Научно-исследовательской работы
Анализ (греч. analisis – разложение, расчленение, разбор) – логический метод исследования, состоящий в мысленном расчленении предмета, явления на составляющие элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых рассматривается в отдельности.
Аналогий метод (греч. analogos – соответственный, соразмерный) – логический метод получения нового выводного знания о предмете (явлении) на основе уподобления его другому, нахождение сходства с более изученным в плане каких-либо свойств, признаков, отношений, актуализации ассоциаций. При этом сравниваемые предметы (явления) в целом являются различными.
Аналогия – сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями.
Вывод – умозаключение, то, что выведено; прийти к чему-нибудь рассуждением, заключить.
Гипотеза (греч. hypothesis – основание, предположение) – форма организации научного знания, обеспечивающая движение к новому знанию, выводящая за рамки наличного (имеющегося) знания и способствующая (в отдельных случаях) реализации новой идеи. Гипотеза выглядит как положение, которое с логической необходимостью следует из имеющегося знания, но выходит за его пределы (границы) и является переформулировкой обнаруженной и разрешаемой проблемы. Процессуально гипотеза как переход от неизвестного, проблемного к известному, гипотетически предполагаемому строится как алгоритм реализации исследовательской цели с возможным выходом на практическое решение. Гипотеза предзадает внутреннюю логику развертывания знания.
Гносеология (греч. gnosis – знание, logos – учение) – философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания: теория познания как таковая. Гносеология рассматривает процесс познания как процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции «субъект-объект».
Детерминизм (лат. determino – определяю) – учение классической философии о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности. Современное философское и методологическое осмысление детерминизма раскрывает взаимосвязь философского и естественно-научного статусов (аспектов) этого принципа. Философский детерминизм – фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости. Все они выражаются через систему таких категорий, как необходимость и случайность, возможность, действительность, закономерность, причинность. Методологическая природа принципа детерминизма проявляется в том, что он выступает как конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития, функционирования определенным образом системно-организованных объектов в процессе их взаимодействия.
Деятельностный подход (к изучению психики и личности) – конкретно-научная методология, предполагающая при изучении психики и личности исходным, определяющим анализ ее развития и функционирования в процессе деятельности субъекта – носителя психического. Деятельностный подход включает в себя следующие принципы: принцип объектной и предметной детерминации деятельности человека; принцип реактивной и активной организации процессов деятельности человека; принцип сочетания адаптивного и неадаптивного типов активности как условие развития деятельности; интериоризация и экстериоризация как механизм присвоения и воспроизводства общественно-исторического опыта; опосредование и сигнификация как механизмы овладения и саморегуляции поведения человека; принцип зависимости психического образа от места отражаемого объекта в структуре деятельности человека.
Деятельность – 1) в своем содержании фиксирует акт столкновения целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и объективных закономерностей бытия – с другой. В структуре деятельности традиционно выделяются субъектный (целеполагающий субъект) и объектный (предмет деятельности, орудия деятельности и продукт деятельности) компоненты; 2) форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта, в качестве структурных составляющих деятельности выделяют: цель, мотив, способы, условия, результат.
Дисперсионный анализ – статистический метод для оценки влияния независимых переменных и их сочетания на зависимую переменную применяется для обработки данных факторных экспериментов. Основан на разложении общей дисперсии и сравнении ее отдельных компонентов с помощью критерия Фишера
Значение – 1) принятое индивидами, носителями данной культуры, смысловое содержание того или иного знака; 2) предмет или класс предметов, который обозначается. Значение задает форму существования знаков и языковых выражений в процессах трансляции, в системе культуры или в системе языка. Значение – искусственные знаковые конструкции, выступающие как дополнительные культурные средства организации понимания. Значения закрепляют нормативное содержание знаков и языковых выражений, фиксируемое в парадигматике. Возникая в процессе трансляции культуры и языка, значения получают одновременно и вторичную форму существования в «знаниях значения», фиксирующих различные способы их употребления, и в таком качестве присутствуют в актуальной коммуникации.
Индетерминизм – теория воли, базирующаяся на признании возможности человека действовать или выбирать способ действия независимо от воздействующих на него внешних факторов, стимулов.
Интерпретация (лат. interpretatio – толкование, разъяснение) – когнитивная процедура установления содержания понятий или значения элементов посредством их проекции (приложения) на ту или иную предметную область, а также результат указанной процедуры.
Категоризация – мыслительная операция, направленная на формирование категорий как понятий, предельно обобщающих и классифицирующих результаты познавательной деятельности человека.
