E’=i)М>e>(M’-I=m) ////0,5/0,5/ /0,5 CGR=70,8 %
Глава 2. Психодиагностика: практика
Приложение 3
Тенденции |
Ответы на ситуации
1. Боже! Что это?
2. Жаль, очень жаль... Я постараюсь купить такую же.
3. Я попрошу даму немного отклониться в сторону.
4. Я вижу, как ты огорчена. Ничего не поделаешь, уеду на другом...
5. Давайте посмотрим еще раз.
6. Ничего страшного!
7. Нет.
8. Почему же? Пойду.
9. Когда можете отдать в следующий раз?
10. Никогда не знал и думаю, что не узнаю.
11. Ладно... Прощаю.
12. Завтра поменяемся...
13. Вы не цените время посетителей!
14. Может, что случилось? Подождем еще!
15. Очень жаль... Так хотелось увидеться!
16. Извините, я помогу с ремонтом...
17. Соседи дома... А может, вы еще посмотрите?
19. Извините, задумался...
20. А почему она должна приглашать?
21. Очень жаль, я сожалею... В какой больнице она лежит?
22. Нет, слава богу.
Ф. И. О. __________________________________
1. CGR подсчитывается сравнением ответов с ключом CGR (по Тарабриной), затем число совпадений удваивается и полученное переводится в проценты по таблице.
2. Тенденции считаются так:
1) подсчитывается встречаемость символов (Е', М и т. д.) до 13-го пункта (ситуации);
2) затем после пункта 13;
3) от первого числа отнимается второе и частное делится на их сумму;
4) затем числовые значения переводят в проценты по таблице.
РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ «ДЕЛОВЫЕ СИТУАЦИИ»
Тест является модификацией ассоциативно-рисуночного теста С. Розенцвейга, предложенной Н. Г. Хитровой. Автор создала типологию реакций на фрустрацию, которая положена в основу оценки эмоционального поведения личности в напряженных условиях, в ситуации принятия решения.
Комплексное изучение психологических свойств личности, относящихся к регуляции социального поведения человека в процессе труда, требует оценки
его поведения в ситуации принятия решения. Об этом свидетельствуют экспериментальные исследования деятельности инженеров, в первую очередь — руководителей.
Изучение эталонных моделей инженеров различных статусных групп, диагностика их творческой активности потребовали ввести в программу экспериментального исследования наряду с применением тестовых методик диагностирующие социально-психологические способности, личностные характеристики, а также групповую оценку личности и тест «Деловые ситуации».
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
В методике содержание рисунков изменено таким образом, что фрустрационные реакции в большей степени опосредованы социальным контекстом и личность инженера исследуется главным образом в условиях трудовой деятельности, в том числе управленческой.
Тестовый материал методики состоит из 20 рисунков, изображающих конфликтные ситуации, встречающиеся в производственных условиях. На каждом рисунке один из персонажей произносит слова, затрудняющие деятельность и фрустрирую-щие собеседника. Задача испытуемого — сформулировать ответ, адекватный с его точки зрения конкретной конфликтной ситуации. Процедура эксперимента следующая: испытуемым вручаются брошюра с рисунками и лист для ответов. Экспериментатор просит в листе ответов указать фамилию, имя и другие необходимые данные испытуемого, затем излагает содержание инструкции.
Инструкция
В брошюре имеется 20 рисунков, на каждом из которых изображены 2 говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что будет отвечать другой человек в этой ситуации. Запишите самый первый ответ, который придет вам на ум, на листке ответов под соответствующим номером. Работайте как можно быстрее. Если у испытуемых нет вопросов по процедуре проведения эксперимента, им предлагается приступить к выполнению задания.
Порядок обработки результатов эксперимента аналогичен анализу ответов во фрустрационно-рисуночном тесте С. Розенцвейга: с помощью специального ключа ответы испытуемых, данные в произвольной форме, классифицируются экспериментатором согласно авторской типологии. Индивидуальные оценки протоколируются и суммируются, в окончательном виде представляя тип и направление эмоциональных реакций испытуемого.
Комплекс реакций испытуемых препятственно-доминантного типа (OD), когда внимание отвечающего сосредоточено на самом препятствии, включает в себя.
