Показатели оценки технического уровня и качества продукции
Понятие качества
Качество, как философская категория, есть существенная определенность товара, в силу которой он является данным. [ ]
Международный стандарт ISO 9000:2000 (версии 2000 года) формирует термин «качество» следующим образом:
Качество – это свойство объекта, относящееся к потребностям и ожиданиям и направленное на их удовлетворение.
Понятие объект качества, используемое в определении, имеет широкий смысл. Так объектом может быть, например:
- деятельность или процесс;
- продукция (результат деятельности или процессов), которая, в свою очередь, может быть материальной (в виде материального продукта, который в литературе еще называют изделием), или нематериальной (например, информация или понятие), или комбинацией из них;
- организация, система или отдельное лицо;
- любая комбинация из них.
Свойство (способность) объекта удовлетворять потребности может быть представлено совокупностью его характеристик. В связи с этим ISO 8420 дает следующее определение качества:
Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.
С точки зрения степени использования совокупности потребительских свойств товара покупателем, качественной продукцией является та, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворить.
Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.
Следовательно, качество как экономическая категория – это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре.
Факторы, влияющие на качество изготовления продукции
На основе многочисленных данных о видах дефектов доктор Каору Исикава предложил метод объединения различных факторов, оказывающих влияние на конечный результат какого-то процесса и их систематизации в виде схемы причинно-следственных связей, обеспечивающих качество продукции. Эта схема называется «причина – результат», «рыбий скелет».
Исходя из схемы, можно выделить основные, так называемые отцовские» факторы, влияющие на качество изготовления продукции (услуг):
- труд;
- оборудование, средства труда;
- предметы труда;
- документация;
- организация производственного процесса;
- технический контроль;
а также установить входящие факторы
Между качеством и эффективностью производства продукта и услуг существует прямая зависимость. При высоком качестве продукции (рис 1.1, кривая 1) издержки на ее содержание при эксплуатации во время t характеризуются плавной кривой. Они возрастают в периоды освоения и наладки продукции, а затем плавно увеличиваются по мере ее физического износа.
А низкое качество (кривая 2) увеличивает издержки не только на поддержание работоспособности продукта, но и на создание имиджа организации.
Показатели оценки технического уровня и качества продукции
Показатель качества – количественная характеристика одного или нескольких свойств изделий, составляющих его качество.
Качество изделия характеризуется следующими показателями:
а) единичный показатель качества – показатель качества изделия, характеризующий одно из его свойств.
б) коллективный показатель качества – показатель качества изделия, характеризующий несколько его свойств
В зависимости от характеризуемых свойств можно выделить несколько групп показателей качества.
– Показатели технического эффекта (назначения) – показатели, характеризующие полезный эффект от эксплуатации (использования) продукции по назначению и обуславливающие область ее применения. Примеры: грузоподъемность автомобиля; номинальное тяговое усилие трактора; скорость
движения при номинальном тяговом усилии трактора.
Рис. 1.1 – Изменение издержек во времени в зависимости от качества продукции
– Показатели надежности. Для характеристики показателей надежности необходимо предварительно рассмотреть ряд понятий.
Надежность – свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения его параметров.
Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать безотказность, ремонтопригодность, долговечность и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств.
Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени.
Работоспособное состояние, работоспособность – состояние объекта, при котором его параметры находятся в установленных допусках.
Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния.
Ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния.
Для характеристики ремонтопригодности применяется средняя длительность (трудоемкость, стоимость) ремонта.
Сохраняемость – свойство объекта сохранять работоспособность при хранении и транспортировании или в перерывах между использованием по назначению.
Для характеристики сохраняемости могут использоваться те же показатели, которые используются для характеристики безотказности, но применительно к режиму хранения, а не работы.
Долговечность – свойство объекта, заключающееся в его способности не достигать предельного состояния в течение некоторого времени или наработки при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Показателем долговечности служит средний ресурс, т.е. среднее время работы до достижения предельного состояния. Другим показателем долговечности является средний срок службы – календарное время до достижения предельного состояния.
– Показатели экономного использования ресурсов – это показатели, характеризующие расход материальных ресурсов при изготовлении и эксплуатации продукции: масса изделия; расход топлива на единицу полезного действия; число операторов, обслуживающих агрегат.
– Эргономические показатели– это показатели, характеризующие качество продукции с точки зрения приспособленности ее к эксплуатации (использованию) человеком.
Их можно разделить на три группы:
Антропометрические показатели характеризуют продукцию с точки зрения размеров и форм человеческого тела. Примеры таких показателей –высота сидения водителя в кабине автомобиля, угол наклона спинки сидения, расстояния до рычагов управления.
Физиологические показатели характеризуют продукцию с точки зрения силовых возможностей человека, возможностей его органов чувств – зрения, слуха. Например, усилие на рукоятке механизма, на рулевом колесе, различимость информации на датчиках.
