Примерные темы выпускных квалификационных работ

· Психологическая диагностика страхов (агрессивного поведения, тревожности и др.) у умственно отсталых (с ЗПР, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, ЭВС и поведения) дошкольников (младших школьников, подростков, старшеклассников).

· Психодиагностика нарушений внимания (памяти, мышления, восприятия) у умственно отсталых (слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения) детей и подростков.

· Работа специального психолога по психологической диагностике нарушений детско–родительских отношений (отношений в коллективе) в семьях (в коллективе) умственно отсталых (слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения) детей и подростков.

· Изучение полового самосознания и полоролевого поведения у умственно отсталых (слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения) детей и подростков.

· Психологический анализ явления компьютерной (пищевой, химической) зависимости у детей и подростков различных категорий.

Примерные вопросы для подготовки к сдаче межкурсового зачёта по дисциплине

1. Психологическая и педагогическая диагностика: сходства и различия.

2. Понятия о психологической диагностике: цель, задачи, предмет, методы.

3. Понятия о психологическом диагнозе.

4. История появления и развития психологической диагностики.

5. Этапы психодиагностики.

6. Принципы отбора детей в специальные образовательные учреждения.

7. Подходы к классификации методов диагностики.

8. Классификация методов и методик в психодиагностики по степени их формализации.

9. Обзор методов и методик диагностики познавательной деятельности.

10. Обзор методов и методик диагностики внимания.

11. Обзор методов и методик диагностики памяти.

12. Обзор методов и методик диагностики восприятия.

13. Обзор методов и методик диагностики мышления.

14. Обзор методов и методик диагностики эмоционально-волевой сферы.

15. Обзор методов и методик диагностики личности.

16. Обзор методов и методик диагностики общения, взаимоотношения.

17. Характеристика метода наблюдения.

18. Характеристика методов беседы, интервью.

19. Характеристика метода опросников.

20. Характеристика метода анкеты.

21. Характеристика проективного метода.

22. Характеристика метода теста.

23. Характеристика метода эксперимента.

24. Характеристика метода изучения продуктов детской деятельности.

25. Универсальные психодиагностические методики.

26. Структура развёрнутого психолого-педагогического эксперимента.

27. Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам, их построению и проверке.

28. Понятие о стандартизации психодиагностических методик.

29. Понятие о надёжности психодиагностических методик.

30. Понятие о валидности психодиагностических методик.

31. Понятие о репрезентативности психодиагностических методик.

32. Профессионально-этические нормы в психодиагностике.

33. Заключение по результатам психодиагностического обследования.

34. Понятие о психодиагностической процедуре.

35. Организация и проведение психодиагностического обследования.

36. История использования компьютеров в психодиагностике.

37. Направления в использовании компьютеров в психолого-педагогической практике.

38. Особенности использования компьютеров в психологической диагностике детей с отклонениями в развитии.

39. Применение методов математической статистики в психологической диагностике.

40. Основные понятия, используемые в математической обработке психологических данных.

41. Критерии математической статистики и их использование в психологической диагностике.

42. Особенности применения методов психологической диагностики в раннем детском возрасте. Проблемы и значение ранней диагностики.

43. Особенности применения методов психологической диагностики в дошкольном возрасте.

44. Особенности применения методов психологической диагностики в младшем школьном возрасте.

45. Особенности применения методов психологической диагностики в подростковом возрасте.

46. Особенности применения методов психологической диагностики в раннем юношеском возрасте.

47. Особенности применения методов психологической диагностики в работе с умственно отсталыми детьми и подростками.

48. Особенности применения методов психологической диагностики в работе с детьми и подростками с задержкой психического развития.

49. Особенности применения методов психологической диагностики в работе с детьми и подростками, имеющими нарушения слуха.

50. Особенности применения методов психологической диагностики в работе с детьми и подростками, имеющими нарушения зрения.

51. Особенности применения методов психологической диагностики в работе с детьми и подростками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

52. Особенности применения методов психологической диагностики в работе с детьми и подростками, имеющими нарушения речи.

53. Особенности применения методов психологической диагностики в работе с детьми и подростками, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения.