Категория(греч. кategoria – высказывание, обвинение; признак) – предельно общее понятие. Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов, их особенных признаков. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе с тем, оно обладает минимальным содержанием, т.е. фиксирует минимум признаков охватываемых предметов. Это такое содержание, которое отображает фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения объективной действительности и познания. Своя система категорий присуща каждой конкретной науке.
Качество – категория, впервые проанализированная в таком статусе Аристотелем в «Категориях» и «Топике». Качество – предикамент, отвечающий на вопрос «какое?». Имеет четыре возможных контекста (по Аристотелю): 1) наличие либо отсутствие врожденных, исходных способностей и характеристик; 2) наличие как преходящих, так и стабильных свойств; 3) свойства и состояния, присущие вещи и явлению в процессе их существования; 4) внешний облик вещи или явления. Качество (по Гегелю) есть тождественная с бытием определенность.
Качество – наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от другого.
Количество – категория, характеризующая предметы и явления внешнего мира со стороны величины, объема, числа. Количеству (вопрос «сколько?») Аристотель приписывал ипостаси «множества» и «величины».
Концепция(лат. conceptio – понимание, единый замысел, ведущая мысль) – система взглядов, выражающая определенный способ видения (точку зрения), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующая определенный замысел в той или иной теории и практике научного знания. Концепция – базовый способ оформления, организации и развертывания дисциплинарного знания, объединяющий в этом отношении науку, теологию и философию как основные дисциплины, сложившиеся в европейской культурной традиции.
Корреляционное исследование (пассивно-наблюдающее) – направлено на выявление статистической значимости между двумя и более переменными. Применяется при невозможности манипуляции переменными. Не может доказать наличие причинно-следственных связей между переменными, но может доказать их отсутствие.
Метод (греч. methodos – путь к чему-либо, прослеживание, исследование) – способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. Это способ научного познания объекта или практической деятельности, реализующий познавательную позицию субъекта к объекту исследования.
Методика – система и последовательность действий исследования, средств (инструментов, приборов, обстановки), позволяющая решить исследовательскую задачу. Как правило, для регистрации сходных сторон объекта существует множество методик.
Методология – учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека. В границах обслуживания типовых программ деятельности смысл методологии сводится к обеспечению их нормативно-рационального построения. Общественно-историческая и культурная обусловленность методологии выявляется в ходе изменения ее оснований, а также в процессах выработки новых методологических средств. Задачей методологии становится выяснение, конструирование и преобразование схем деятельности, интегрированных в повседневный опыт человека.
Механизм – 1) внутреннее устройство чего-нибудь, приводящее его в действие; 2) система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности.
Неодетерминизм – новая идея интерпретации детерминизма, в современной культуре наполненная презумпциями нелинейности, отсутствия феномена внешней причины и отказа от принудительной каузальности (причинности). Парадигма детерминизма нелинейного типа (индетерминизма) опирается на следующие положения: 1) процесс развития мыслится как непредсказуемая смена состояний системы, каждое из которых не является ни следствием по отношению к предыдущему, ни причиной по отношению к последующему состояниям; 2) нелинейная динамика не позволяет интерпретировать то или иное состояние системы как результат прогресса или регресса ее исходного состояния, что означает невозможность трактовки процесса как эволюционного; 3) нелинейный детерминизм не предполагает фиксации внешнего по отношению к рассматриваемой системе объекта в качестве причины ее трансформаций, что означает отказ от идеи принудительной каузальности и интерпретацию трансформационного процесса как самоорганизационного; 4) претерпевающий трансформацию объект рассматривается как открытая система; 5) фактор случайности обретает статус фундаментального в механизме осуществления детерминации нелинейного типа; 6) нелинейность процесса исключает возможность любого невероятностного прогноза относительно будущих состояний.
Обобщение (генерализация) – способ формулировки нового знания в виде законов, закономерностей, признаков. Обобщения достигают путем выделения важнейших свойств предметов, явлений и абстрагирования (отвлечения) от несущественных свойств. С помощью обобщения потенциально бесконечное множество данных единичных наблюдений заменяется конечным множеством научных фактов. Обобщение форма отражения общих признаков и свойств явлений действительности. Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе случайного признака. Более сложным является комплексное обобщение, при котором группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Наиболее сложно такое обобщение, где четко дифференцируются видовые и родовые признаки и объект включается в систему понятий.
Образ – форма отражения объекта, явления в сознании, субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, строящаяся в соответствии с пространственно-временными и причинно-следственными закономерностями и зависящая от системы значений, которыми оперирует субъект.