Гигиенические показатели характеризуют гигиенические свойства продукции – уровень шума, вибраций, излучений, температура, влажность, запыленность.
– Эстетические показатели– показатели, характеризующие эстетические свойства – рациональность формы, целостность композиции. Для изделий бытового назначения это товарный вид, соответствие моде. Эстетические показатели, как правило, оцениваются в баллах, их контроль осуществляется специальными экспертными комиссиями.
– Экологические показателихарактеризуют уровень вредных воздействий на природу при эксплуатации или потреблении продукции. Эти воздействия проявляются в виде вредных выбросов в атмосферу, загрязнения воды и земли. Пример такого показателя – содержание углекислого газа в выхлопных газах автомобиля.
– Показатели безопасностипродукции характеризуют безопасность обслуживающего персонала и сопрягаемых объектов при обращении и эксплуатации или потреблении. Например, время срабатывания защиты от короткого замыкания, прочность кабины автомобиля, устойчивость трактора, предназначенного для использования в гористой местности.
Основными показателями качества услуг, с точки зрения потребителя, являются:
– окружающая среда – обстановка, удобства, оборудование и персонал на сервисе;
– надежность – совокупность исполнительности и доверия к результатам выполнения работы;
– психологические свойства – возможность нахождения контакта;
– вежливость;
– отзывчивость;
– коммуникабельность – способность такого общения, чтобы потребитель вас понял;
– доступность – легкость установления связи с поставщиком;
– гарантия (страховка) того, что, если произведена плохая услуга, можно получить другую, более качественную.
Объекты качества
В современных условиях конкурентной борьбы качество продукта является конечной целью любого производителя и определяет его ценность в глазах потребителя при последующей эксплуатации. Однако обеспечение при этом относительно низкой стоимости высокоценного продукта во многом зависит от организации работ на предварительных этапах его жизненного цикла представленного на рис. 1.2
Рис. 1.2 - Жизненный цикл продукта
Поэтому, помня о том, что только потребитель/пользователь является конечным арбитром, оценивающим качество продукта, объем издержек производителя на коррекцию и улучшение поставляемого продукта будет зависеть от того, на каком этапе жизненного цикла проведена эта корректировка.
Как показывает опыт, затраты на корректировку при переходе от одного этапа жизненного цикла к последующему изменяются на порядок. Это изменение затрат получило название "правило 10-кратных затрат" (рис. 1.3). Вот почему японские специалисты говорят: "Нужно не исправлять брак, а не делать брака. Это значительно дешевле, а значит, выгоднее".
Основными составляющими качества (объектами качества),на которые производитель должен обращать особое внимание, являются:
• определение потребностей рынка (качество выбора своего потребителя);
• качество проектирования;
• качество процесса производства;
• соответствие качества конечной продукции проекту;
• качество послепродажного обслуживания.
Качество планированияоценивается прежде всего максимизацией ценности продукта для потребителя/пользователя, т.е. насколько полно будут учтены ожидания потребителя/пользователя в создаваемом продукте, и зависит, в свою очередь, от качества поступающей информации (ее достоверности) о состоянии потребительского рынка и перспектив его развития. Исследование рынка и анализ конкурентов являются важными инструментами в этом случае.
Качество разработки, так же как и любой другой этап жизненного цикла продукта, зависит от качества целей. Требование делать правильные вещи с минимальными затратами означает, например, для овеществленного продукта или продукта переработки разработку такой конструкторско-технологической и
Относительные затраты на проведение изменен
100
10
|
1
Рис. 1.3 - Правило 10-кратных затрат
нормативной документации, которая позволила бы организовать процесс производства продукта с максимальной ценностью его параметров качества для потребителя и минимальной его стоимостью как для потребителя, так и изготовителя за счет минимизации издержек на исправление брака.
Качество разработок будет тем выше, чем меньше корректировок оно будет претерпевать в результате последующего сравнения ценностей реального продукта и ожиданий потребителя.
При разработке процесса необходимо получить ответы на вопросы:
1. Каковы требования к процессу?
2. Каков порядок выполнения процесса?
3. Что и как нужно контролировать?
4. Кто исполнитель, потребитель, поставщик на каждой технологической операции?
Исходя из нового подхода, лежащего в основе TQM, разработанная документация на процессы должна включать не только технологическую цепочку производства, но и взаимоотношения как внутри организации, так и с представителями внешней среды (поставщики, потребители).
Качество процесса будет равно качеству его результатов, и поэтому затраты на процесс должны быть равны добавленной ценности продукта для потребителя.
В свою очередь, качество процесса характеризуется его результативностью, эффективностью и гибкостью.
Процесс должен представлять собою четкую последовательность операций.