1. Е' (подчеркивание наличия препятствия, отказ от решения проблемы) связан с высокой само-
критичностью и требовательностью к себе и своим действиям у специалистов высокого статуса; рядовые инженеры придерживающиеся этой поведенческой тактики, характеризуются коллегами как безынициативные, неэнергичные, с низкой коммуникабельностью, не склонные самостоятельно решать задачу.
2. I' (фрустрирующая ситуация интерпретируется личностью как своего рода благо; либо отвечающий объясняет степень своего затруднения расстройством из-за вовлечения в ситуацию третьих лиц); специалисты, предпочитающие этот способ решения ситуации, воспринимаются окружающими как оперативные работники, обладающие критичностью ума и умеющие видеть новизну проблемы, но симпатии экспертов не на их стороне.
3. М' (минусы фрустрирующей ситуации не замечаются вплоть до полного отрицания ее существования); такого рода примиренческая позиция приписывается коллегами безынициативным руководителям, обладающим массой организаторских недостатков, например неумением увлечь людей, создать трудовую атмосферу и т. п. Организаторская пассивность может быть следствием высокого профессионализма работника, предрасположенности к индивидуальной творческой деятельности; по личностным показателям это могут быть люди, погруженные в себя, самодостаточные и независимые, либо те, которые не предпринимают усилий для выполнения групповых требований, подверженные чувствам.
Комплекс реакций испытуемых самозащитного типа (ED), когда активность отвечающего направлена на защиту собственной личности, включает в себя.
1. Е (враждебность, порицание, саркастические выпады, направленные против кого-либо в окружении); реакции такого рода свойственны людям самоуверенным, реалистически настроенным, обладающим невысокой чувствительностью по отношению к окружающим. Перечисленные характеристики, очевидно, создают предпосылки для реализации таких деловых качеств, как способность внедрять новое, болеть за производство, рационально подходить к решению задачи.
2. Е (отрицание собственной вины, ответственности за совершенный поступок); этот показатель по мнению экспертов связан преимущественно с неумением руководителя работать с кадрами,
Глава 2. Психодиагностика: практика
правильно поощрять и наказывать, неуважением к людям, что, в свою очередь, вызывает антипатии окружающих. За подобными поведенческими проявлениями стоят такие личностные характеристики, как самостоятельность и независимость в принятии решений, нежелание считаться с мнением других, консерватизм.
3. I (принятие на себя вины за случившееся); поступать таким образом предпочитают доверчивые, уступчивые, заботящиеся о других, доброжелательные, склонные уступать дорогу другим, а также застенчивые, конформные, нередко берущие вину на себя; по мнению окружающих это люди самокритичные, ответственные, но с несколько сниженным творческим и рациональным потенциалом в решении задачи.
4. I (субъект, допуская свою виновность, отрицает ответственность, ссылаясь на смягчающие обстоятельства); подобной тактики придерживаются специалисты с доминирующей узкопроизводственной направленностью, умеющие ориентироваться в работе, но со сниженными административно-организаторскими умениями, несмотря на их высокие коммуникативные качества.
5. М (ответственность за кого-либо, вовлеченного во фрустрирующую ситуацию сведены до минимума, ситуация рассматривается как неизбежная); толерантное поведение в затруднительной обстановке связано с такими личностными характеристиками, как независимость в суждениях и поведении, с богатым воображением и творческим подходом к решению задачи, а также с хорошим словарным запасом и высоким уровнем культуры специалиста.
Комплекс реакций испытуемых разрешающего типа (NP), когда активность субъекта направлена на поиск конкретного выхода из затруднительной ситуации, включает в себя.
1) е (требование, ожидание от кого-либо разрешения фрустрирующей ситуации); такой путь решения конфликта отличает людей деятельных, склонных к социальным контактам, активных, имеющих предрасположенность к эмоциональному лидерству; эксперты отмечают их оперативность, авторитетность в коллективе, инициативность;
2) i (субъект берется сам решить фрустрирующую проблему); этот фактор связан с высокой эмоциональной стабильностью личности и свидетельствует о развитом чувстве долга, повышенной ответственно-
сти специалиста, но высокий процент реакций такого рода связан с несколько сниженными экспертными оценками организационных умений, например умением правильно распределять работу, отсутствием индивидуального подхода к людям;
3) m (выражается надежда, что время, естественный ход событий разрешат проблему); этой продуктивной тактики придерживаются инженеры с развитыми административно-организаторскими умениями, особенно умением правильно распределять работу, а также справедливо поощрять и наказывать; их также отличает гармоничное сочетание таких личностных черт, как упорство, ответственность, обязательность, с одной стороны, и конформность, внимание к мнению и интересам других людей — с другой.