Объект – 1) то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явления внешнего мира, материальной действительности; 2) явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект исследования – психические явления и влияющие на них факторы, на изучение которых направлены усилия исследователей. В рамках объекта исследования можно говорить о различных предметах исследования.
Опыт – 1) категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования; 2) гносеологическая категория, фиксирующая единство чувственно-эмпирической деятельности. Понятие опыт активно развивалось в противопоставлении эмпиризма и рационализма, по-разному оценивающих статус опыта в структуре познавательного процесса: от трактовки его в качестве единственного источника достоверного знания (эмпиризм, сенсуализм) до полного неприятия (крайние формы рационализма). В истории философии феномен опыт интерпретировался как основа синтеза чувственной и рассудочной познавательной деятельности (И. Кант), как итог самодвижения и самопознания сознания (Г.В.Ф. Гегель), как фрагмент деятельности субъекта познания, в котором идеальное и материальное «снимают» друг друга, как результат практической и познавательной деятельности (диалектический материализм), как содержание внутреннего мира субъекта (экзистенциализм).
Парадигма(греч. рaradeima – пример, образец) – 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки – система теоретических, методологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Т. Кун говорил о возможности выделения двух аспектов парадигмы – эпистемологического и социального. В эпистемологическом плане парадигма есть совокупность фундаментальных знаний, ценностей, технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности, в социальном – характеризуется через разделяющее ее научное сообщество, целостность и границы которого она определяет. Понятие «дисциплинарная матрица» (Т.Кун) синонимично эпистемологическому контексту парадигмы. В структуру дисциплинарной матрицы входят: 1) символические обобщения, составляющие формальный аппарат и характерный для конкретной научной дисциплины язык; 2) метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания; 3) ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания. В рамках современной философии науки понятие «парадигма» оказалось более продуктивным при описании эталонных теоретико-методологических оснований научного знания.
Переменные – параметр реальности, который может изменяться и / или изменяется в экспериментальном исследовании. Различают: независимые переменные – изменяемые экспериментатором; зависимые переменные – изменяемые под влиянием изменений независимой; внешние (побочные) – недоступные управлению, но влияющие на зависимую, источник погрешности; латентные – недоступные непосредственно измерению, фиксируются путем анализа совместной вариации зависимых переменных; дополнительные – учитываемые в эксперименте внешние переменные.
Пилотажное исследование – исследование, в ходе которого проверяется качество методики и плана. Выявляются побочные переменные и уточняется экспериментальная гипотеза. Обычно проводится по упрощенной схеме, на минимальной выборке и низком уровне достоверности.
План исследования – проект исследовательских операций со специально отобранными группами. Включает в себя определение состава групп, тела групп, отбор переменных, чередование воздействий, шкалы измерения независимой переменной.
Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, религиозное, художественное, мифологическое и научное. Структуру познания представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии – теории познания.
Понимание – процедура постижения или порождения смысла. Понимание не вписывается в субъект-объектную познавательную схему, так как не познание порождает потребность в понимании, а наоборот, потребность в понимании ведет к познанию.
Понятие – логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь; представление, сведение о чем-нибудь. Понятие – форма мышления, отражающая наиболее существенные свойства, связи и отношения предмета, явления; высший уровень обобщения, характерный для вербально-логического мышления.
Предмет – то, на что направлена мысль, что составляет ее содержание или на что направлено какое-нибудь действие. Предмет исследования – область психических явлений и факторов, влияющих на них, на выявление закономерностей, тенденций развития и просто на изучение которых направлены усилия исследователя; наиболее существенные в данном исследовании психологические аспекты объекта исследования.
Принцип (лат. principium – основа, убеждение) – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т.д., внутреннее убеждение, руководящая идея, основное правило поведения, исследования и т.д.
Причина и следствие – это философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (причина) своим действием вызывает, порождает другое явление (следствие). Основой причинных связей выступает взаимодействие явлений или объектов. Аналитическое «расчленение» взаимодействия на относительно простые (элементарные) исходные взаимосвязи позволяет обозначить причинно-следственную связь как однонаправленное воздействие, идущее от причины к следствию как результату. Взаимодействие причины и следствия имеет ряд основных характеристик, совокупность которых выделяет причинно-следственную связь из множества иных связей природного и социального мира. Причина и следствие связаны генетическим типом отношений. Причина не просто предшествует следствию во времени, но посредством переноса вещества, энергии, информации обусловливает его возникновение и существование. Следствие не сводимо к исходной причине, т.к. каждый конкретный акт причинения является необратимым. Причина «угасает» в следствии, преломляясь через структурные, функциональные, динамические и др. особенности объекта или явления. Генетический характер взаимосвязи причины и следствия обусловливает ее субстанциональный характер. Взаимодействие причины и следствия не совпадает по времени: причина всегда предшествует следствию. Асинхронность причины и следствия является одним из коррелятов необратимости времени. Следствие может выступить в качестве причины для другого явления, но уже в другом взаимодействии; следствие может воздействовать на исходную причину (так называемые обратные связи), но уже в ином временном интервале. Взаимосвязь причины и следствия имеет объективный и необходимый характер. При точно обозначенных условиях осуществляется закон причинности – равная причина вызывает равное следствие. Поиск причинно-следственных закономерностей является необходимым инструментом познания объекта или процесса.
