Глава двадцать вторая публичное выступление

Кто не умеет говорить - карьеры не сделает.

Наполеон

Публичное выступление - это серьезное испытание. Даже те, кто постоянно выступает перед большой аудиторией - артисты, политики, преподаватели, юристы, журналисты - все они все равно волнуются пе­ред выходом на сцену, на трибуну, в эфир. Потому что публичное выс­тупление это всякий раз состязание между оратором и аудиторией. И кто выйдет победителем в этом соревновании спрогнозировать трудно.

Очевидно лишь одно - хорошо подготовленный оратор имеет несравнимо больше шансов покорить аудиторию нежели неподготовленный.

Вспомните свои публичные выступления. Что отложилось в памяти - эйфория от успеха или неприятный осадок на душе? Сравните свои экс­промтные выступления с теми, к которым вы готовились заранее. Уда­лось ли вам хоть раз “завести” аудиторию? Какими приемами вы пользо­вались, чтобы достичь своей цели?

Опытные люди хорошо знают свои сильные и слабые стороны. И со­ответственно пользуются отработанными приемами, которые приводят их к заметному успеху. Но есть и ряд общих положений, повышающих эффек­тивность публичного выступления. Необходимо определиться с самого начала: чего ждет от вас ауди­тория и что именно вы намереваетесь достичь своим выступлением? Как правило, люди хотят получить от вас определенную информацию. А моти­вация вашего выступления определяется конкретной задачей: либо вы желаете лишь дать информацию, либо хотите заставить людей действо­вать.

Работа с аудиторией идет одновременно на вербальном и невер­бальном уровнях с умелым использованием речевых стратегий.

Вербальный уровень

Подразумевает вашу настройку на выступление, постановку необходимого внутреннего состояния.

Многие выступающие знают, как непросто наладить отношения с ау­диторией. Приходится терять драгоценное время на то, чтобы получить эмоциональную реакцию зала. Распространенная модель такова: вы пос­тепенно “заводитесь” и зал постепенно идет за вами.

Легче войти в контакт с аудиторией, когда вы появляетесь перед нею уже эмоционально разогретым. Для этого перед самым выходом необ­ходимо “развязать себе язык”: рассказать кому-нибудь пару-тройку анекдотов, похохмить, в общем - выступить в роли легкого собеседника. В зависимости от того, к какому психотипу вы относитесь, вы и подбираете себе настройку.

Труднее всего дается публичное выступление психастенику. Если вы встревожены, боитесь провалиться - поработайте со своим страхом. Решительности вам прибавит, например, такая настройка:”Передо мной сейчас предстанут мои должники. И во что бы то ни стало я должен вытрясти из них свои деньги.” Войдите в роль победителя. Используйте все известные вам приемы накачки уверенностью. Для усиления внутрен­него состояния лидера представьте себя самым сильным и ловким зве­рем, перед которым пасуют все соперники.

Гипертим часто грешит неконтролируемой грубостью. Если вы разд­ражены или злитесь на что-то - представьте на минуту, что у вас в груди мощный прожектор, от которого всем становится светло. Войдите в роль добродушного Деда Мороза, раздающего людям подарки и обещаю­щего счастливое будущее. На худой конец “размягчите” себя каким-ни­будь анекдотом.

Эпилептоид часто застревает на звеньях логической цепи, упорно талдычит одно и то же, и из-за этого эмоциональный теряет контакт с залом. Если вы знаете за собой такой грех, то вам тем более надо взять за правило перед выходом поупражняться в перепрыгивании с темы на тему. Легче всего это сделать, рассказав несколько коротких анек­дотов на разные темы.

Щизоиду для эффектного выступления не хватает эмоциональности, он обычно опасается рисковать. Если вы относитесь к этому типу, то учтите, что вам понадобится побольше времени на настройку. С помощью известных уже вам техник раскачайте свою способность идти на оправ­данный риск. А чтобы избавиться от зажатости в речи и угловатости в движениях, например, представьте себя круглым, сочным, мягким апель­сином.

А истерику, наоборот, желательно пригасить свою эмоциональ­ность. Иначе его эпатаж может вызвать неадекватную реакцию публики.

Невербальный уровень

Общения с аудиторией подразумевает ваше умение работать голосом, взглядом, мимикой, жестами.

Разные голосовые режимы - от громкого до тихого - позволяют держать зал в постоянном эмоциональном напряжении. Начинать выступ­ление желательно медленно, негромко. А затем - по ходу развития темы ваша речь должна все чаще перемежаться эмоциональными голосовыми всплесками. На людей гораздо сильнее действует последовательность в интонации, чем последовательность в мыслях.

Взгляд должен скользить по залу, как прожектор, выхватывающий время от времени своим лучом то или иное лицо. На одну-две секунды задержите взгляд, подарите человеку улыбку. Провоцирующая улыбка - прекрасный инструмент для вызова симпатии. Вы улыбнулись - вам улыб­нулись в ответ. Контакт состоялся.

Отработанная жестикуляция усиливает эффектность выступления, подчеркивает узловые моменты. Если есть возможность ходить по залу или перед аудиторией, то этим тоже желательно воспользоваться. Стоя­щий манекен не удерживает в должной мере внимание зала.

Наши рекомендации