Методика обследования познавательного развития

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА

ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ

Приступая к обследованию ребенка младшего дошколь-зого возраста, экспериментатор сначала устанавливает эмо-ижонально-деловой контакт и формирует доверительные отношения, а также обращает внимание на общее состоя-нже ребенка и только после этого предлагает ему выпол-нжть следующие задания (см. табл. 3).

Задания для обследования детей 3—4 лет

Наименование задания
Поиграй (набор сюжетных игрушек)
..2} Коробка форм
Разбери и сложи матрешку (четырехсоставную)
  Группировка игрушек (адаптированный вариант методики Л. А. Венгера)
Сложи разрезную картинку (из трех частей)
  Достань тележку (со стержнем; адаптированный вариант ме­тодики С. Л. Новоселовой)
7. Найди пару (сравнение картинок)
8. Построй из кубиков
9. Нарисуй
10. Сюжетные картинки

1, ПОИГРАЙ(набор сюжетных игрушек). Задание на-влено на выявление уровня развития игры: отношение § игрушкам и развитие предметно-игровых действий, уме ние произвести по подражанию несколько последователь­ных игровых действий.

Оборудование: кукла, детская коляска, мебель для куклы (стол, стул, кроватка с постельными принадлежно­стями, буфет с набором посуды), строительный набор, ма­шинка, мячик.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с куклой: «Посади ее в коляску и покатай». Ес­ли ребенок катает куклу, взрослый предлагает ее покор­мить: «Посади ее за стол и покорми». В случаях отказа от игры с куклой ребенку предлагают нагрузить кубики в машинку и отвезти их на другой столик.

Обучение: если ребенок не начинает играть, взрослый дает ему мячик и предлагает покатать друг другу, затем сажает куклу в коляску, предлагая ее прокатить. В даль­нейшем сажает куклу за стол, просит ее покормить, т. е. взрослый включает ребенка в совместную игру.

Оценка действий ребенка: проявление интереса к иг­рушкам; наличие интереса к одной игрушке; характер действий с ними — адекватные или неадекватные, специ­фические или неспецифические манипуляции, предметно-игровые действия, процессуальная или сюжетная игра, выполнение игровых действий по подражанию. (Всего на игру отводится 10—15 мин.)

2. КОРОБКА ФОРМ.Задание направлено на проверку уровня развития практической ориентировки на форму, т. е. умения пользоваться методом проб при выполнении практических задач.

Оборудование: деревянная (или пластмассовая) коробка с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямо­угольной, квадратной, шестиугольной формы («почтовый ящик») и десятью объемными геометрическими фигура­ми, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.

методика обследования познавательного развития - student2.ru

Проведение обследования: психолог берет одну из фи­гур и бросает ее в соответствующую прорезь. Затем пред­лагает ребенку опустить остальные. Если ребенок не мо­жет найти нужную прорезь, а пытается силой заталкивать фигуру, то следует провести обучение.

Обучение: психолог берет одну из форм и медленно по­казывает действия, прикладывая фигуру к разным отвер­стиям, пока не найдет нужное. Затем дает ребенку дру­гую фигуру и вместе с ним прикладывает ее к прорезям, отыскивая соответствующую. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; способы выполнения — хаотичные действия или целенаправленные пробы; обучаемость; отношение к ре­зультату своей деятельности.

3. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ(четырехсоставную). Задание направлено на проверку уровня развития ориен­тировки на величину.

Оборудование: четырехсоставная матрешка.

Проведение обследования: взрослый показывает ребен­ку матрешку и просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать ее. После рассмотрения всех матрешек ребенка просят собрать их все в одну: «Собери все матрешки, что­бы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: психолог показывает ребенку, как складыва­ется сначала двусоставная, а затем трехсоставная и четы­рехсоставная матрешки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; способы выполнения; обучаемость; отношение к ре­зультату своей деятельности.

<:«? ГРУППИРОВКА ИГРУШЕК(адаптированный вариант методики Л. А. Венгера). Задание направлено на выявле­ние уровня развития восприятия формы, умения исполь­зовать геометрические эталоны (образцы) при определе­нии общей формы конкретных предметов, т. е. выполнения группировки по форме.