Процесс – ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь.
Психическое состояние – определенный, временный уровень целостного функционирования психики, непосредственно влияющий на характер и эффективность деятельности личности, группы людей, который, будучи устойчивым проявлением психики человека, закрепляется и повторяется в ее структуре.
Развитие– характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений; сопряжено с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая, прежде всего, процессы изменений, развитие предполагает сохранение (системного качества) развивающихся объектов. Концепции развития тесно связаны с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений.
Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство. Общими характеристиками системы выступают: целостность, структурность, взаимосвязь со средой, иерархичность и множественность описаний.
Системное качество – основная детерминанта, опосредующая взаимные связи между общественными явлениями различного иерархического уровня. Вместе с изменением системного качества изменяется связь между явлениями различного уровня. Применяя понятие системного качества к изучению того или иного объекта (психического явления), необходимо искать то, что (какое явление) опосредует связи между разноуровневыми свойствами изучаемого объекта (явления).
Смысл – 1) то мысленное содержание, которое выражается и усваивается при понимании языкового выражения; 2) субъективный образ, возникающий при понимании текста (речевое употребление); 3) воспринятое личностью значение какого-либо явления, предмета, знака; 4) идеальное содержание, идея сущности, предназначение, конечная цель, ценность чего-либо. В рамках системно-мыследеятельностной (СМД) – методологии, смысл – структурное представление процессов понимания. Смысл – это общая соотнесенность и связь всех относящихся к ситуации явлений. Это знание организует понимание таким образом, что человек может фиксировать функциональные элементы ситуации относительно друг друга и относительно ситуации в целом; может устойчиво воспроизводить эти характеристики во вторичных текстах. Именно это имеют в виду, когда говорят о том, что «понят смысл текста» или «ситуация осмысленна», т.е. речь идет о переводе структуры смысла в набор функциональных характеристик текста и относящихся к ситуации предметов. Смысл задает форму существования знаков и языковых выражений в актуальной коммуникации. Смыслы всегда ситуативны и связаны с феноменальным процессом понимания, поэтому помимо нормативного содержания значения они определяются множеством иных факторов: ситуацией, с которой связано понимание, самоопределением человека, его установками, ценностями и целями, знаниями и многим другим.
Содержание и форма – философские категории, традиционно используемые для характеристики отношения между способом организации вещи и собственно материалом, из которого данная вещь состоит. Платон полагал форму как «праобраз», идеал вещи, существующий независимо от материального бытия последней. Аристотель трактовал «материю» - содержание - как предпосылку, возможность вещи быть или не быть, а форму – как внутреннюю цель вещи, обуславливающую их единство. В рамках немецкой классической философии форма трактовалась как начало, привносимое в материальный мир ментальным усилием. Гегель отмечал двойственный статус формы: нерефлектированная в самое себя, она внешнее, безразличное для содержания существование, тогда как рефлектированная в самое себя, она и есть содержание. Содержание – 1) то, что составляет сущность чего-либо; 2) количество чего-нибудь, находящееся в чем-то другом. Форма – вид, тип, устройство, структура, внешнее выражение чего-нибудь, обусловленные определенным содержанием.
Структурно-функциональный анализ, функциональный подход, функционализм – один из наиболее развитых и детально разработанных подходов в социогуманитрном знании, задающий принципы исследования социокультурных явлений и процессов (на уровнях общества, социума и культуры, личности, любого социального «объекта» - группы, общности, института, организации) как системно-организованной структурной целостности, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение (функцию внутри этой целостности). Центральным понятием структурно-функционального анализа является понятие функции, которая рассматривается в нем в двух аспектах: 1) как «назначение» (роль) одного из элементов некоторой целостности по отношению к другому или к целостности (системе) в целом; 2) как такая зависимость в рамках данной целостности (системы), при которой изменения «одного» оказываются производными (функцией) от изменений «другого». На уровне прикладных и / или статистических анализов эта зависимость описывается через взаимоотношения зависимой и независимой переменных. В результате структурно-функционального анализа должны быть: 1) получена разветвленная и сложноподчиненная типология связей частей и элементов друг с другом и с целым; 2) прописаны возможные и допустимые (в смысле сохранения стабильности) состояния системы в целом; 3) определены репертуарные наборы функций (подлежащих реализации через системы действий); 4) осуществлен вывод полученных результатов на уровень исследования переменных в конкретных исследованиях.