Методика «Деловые ситуации» является инструментом, направленным на изучение предпосылок к осуществлению управленческой деятельности, демонстрирующим индивидуальную комбинацию приемов, позволяющих решать напряженные конфликтные ситуации. Но без знания индивидуальных характеристик личности, а также интеллектуального потенциала инженера нельзя адекватно оценить его управленческую деятельность и дать справедливый прогноз его возможностей. Данная методика имеет прогностическую силу при определении административно-управленческих особенностей рядовых и ведущих инженеров, дает дополнительную информацию при выдвижении в резерв, а также служит полезным инструментом для определения уровня управленческой деятельности руководителя.
Методика может быть использована для индивидуальной работы, а также в условиях группового эксперимента при одновременном участии 20—25 испытуемых. Индивидуальная форма проведения эксперимента, как правило, дает большую информацию исследователю, так как имеется возможность выяснить эмоциональную окраску ответа, уточнить некоторые особенности реагирования на фрустра-ционную обстановку. Не исключена возможность получения устных ответов с последующим их фиксированием психологом-экспериментатором. Инструкция предусматривает ограничение времени при выполнении испытуемым теста с целью выявления непосредственной реакции, специфической для индивида. В среднем время выполнения теста составляет 25 минут.
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
В процессе работы с методикой создана таблица стандартных ответов, т. е. наиболее часто встречающихся на определенную ситуацию (от 40 %). Для этого использованы результаты выборки из 120 инженеров КБ г. Красногорска (поровну мужчин и женщин); каждая подвыборка содержала по 20 представителей различного должностного статуса: рядовых, ведущих инженеров и руководителей. Были подсчитаны частоты выделенных факторов, которыми оцениваются ответы испытуемых на каждую ситуацию теста. Далее подсчеты велись, исходя из соображений равновероятности выбора, с использованием формулы биноминального распределения. Статистически значимые (на 0,01 % уровне) вероятности появления счетных факторов определили характерные для конкретной ситуации ответы.
Полученная таким образом таблица стандартных ответов служит для подсчета индивидуального коэффициента групповой адаптации (КГА), который по мнению С. Розенцвейга является показателем коммуникативных свойств личности, навыков эмоционального реагирования.
Валидность теста «Деловые ситуации» определялась путем сопоставления его результатов, полученных на выборке, состоящей из 40 руководителей одного из предприятий г. Вильнюса, с результатами проведения фрустрационно-рисуночного теста С. Ро-зенцвейга на той же выборке специалистов. Корреляционный анализ выявил положительные связи между идентичными факторами методик, причем наиболее тесные связи обнаружены между показателями по факторам: е, Е, I. Данный факт свидетельствует о том, что методика «Деловые ситуации» выявляет те же признаки, что и положенный в ее основу метод рисуночных ассоциаций.
Валидность теста «Деловые ситуации» доказывается также сопоставлением ее результатов с данными групповой оценки личности, отражающей мнение коллектива. Работа проведена на выборке инженеров одного из КБ г. Красноярска — 111 человек. Полученные данные приведены ниже, в описании содержания основных поведенческих реакций и подтверждают валидность методики «Деловые ситуации» по большинству показателей теста.
Таблица 25
Описание смыслового содержания символов, используемых при оценке ответов в тесте «Деловые ситуации»
OD Препятственно-доминантный тип реакции (с фиксацией на препятствии) | ED Самозащитный тип реакции (с фиксацией на защите собственной личности) | NP Разрешающий тип реакции (с фиксацией на разрешении ситуации) | |
E | Е'. В ответе подчеркивается чувство фрустрированности, активность индивида направлена на переживание информации о препятствии. Пример. «Жаль», «Вот так неудача». | Е. В ответе выражаются порицание, враждебность против кого-либо в окружении, обвинения, упреки, саркастические атаки. Пример. «Пошел к черту», «Мы из-за вас сорвем срок сдачи...» Е. Испытуемый активно отрицает свою вину за совершенный проступок. Пример. «Я никогда не обещаю того, что сделать не смогу». | e. В ответе требуется, ожидается или явно подразумевается разрешить эту ситуацию. Пример. «Это вам надо разрешить этот вопрос». |
Глава 2. Психодиагностика: практика
Продолжение табл. 25