Место курса в структуре в системе социогуманитарного образования
Цель курса.
Цель курса – изучить природу, сущность, функции, характеристики, конкретные проявления эмоций и воли и основные направления их психологических исследований.
1.2 Задачи курса:
- рассмотреть эмоциональные явления как регулирующие поведение человека, как отражающие отношения человека к действительности в форме переживаний, как форму существования смысла явлений действительности;
- проанализировать различные психологические и психофизиологические теории эмоций;
- объяснить природу и сущность эмоциональных явлений посредством раскрытия их сложного строения;
- выявить характеристики (общие для всех психических явлений и специфические) эмоциональных явлений;
- рассмотреть организующее и дезорганизующее влияние эмоций на поведение и деятельность человека; психосоматические эффекты эмоций.
- изучить конкретные эмоциональные процессы и состояния и способы управления негативными для личности и ее деятельности эмоциональными состояниями
- установить своеобразие эмоционального сопровождения различных когнитивных процессов, наличие самостоятельных эмоциональных феноменов, обусловленных спецификой когнитивных процессов или обусловливающих эту специфику.
- рассмотреть различные психологические теории о природе, механизмах, функциях воли;
- раскрыть дискуссионные вопросы психологии воли;
- проанализировать специфику и характеристики уровней психических регулятивных процессов: от непроизвольного до высокопроизвольного;
- раскрыть место воли в общей структуре уровней психической регуляции поведения и деятельности человека;
- рассмотреть конкретные проявления воли и их закономерности.
Место курса в структуре в системе социогуманитарного образования.
Данная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу дисциплин бакалавриата. Дисциплина "Эмоции. Воля" предполагает использование знаний культурологических закономерностей развития человека и общества, физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе, этических аспектов профессиональной деятельности психологов; логически и методически взаимосвязана с курсами «Ощущение и восприятие», «Внимание и память», «Культура здоровья». Будучи одним из разделов Общей психологии, дисциплина «Эмоции. Воля» предполагает использование знаний закономерностей психического отражения, условий функционирования когнитивных процессов, психических состояний, личностных свойств, логически и методически взаимосвязана с разделами Общей психологии в курсах из базовой части профессионального цикла - "Ощущение и Восприятие», «Внимание и Память», «Культура здоровья». Содержание дисциплины «Эмоции. Воля» дает основания для уяснения курсов из базовой части профессионального цикла: «Психология личности», «Психология здоровья», «Психология стресс-индуцированного поведения», «Самовыражение личности в общении».
1.4. Требования к уровню освоения содержания курса.
В результате изучения курса "Эмоции. Воля" студент должен:
знать:
- основные в отечественной и зарубежной психологии направления исследования и теории эмоционально-волевой сферы человека;
- основной категориально-понятийный аппарат, принятый в современной научной психологии для описания феноменов эмоций и воли, и классические методы психологического исследования феноменов эмоционально-волевой сферы;
- условия актуализации и закономерности функционирования и динамики феноменов эмоциональной и волевой сферы человека;
уметь:
- анализировать и обобщать эмпирически полученные факты, отражающие условия актуализации, строения, функций, характеристик эмоций и воли;
- дифференцировать критерии классификаций разнообразных эмоциональных и волевых особенностей человека;
- дифференцировать признаки феноменов эмоционально-волевой сферы человека;
- дифференцировать критерии, стадии, этапы, уровни развития в норме эмоционально-волевых особенностей человека;
владеть:
культурой научного мышления в развертывании психологического анализа, синтеза, обобщения, интерпретации феноменов эмоционально-волевой сферы;
- системой понятий, отражающих различные проявления эмоционально-волевой сферы человека;
- информацией об эффектах влияния эмоционально-волевых особенностей человека на его поведение и деятельность/
II. Учебно-тематический план курса
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц (144 час.); экзамен.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||
всего часов | лекции | семинары | СРС | |||||||
Развитие научно-психологических представлений о сущности эмоций | 1-4 | ПР-3, ПР-4, ПР-1 | ||||||||
Эмоциональные процессы и состояния | 4-8 | ПР-3, ПР-4, ПР-1 | ||||||||
Основные научные направления исследования воли | 9-12 | ПР-3, ПР-4, ПР-1 | ||||||||
Специфика волевой регуляции поведения и деятельности личности | 13-16 | ПР-3, ПР-4, ПР-1 | ||||||||
Экзамен | УО -4 | |||||||||
ИТОГО: 144 | ||||||||||
Формы контроля (условные обозначения): 1. УО – устный контроль: УО-1 – собеседование, УО-2 – коллоквиум, УО-3 – зачет по дисциплине (практике), УО-4 – экзамен по дисциплине (модулю).
2. ПР – письменные работы: ПР-1 – тесты, ПР-2 – контрольные работы, ПР-3 – эссе, проектные задания и иные творческие работы, ПР-4 – рефераты, ПР-5 – курсовые работы, ПР-6 –отчеты по практикам, ПР-7 – отчеты по НИРС.
3. ТС – технические средства контроля: ТС-1 – программы компьютерного тестирования, ТС-2 – учебные задачи, ТС-3 – комплексные ситуационные задания.