54. Особенности применения методов психологической диагностики в работе с детьми и подростками, имеющими сложные нарушения развития.

Примерные вопросы для подготовки к сдаче межкурсового экзамена по дисциплине

1. Предыстория возникновения психодиагностики как науки. Понятие об «индивидуально-психологических различиях».

2. Метод эксперимента: его возникновение и обоснование. Эксперимент: лабораторный и естественный. Понятие о развёрнутом психолого-педагогическом эксперименте.

3. История зарождения психологического тестирования.

4. Тестовый метод как один из основных в психодиагностике.

5. Основные создатели тестового метода.

6. Тестирование как наиболее дискутируемая проблема в зарубежной и отечественной психодиагностике.

7. Сопоставление становления методов и методик психодиагностики в зарубежной и отечественной психодиагностике.

8. Анализ Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроссов» от 04 июля 1936 года: его влияние на процесс становления отечественной психодиагностики.

9. Характеристика основных достижений и недостатков отечественной психодиагностики на конец ХХ – начало ХХI века. Перспективы науки.

10. Вклад Л.С. Выготского в отечественную психодиагностику аномального развития детей.

11. Понятие о психологическом диагнозе. Научные методы постановки психологического диагноза.

12. Психологическая и педагогическая диагностика: сходство и различия.

13. Теоретическое обоснование проблемы ранней диагностики отклонений в развитии детей.

14. Диагностика психического развития периода новорожденности и младенчества. Обзор основных методов диагностики. Возможности выявления отклонений в развитии детей в этот период.

15. Диагностика психического развития периода раннего возраста. Обзор основных методов диагностики. Возможности выявления отклонений в развитии детей в этот период.

16. Понятие об эпикризных сроках детского развития. Определение опережающего, нормального, задержанного по темпу, патологического развития детей.

17. Диагностика психического развития периода дошкольного возраста. Обзор основных методов диагностики. Возможности выявления отклонений в развитии детей в этот период.

18. Особенности изучения психологической готовности к школьному обучению у детей с отклонениями психофизического и/или интеллектуального развития.

19. Обзор методик на определение психологической готовности детей к обучению в школе.

20. Специфика диагностики психического развития детей младшего школьного возраста. Определение школьной адаптации/дезадаптации у детей данного возраста.

21. Специфика диагностики психического развития детей подросткового возраста. Обзор методик на изучение особенностей общения детей в этот возрастной период.

22. Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам, их построению и проверке.

23. Стандартизация психодиагностических методик. Требования к процедуре стандартизации.

24. Надёжность психодиагностических методик.

25. Валидность психодиагностических методик. Разновидности валидности.

26. Репрезентативность психодиагностических методик.

27. Профессионально-этические нормы в психодиагностике.

28. Основные принципы психодиагностики. Подходы к интерпретации принципов.

29. Подходы к классификации методов и методик психодиагностики (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.М. Гуревич и др.)

30. Общее и специфическое в подходах к классификации методов и методик психодиагностики.

31. Понятие об экспериментальных и неэкспериментальных методах и методиках психодиагностики.

32. Методы и методики диагностики познавательной деятельности детей. Специфика диагностики познавательной деятельности у детей с нарушениями психофизического и/или интеллектуального развития.

33. Методы и методики диагностики внимания. Специфика диагностики внимания у детей с нарушениями психофизического и/или интеллектуального развития.

34. Методы и методики диагностики памяти. Специфика диагностики памяти у детей с нарушениями психофизического и/или интеллектуального развития.

35. Методы и методики диагностики восприятия. Специфика диагностики восприятия у детей с нарушениями психофизического и/или интеллектуального развития.

36. Методы и методики диагностики наглядно-действенного мышления. Специфика диагностики наглядно-действенного мышления у детей с нарушениями психофизического и/или интеллектуального развития.

37. Методы и методики диагностики наглядно-образного мышления. Специфика диагностики наглядно-образного мышления у детей с нарушениями психофизического и/или интеллектуального развития.

38. Методы и методики диагностики словесно-логического мышления. Специфика диагностики словесно-логического мышления у детей с нарушениями психофизического и/или интеллектуального развития.