Оборудование: три коробки (без верхних крышек, раз­мер каждой стенки 20x20 см) одного цвета с изображен­ными на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображен квадрат, на вто­рой — треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 пред­метов в мешочке: 8 — похожие на квадрат (кубик, коро­бок, квадратная пуговица и др.), 8 — похожие на треугольник (конус, елочка, формочка и др.) и 8 — по­хожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.) (см. табл. 4).

Набор предметов

Похожие на квадрат Похожие на треугольник Похожие на круг
Кубик Конус Монета
Коробок Елочка Медаль
Пуговица Формочка Полусфера
Ластик Крышка Цыпленок
Мыло Ракета Пуговица
Записная книжка Призма Кольцо
Флакон (бутылочка) Батарейка Флакон (бутылочка) Камушек Божья коровка Коробка (пудреница)

Проведение обследования: коробки расставляются на столе перед ребенком. Психолог обращает внимание ре­бенка на эталон-образец: «Смотри, здесь нарисована вот такая фигура (круг), а здесь вот такая (квадрат)». Затем вынимает из мешочка первый предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ круга), на эту (показ квадрата) или на эту (показ треугольника)?» После того как ребенок указывает на один из эталонов, взрос­лый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вы­нимает следующий предмет (другой формы), и вся проце­дура повторяется. В дальнейшем дают возможность разложить игрушки самому ребенку, его просят: «А те­перь разложи все игрушки в свою коробку, смотри вни­мательно».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый по очереди дает игрушки и просит ребенка опустить игрушку в ко­робку. Если же ребенок опускает ее, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец, соотнося с ним игрушку.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; способы выполнения — умение работать по образ­цу; целенаправленность действий; обучаемость, отношение к результату; результат.

5. СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ(из трех частей). За­дание направлено на выявление уровня развития целост­ного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картин­ки, одна из которых разрезана на три части (потух или платье).

Наглядный материал: набор № 1, рис. ЬТ 10.

Проведение обследования: взрослый показы плот ребен­ку три части разрезной картинки и просит: «Сдоляй це­лую картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может пра­вильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Коли и после этого ребенок не справляется с заданием, :>кспериментатор сам накладывает часть разрезной кар­тинки на целую и просит его наложить другую. После чего предлагает ребенку выполнить задание самостоя­тельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; спосо­бы выполнения; обучаемость; отношение к результату; ре­зультат.

6. ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ(со стержнем; адаптированный вариант методики С. Л. Новоселовой). Задание направле­но на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления.

Оборудование: тележка со стержнем, три палочки: с колечком, с рабочим концом типа вилки, с веревочкой.

Проведение обследования: перед ребенком на другом конце стола стоит тележка так, чтобы он не мог достать ее рукой. Недалеко сбоку от ребенка лежат палочки. Ре­бенка просят достать тележку и поиграть с ней. Если ре­бенок тянется к ней рукой, то ему говорят: «Подумай, как достать». В тех случаях, когда он начинает брать па­лочки и доставать тележку, ему дают возможность вы­полнять задание методом проб. Если ребенок пытается встать, его просят посидеть на стуле и подумать, как до­стать тележку.

Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; способы выполнения — хаотичные действия; ме­тод проб; метод зрительного соотнесения; отношение к ре­зультату^ результат.

7. НАЙДИ ПАРУ(сравнение картинок). Задание направ­
лено на выявление умения анализировать и сравнивать
изображения, находить сходство и различие.

Оборудование: три парные карточки, на каждой из ко­торых изображены в разной последовательности геометри­ческие фигуры — круг, квадрат, треугольник.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 17—22.

Проведение обследования: взрослый берет три карточки с разным расположением геометрических фигур и раскла­дывает их перед ребенком, аналогичные находятся у взрос­лого в руке. Он показывает ребенку одну из карточек и просит найти такую же, т. е. карточку, на которой точ­но так же расположены геометрические фигуры. После успешного выполнения ребенком задания ему предлага­ют две другие карточки. В случае затруднений проводит­ся обучение.

Обучение: предполагается первый вид помощи, при ко­тором убирается одна карточка и ребенок должен сделать выбор из двух карточек. Если и после этого ребенок за­дание не выполняет, то предлагается второй вид помощи. Взрослый начинает соотносить формы на одинаковых кар­точках, поочередно показывая указательным жестом, чем они похожи: «Здесь первый треугольник и здесь такой же; здесь круг и на этой карточке такая же форма; здесь квадрат и здесь. Эти карточки одинаковые». После де­тального рассмотрения одной пары карточек ребенку пред­лагают выбрать другую карточку.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; умение анализировать и сравнивать изображения на картинке; обучаемость; результат.

