Глава двадцать вторая публичное выступление
Кто не умеет говорить - карьеры не сделает.
Наполеон
Публичное выступление - это серьезное испытание. Даже те, кто постоянно выступает перед большой аудиторией - артисты, политики, преподаватели, юристы, журналисты - все они все равно волнуются перед выходом на сцену, на трибуну, в эфир. Потому что публичное выступление это всякий раз состязание между оратором и аудиторией. И кто выйдет победителем в этом соревновании спрогнозировать трудно.
Очевидно лишь одно - хорошо подготовленный оратор имеет несравнимо больше шансов покорить аудиторию нежели неподготовленный.
Вспомните свои публичные выступления. Что отложилось в памяти - эйфория от успеха или неприятный осадок на душе? Сравните свои экспромтные выступления с теми, к которым вы готовились заранее. Удалось ли вам хоть раз “завести” аудиторию? Какими приемами вы пользовались, чтобы достичь своей цели?
Опытные люди хорошо знают свои сильные и слабые стороны. И соответственно пользуются отработанными приемами, которые приводят их к заметному успеху. Но есть и ряд общих положений, повышающих эффективность публичного выступления. Необходимо определиться с самого начала: чего ждет от вас аудитория и что именно вы намереваетесь достичь своим выступлением? Как правило, люди хотят получить от вас определенную информацию. А мотивация вашего выступления определяется конкретной задачей: либо вы желаете лишь дать информацию, либо хотите заставить людей действовать.
Работа с аудиторией идет одновременно на вербальном и невербальном уровнях с умелым использованием речевых стратегий.
Вербальный уровень
Подразумевает вашу настройку на выступление, постановку необходимого внутреннего состояния.
Многие выступающие знают, как непросто наладить отношения с аудиторией. Приходится терять драгоценное время на то, чтобы получить эмоциональную реакцию зала. Распространенная модель такова: вы постепенно “заводитесь” и зал постепенно идет за вами.
Легче войти в контакт с аудиторией, когда вы появляетесь перед нею уже эмоционально разогретым. Для этого перед самым выходом необходимо “развязать себе язык”: рассказать кому-нибудь пару-тройку анекдотов, похохмить, в общем - выступить в роли легкого собеседника. В зависимости от того, к какому психотипу вы относитесь, вы и подбираете себе настройку.
Труднее всего дается публичное выступление психастенику. Если вы встревожены, боитесь провалиться - поработайте со своим страхом. Решительности вам прибавит, например, такая настройка:”Передо мной сейчас предстанут мои должники. И во что бы то ни стало я должен вытрясти из них свои деньги.” Войдите в роль победителя. Используйте все известные вам приемы накачки уверенностью. Для усиления внутреннего состояния лидера представьте себя самым сильным и ловким зверем, перед которым пасуют все соперники.
Гипертим часто грешит неконтролируемой грубостью. Если вы раздражены или злитесь на что-то - представьте на минуту, что у вас в груди мощный прожектор, от которого всем становится светло. Войдите в роль добродушного Деда Мороза, раздающего людям подарки и обещающего счастливое будущее. На худой конец “размягчите” себя каким-нибудь анекдотом.
Эпилептоид часто застревает на звеньях логической цепи, упорно талдычит одно и то же, и из-за этого эмоциональный теряет контакт с залом. Если вы знаете за собой такой грех, то вам тем более надо взять за правило перед выходом поупражняться в перепрыгивании с темы на тему. Легче всего это сделать, рассказав несколько коротких анекдотов на разные темы.
Щизоиду для эффектного выступления не хватает эмоциональности, он обычно опасается рисковать. Если вы относитесь к этому типу, то учтите, что вам понадобится побольше времени на настройку. С помощью известных уже вам техник раскачайте свою способность идти на оправданный риск. А чтобы избавиться от зажатости в речи и угловатости в движениях, например, представьте себя круглым, сочным, мягким апельсином.
А истерику, наоборот, желательно пригасить свою эмоциональность. Иначе его эпатаж может вызвать неадекватную реакцию публики.
Невербальный уровень
Общения с аудиторией подразумевает ваше умение работать голосом, взглядом, мимикой, жестами.
Разные голосовые режимы - от громкого до тихого - позволяют держать зал в постоянном эмоциональном напряжении. Начинать выступление желательно медленно, негромко. А затем - по ходу развития темы ваша речь должна все чаще перемежаться эмоциональными голосовыми всплесками. На людей гораздо сильнее действует последовательность в интонации, чем последовательность в мыслях.
Взгляд должен скользить по залу, как прожектор, выхватывающий время от времени своим лучом то или иное лицо. На одну-две секунды задержите взгляд, подарите человеку улыбку. Провоцирующая улыбка - прекрасный инструмент для вызова симпатии. Вы улыбнулись - вам улыбнулись в ответ. Контакт состоялся.
Отработанная жестикуляция усиливает эффектность выступления, подчеркивает узловые моменты. Если есть возможность ходить по залу или перед аудиторией, то этим тоже желательно воспользоваться. Стоящий манекен не удерживает в должной мере внимание зала.