39. Методы и методики диагностики эмоционально-волевой сферы. Специфика диагностики эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями психофизического и/или интеллектуального развития.

40. Методы и методики диагностики личностного развития. Специфика диагностики личностного развития у детей с нарушениями психофизического и/или интеллектуального развития.

41. Методы и методики диагностики общения. Специфика диагностики общения у детей с нарушениями психофизического и/или интеллектуального развития.

42. Понятие об универсальных психодиагностических методиках. Примеры универсальных диагностических методик. Возможности их применения при обследовании детей с отклонениями в развитии.

43. Характеристика метода изучения продуктов детской деятельности. Особенности изучения продуктов детской деятельности у детей с нарушениями психофизического и/или интеллектуального развития.

44. История использования компьютерной техники в психодиагностике.

45. Направления в использовании компьютеров в психолого-педагогической практике. Положительные и отрицательные стороны использования компьютеров в психологической практике.

46. Особенности использования компьютеров в психологической диагностике детей с отклонениями в развитии.

47. Применение методов математической статистики в психологической диагностике.

48. Основные понятия, используемые в математической обработке психологических данных.

49. Критерии математической статистики и их использование в психологической диагностике.

50. Психодиагностическая процедура в узком и широком смыслах понимания. Примеры процедур. Требования к организации и проведению психодиагностических процедур.

51. Обследование и исследование: сходство и отличие понятий. Примеры обследования. Примеры исследования.

52. Игровая деятельность как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Роль игры в становлении нервно-психического развития ребёнка. Виды игр.

53. Методы изучения игровой деятельности у детей: нормально развивающихся и с отклонениями в развитии. Правила изучения игровой деятельности детей.

54. Организация и проведение психодиагностической работы в консультативно-диагностическом и коррекционном отделах психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).

55. Организация и проведение психодиагностического обследования детей в ПМПК (консультации): методы, условия, программа психологического обследования.

56. Схема психологического обследования ребёнка в ПМПК (консультации). Необходимые диагностические материалы для обследования.

57. Заключение по результатам психологического обследования ребёнка в ПМПК (консультации). Общие подходы к составлению. Использование психологом данных, полученных от специалистов-смежников, для составления психологического заключения на ребёнка.

58. Анализ состава методических материалов, применяемых для проведения обследования детей с нарушениями психофизического и/или интеллектуального развития. Заключение на ребёнка с нарушением (речевого развития, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллектуального развития, эмоционально-волевой сферы – на выбор студента).

59. Особенности проведения психодиагностической процедуры в ПМПК (комиссии). Необходимые диагностические материалы. Особенности выявления нарушений интеллектуального развития детей (умственная отсталость, ЗПР, РДА и др.).

60. Заключение по результатам психодиагностического обследования ребёнка с нарушением развития в ПМПК (комиссии).

61. Анализ основных подходов к формулированию и трактовке принципов изучения особенностей детей с отклонениями в развитии.

62. Применение проективного метода в современной психолого-педагогической практике. Возможности метода при выявлении отклонений в развитии детей и интерпретации специфики выявленных нарушений.

63. Использование текстов (простых, сложных, со скрытым смыслом) для психодиагностики интеллектуальных и личностных особенностей детей: нормально развивающихся и с отклонениями в развитии.

64. Специфика применения загадок, пословиц, поговорок, афоризмов, басен при обследовании детей с отклонениями психофизического и/или интеллектуального развития.

65. Специфика применения графических методик при обследовании детей с отклонениями психофизического и/или интеллектуального развития.

66. Метод изучения документации на ребёнка с отклонениями в развитии. Его значение при написании психологического заключения.

67. Диагностическая беседа: этапы, технология проведения. Варианты использования в психолого-педагогической практике.

68. Наблюдение как метод мало формализованной диагностики. Варианты его применения при изучении детей: нормально развивающихся и с нарушениями психофизического и/или интеллектуального развития.

69. Опросные методы и анкетирование в психодиагностической практике. Возможности их применения при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, их родителями и педагогами. Понятие о методе «экспертных оценок».

70. Нормативные требования к разработчикам и пользователям психодиагностических методов и методик.

Наши рекомендации