8. ПОСТРОЙ ИЗ КУБИКОВ.Задание направлено на вы­
явление умения работать по показу, подражанию, дейст­
вовать целенаправленно.

Оборудование: два одинаковых комплекта строительно­го материала — бруски, треугольные принмы, полусферы (все одного цвета).

Проведение обследования: взрослый на глазах у ребен­ка строит сооружение из трех деталей. Затем предлагает ребенку построить такое же. Если ребенок справился с первым заданием, ему предлагают построить еще одно со­оружение, при этом положение кубикон относительно друг друга меняется.

методика обследования познавательного развития - student2.ru

Обучение: если ребенок не может выполнить задание по показу, то ему предлагают выполнить его по подража­нию. Взрослый ставит на стол около себя брусок, дает та­кой же брусок ребенку и просит его поставить так же. Затем психолог берет треугольную призму, ставит ее на брусок и просит ребенка сделать так же. Далее ставит по­лусферу и дает такую же ребенку, обращая его внимание на то, куда надо ее поставить. После обучения ребенку предлагают выполнить другую постройку по образцу. -

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; выполнение задания по подражанию, показу после обучения; отношение к результату своей деятельности.

9. НАРИСУЙ.Задание направлено на выявление уровня
развития предметного рисунка.

Оборудование: два цветных фломастера, лист бумаги.

Проведение обследования: взрослый на глазах у ребен­ка рисует на листе бумаги воздушный шарик и говорит: «Вот я рисую шарик. К нему я рисую веревочку. Вот еще один шарик, а ты нарисуй к нему веревочку». Ребенку дают фломастер другого цвета и указательным жестом по­казывают, где рисовать. Если у ребенка получается вере­вочка, то его просят нарисовать еще один шарик с вере­вочкой. В случае, если у ребенка не получается, то ему дают другой лист бумаги и просят на нем нарисовать та­кие же шарики.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; уровень сформированности интереса к рисованию; предпосылки к рисованию — умение держать фломастер; наличие предметного рисунка; отношение к результату.

10. СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ.Задание направлено на вы­
явление понимания сюжетного изображения, уровня раз­
вития связной речи.

Оборудование: картинки с изображением ситуации,

близкой к жизненному опыту детей (девочка кормит кук­лу, мальчик умывается, мальчик катает мишку на ма­шине).

Наглядный материал: набор № 1, рис. 23—25.

Проведение обследования: психолог последовательно по одной картинке показывает ребенку и предлагает их рас­смотреть, а затем рассказать, что делает девочка (маль­чик). Если ребенок отвечает однословно, но адекватно си­туации, изображенной на картинке, то психолог задает уточняющие вопросы: «Кого кормит девочка? Что делает мальчик? Кого катает мальчик? Чем мальчик будет вы­тирать руки?» Если ребенок не отвечает словом, фразой, то проводится обучение.

Обучение: перед ребенком одновременно кладут две кар­тинки и просят показать, где мальчик умывается, где мальчик катает мишку. Затем спрашивают: «Что делает мальчик?», указывая при этом на картинку, где мальчик умывается. Если ребенок молчит, то его просят ответить отраженно: « Умывается ».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; уровень развития связной речи (отсутствие актив­ной речи; наличие или отсутствие фразовой речи, понят­ной или малопонятной для окружающих; речь, состоящая из отдельных слов или отраженная).

В тех случаях, когда у ребенка речь малопонятная или в речи отмечаются только отдельные слова, необходимо провести полное педагогическое обследование слуха и ди­агностику речевого развития.

Результаты проведенного обследованияоцениваются в баллах.

ПОИГРАЙ.

1 балл — ребенок не начинает играть даже после то­го, как взрослый предложил выполнить совместные дей­ствия; интерес к игрушкам не проявляет.

2 балла — ребенок начинает выполнять совместные со взрослым игровые действия, при этом повторяет дейст­вия взрослого и не привносит в игру от себя новых дейст­вий; отмечаются процессуальные действия, манипуляции.