Сущность (лат. haecceitaas – этовость и quidditas – чтойность) – совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего. Сущность у И.Канта объективна («вещь-сама-по-себе») и неисчерпаема в собственном самобытном существовании. Н.Гартман трактовал взаимосвязь сущности и явления следующим образом: сущее в себе есть являющееся в явлении. В противном случае явление было бы правомерно сводимо к простой «видимости». Явление же вещей – атрибут познания человеком окружающего мира.
Теория (греч. theoria – наблюдение, рассмотрение, умозрение, буквально – «зрелище», «инсценировка») – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных (структурных, функциональных, каузальных, генетических) связях определенной области описываемой действительности (предметного поля объяснений и интерпретаций). Различают: 1) гипотетико-дедуктивные теории, характеризующиеся иерархической соподчиненностью своих компонентов, обеспечивающей переход от высказываний к высказываниям без привлечения дополнительной информации, и нацеленностью на процедуры объяснения; 2) дескриптивно-прогностические теории, построенные из пропозициональных утверждений примерно одного уровня обобщения (что не требует иерархической соподчиненности), обеспечивающие согласование с эмпирическим уровнем знания и нацеленные на описание (как возможную базу для построения моделей и прогнозов), в этом смысле используют термин «феноменологические теории»; 3) индуктивно-дедуктивные теории, занимающие срединное положение между первыми и вторыми; 4) формализованные теории логики и математики. В структуре полностью развернутой теории выделяют: 1) фундаментальную теоретическую схему – исходные принципы, универсальные для данной теории законы, основные системообразующие категории и понятия; 2) возможные дополнительные частные теоретические схемы, конкретизирующие и проецирующие фундаментальную теоретическую схему на определенные предметные области; 3) идеализированную (концептуальную) схему (модель, объект) описываемой области с «прописыванием» основных связей между ее элементами, на которую проецируются интерпретации всех утверждений теории; 4) логическую схему теории, включающую множество допустимых внутри теории правил вывода, способов доказательства и принципов ее оформления; 5) языковой тезаурус, синтаксис как нормы построения правильных языковых выражений и предъявления полученных результатов; 6) интерпретационную схему, программирующую возможность перехода от концептуальной (реже – фундаментальной) схемы к уровню фактов и процедур наблюдения и эксперимента (задающую операциональный смысл теории); 7) совокупность законов и утверждений, логически выведенных из фундаментальной теоретической схемы. Таким образом, теория – система логически взаимосвязанных утверждений, интерпретированных на идеализированных предметностях, презентирующих тот или иной фрагмент изучаемой действительности.
Фактор – параметр внешних условий либо особенностей объекта, влияющий на изменение зависимой переменной. Используется при описании факторных экспериментов. Различают факторы времени, факторы задачи и факторы индивидуальных различий.
Факторный анализ – множество математических методов, позволяющих выявить скрытые признаки, а также их связи на основе анализа матриц статистических связей (корреляций, «расстояний») между измеряемыми признаками. Основная задача факторного анализа – сведение множества тестовых измерений к небольшому числу базовых (редукция числа переменных) с определением меры детерминации первичных переменных базовыми.
Эксперимент– спланированное и управляемое субъектом исследование, в ходе которого экспериментатор (субъект) воздействует на изолированный объект (объекты) и регистрирует изменение их состояния. Проводится с целью проверки гипотезы о причинно-следственной связи между воздействием (независимой переменной) и изменениями состояния объекта (зависимой переменной). В психологии эксперимент – совместная деятельность испытуемого и экспериментатора по изучению психических особенностей испытуемого путем наблюдения за его поведением при проведении экспериментальных заданий.
Эпистемология(греч. episteme – знание, logos – учение) – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с теорией познания.
Явление – чувственно воспринимаемая характеристика вещи, выражение наличия сенсорно незаданной сущности. По И.Канту, явление – понятие-коррелят «вещи-в-себе», посредством явления последняя предстает познающему субъекту. У Н.Гартмана явление вещей есть атрибут познания человеком окружающего мира.
Учебное издание