Место курса в структуре в системе социогуманитарного образования

Цель курса.

Цель курса – изучить природу, сущность, функции, характеристики, конкретные проявления эмоций и воли и основные направления их психологических исследований.

1.2 Задачи курса:

- рассмотреть эмоциональные явления как регулирующие поведение человека, как отражающие отношения человека к действительности в форме переживаний, как форму существования смысла явлений действительности;

- проанализировать различные психологические и психофизиологические теории эмоций;

- объяснить природу и сущность эмоциональных явлений посредством раскрытия их сложного строения;

- выявить характеристики (общие для всех психических явлений и специфические) эмоциональных явлений;

- рассмотреть организующее и дезорганизующее влияние эмоций на поведение и деятельность человека; психосоматические эффекты эмоций.

- изучить конкретные эмоциональные процессы и состояния и способы управления негативными для личности и ее деятельности эмоциональными состояниями

- установить своеобразие эмоционального сопровождения различных когнитивных процессов, наличие самостоятельных эмоциональных феноменов, обусловленных спецификой когнитивных процессов или обусловливающих эту специфику.

- рассмотреть различные психологические теории о природе, механизмах, функциях воли;

- раскрыть дискуссионные вопросы психологии воли;

- проанализировать специфику и характеристики уровней психических регулятивных процессов: от непроизвольного до высокопроизвольного;

- раскрыть место воли в общей структуре уровней психической регуляции поведения и деятельности человека;

- рассмотреть конкретные проявления воли и их закономерности.

Место курса в структуре в системе социогуманитарного образования.

Данная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу дисциплин бакалавриата. Дисциплина "Эмоции. Воля" предполагает использование знаний культурологических закономерностей развития человека и общества, физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе, этических аспектов профессиональной деятельности психологов; логически и методически взаимосвязана с курсами «Ощущение и восприятие», «Внимание и память», «Культура здоровья». Будучи одним из разделов Общей психологии, дисциплина «Эмоции. Воля» предполагает использование знаний закономерностей психического отражения, условий функционирования когнитивных процессов, психических состояний, личностных свойств, логически и методически взаимосвязана с разделами Общей психологии в курсах из базовой части профессионального цикла - "Ощущение и Восприятие», «Внимание и Память», «Культура здоровья». Содержание дисциплины «Эмоции. Воля» дает основания для уяснения курсов из базовой части профессионального цикла: «Психология личности», «Психология здоровья», «Психология стресс-индуцированного поведения», «Самовыражение личности в общении».

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате изучения курса "Эмоции. Воля" студент должен:

знать:

- основные в отечественной и зарубежной психологии направления исследования и теории эмоционально-волевой сферы человека;

- основной категориально-понятийный аппарат, принятый в современной научной психологии для описания феноменов эмоций и воли, и классические методы психологического исследования феноменов эмоционально-волевой сферы;

- условия актуализации и закономерности функционирования и динамики феноменов эмоциональной и волевой сферы человека;

уметь:

- анализировать и обобщать эмпирически полученные факты, отражающие условия актуализации, строения, функций, характеристик эмоций и воли;

- дифференцировать критерии классификаций разнообразных эмоциональных и волевых особенностей человека;

- дифференцировать признаки феноменов эмоционально-волевой сферы человека;

- дифференцировать критерии, стадии, этапы, уровни развития в норме эмоционально-волевых особенностей человека;

владеть:

культурой научного мышления в развертывании психологического анализа, синтеза, обобщения, интерпретации феноменов эмоционально-волевой сферы;

- системой понятий, отражающих различные проявления эмоционально-волевой сферы человека;

- информацией об эффектах влияния эмоционально-волевых особенностей человека на его поведение и деятельность/

II. Учебно-тематический план курса

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц (144 час.); экзамен.

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
всего часов лекции семинары СРС
Развитие научно-психологических представлений о сущности эмоций 1-4   ПР-3, ПР-4, ПР-1
Эмоциональные процессы и состояния 4-8   ПР-3, ПР-4, ПР-1
Основные научные направления исследования воли 9-12   ПР-3, ПР-4, ПР-1
Специфика волевой регуляции поведения и деятельности личности 13-16   ПР-3, ПР-4, ПР-1
  Экзамен           УО -4
  ИТОГО: 144      
                     

Формы контроля (условные обозначения): 1. УО – устный контроль: УО-1 – собеседование, УО-2 – коллоквиум, УО-3 – зачет по дисциплине (практике), УО-4 – экзамен по дисциплине (модулю).

2. ПР – письменные работы: ПР-1 – тесты, ПР-2 – контрольные работы, ПР-3 – эссе, проектные задания и иные творческие работы, ПР-4 – рефераты, ПР-5 – курсовые работы, ПР-6 –отчеты по практикам, ПР-7 – отчеты по НИРС.

3. ТС – технические средства контроля: ТС-1 – программы компьютерного тестирования, ТС-2 – учебные задачи, ТС-3 – комплексные ситуационные задания.

Наши рекомендации