3 балла — ребенок играет самостоятельно; выполня­ет несколько предметно-игровых действий (катает куклу, сажает ее за стол, кормит); проявляет интерес к игруш­кам и действиям с ними, но играет молчи; подражает дей­ствиям взрослого.

4 балла — ребенок выполняет ряд логически после­довательных действий, объединяя их сюжетом; сопровож­дает свои действия речью.

КОРОБКА ФОРМ.

1 балл — ребенок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения задание не понимает.

2 балла — ребенок принимает задание, пытается вы­полнить его, используя хаотичные действия; после обуче­ния не переходит к выполнению задания методом проб.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание,выполняет его методом перебора вариантов; после обуче­ния пользуется методом проб.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание, с интересом выполняет его методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.

РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ.

1 балл — ребенок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекват­ные способы действия.

2 балла — ребенок принимает задание, стремится действовать с матрешкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрешки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекват­но, а после обучения не переходит к самостоятельному спо­собу действия; безразличен к результату своей деятельности.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обуче­ния переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; складывает матрешку методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.

ГРУППИРОВКА ИГРУШЕК.

1 балл — ребенок не принимает и не понимает зада­ние; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребенок действует, не ориентируясь на об­разец; после обучения продолжает опускать игрушки без учета основного принципа.

3 балла — ребенок опускает игрушки, не всегда ори­ентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.

4 балла — ребенок опускает игрушки с учетом об­разца; заинтересован в конечном результате.

СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ.

1 балл — ребенок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла — ребенок принимает задание, но не пони­мает, что части надо соединить в целое; кладет части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполне­нию задания; безразличен к конечному результату.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание;пытается соединить части в целое, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справ­ляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание;самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим
примериванием.

ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ.

1 балл — ребенок не принимает задание, не понима­ет цели.

2 балла — ребенок принимает задание, но стремится выполнить его неадекватными способами, т. е. многократ­но стремится дотянуться до тележки рукой либо пытает­ся встать и подойти к тележке (других способов решениязадачи не отмечается).

3 балла — ребенок принимает и понимает задание; сначала пытается достать тележку рукой, затем пытается встать и подойти к тележке; в дальнейшем использует па­лочки для доставания тележки, пользуясь методом проб;результат положительный.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание;сразу берет орудие в руки; решает задачу, используя ме­тод проб или зрительного соотнесения.

НАЙДИ ПАРУ.

1 балл — ребенок не понимает задание; при обуче­нии действует неадекватно (берет картинку в рот, разма­хивает ею).

2 балла — ребенок принимает задание, но не пони­мает условия; берет любую картинку и показывает, не выполняя операции сравнения и обобщения; после обуче­ния с заданием не справляется.

3 балла — ребенок принимает и понимает условия задания, но при выполнении недостаточно владеет опера­циями сравнения и обобщения; после обучения выполня­ет задание правильно.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание;владеет операциями сравнения и обобщения; задание сра­зу выполняет верно.

ПОСТРОЙ ИЗ КУБИКОВ.

1 балл — ребенок не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (бросает кубики, разма­хивает ими, берет в рот и т. д.).

2 балла — ребенок принимает задание, но по показу выполнить не может; в условиях подражания справляется с заданием, а после обучения не может выполнить зада­ние по показу.

3 балла — ребенок принимает задание; по показу вы­полняет неточно; после обучения может выполнить пост­ройку по показу.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание;(•разу может построить по показу.

НАРИСУЙ.

1 балл — ребенок задание не принимает; в условиях обучения не стремится рисовать.

2 балла — ребенок принимает задание, но не может нарисовать веревочку к шарику; черкает по бумаге; после обучения проводит линии на бумаге, не учитывая условиия задания.

3 балла — ребенок принимает задание; самостоятель­но его не выполняет, но после обучения рисует шарики и неревочки; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; сразу по показу рисует веревочку к шарику; заинтересо­ван в результате.

СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ.

1 б а л л — у ребенка собственная речь отсутствует, нет даже отраженной речи.

2 б алла — у ребенка собственная речь состоит из зву­коподражаний и отдельных слов.

3 балла — у ребенка собственная речь фразовая, номалопонятная для окружающих.

4 балла — у ребенка собственная речь фразовая, хо­рошо понятная для окружающих.

Наши рекомендации