Рекомендации для учителей средних классов
В средней школе возникает множество собственно подростковых и юношеских проблем. Многие из них считают пустяками, хотя на самом деле это важнейшие проблемы. Всем матерям знаком ответ «Ну и что» по поводу их волнений и переживаний за подростка, увлекающегося мотоциклом. Понятие «иметь ребенка» связывается подростками в основном с беременностью и в лучшем случае с младенцем в коляске, но не с двадцатилетними заботами о ребенке. Смерть ассоциируется с больницей и похоронами, но не с чувством утраты – до тех пор, пока это не коснется их самих.
Лучшим введением к занятию, посвященному проблеме смерти, потери близкого человека, будет обсуждение причин смерти – старость, болезнь, насилие, несчастные случаи, убийство и самоубийство. Последующие вопросы могут касаться вопросов похорон и кремации. «Бывал ли кто-нибудь из вас на кладбище?» Учитель может организовать поход на кладбище, показать могилы исторических лиц. Можно показать культурные и религиозные различия в похоронных ритуалах; необходимо обсудить и светские похороны.
С этого момента обсуждения могут стать более личными, и учитель должен поинтересоваться, все ли хотят принять в них участие. Как правило, все дети хотят слушать, даже если не стремятся говорить сами.
Как поддержать товарищей, потерявших близких? Для общей дискуссии можно предложить тему: «Как помочь человеку, переживающему горе?». Интересно, что только некоторые предлагают говорить об умершем родственнике. И очень трудно бывает объяснить сильное желание человека поговорить о том, кого он любил и теперь потерял.
«Если бы ты умер, хотел бы ты, чтобы никто о тебе больше не вспоминал?» – спросил учитель одного весьма циничного подростка. Не получив ответа, он продолжил: «Представь себе, что со дня смерти о человеке никто не заговорил. Нигде не было бы его фотографий, записей, что бы чувствовали его вдова и дети?» Этот пример показал классу жизненную необходимость живой памяти об умершем.
Родители должны быть внимательны к ребенку, если умирает кто-то из его одноклассников или друзей. Он будет страдать так же, как если бы это были его брат или сестра. Глубоко переживая случившееся, подросток иногда «впадает в детство» и начинает общаться при помощи жестов, а не слов.
Помимо обсуждений учитель должен порекомендовать подросткам соответствующую литературу.
Подросток может настолько погрузиться в собственные размышления и переживания, что теряет всякую связь с внешним миром. Если вы замечаете, что он забыл, о чем вы его спросили, постарайтесь проявить терпение, спокойно повторите свой вопрос или скажите, что вы тоже порой забываете что-то. Говорить ребенку, чтобы он больше старался, не впадал в задумчивость абсолютно бесполезно: умственно он совершенно дезорганизован. Иногда можно предложить подростку работать на уроке так, как если бы он сейчас занимался своим любимым видом спорта. Этот прием не облегчает горя, но помогает ученику заставить себя работать, не отставая от класса. Причина нарушения работоспособности не всегда очевидна. Порой на девочку дома возлагают обязанности умершей матери, и она просто устает и не высыпается, что прямо отражается на ее учебе. Иногда же ребенок использует свое горе в качестве оправдания плохой учебы.
Все приведенные выше приемы кажутся на первый взгляд очень простыми и естественными. Однако в большинстве случаев взрослые ведут себя по отношению к страдающему ребенку именно так, как не надо себя вести: делают вид, что ничего не случилось, стараются избегать упоминаний о постигшем ребенка горе, а на самом деле предлагают ему самому справляться с горем, самому вырабатывать способы поведения и защиты и искать пути выхода из кризиса. Далеко не всегда он справляется с этой задачей. Помочь ребенку, поддержать его в столь трудной ситуации должны уметь в первую очередь те взрослые, которые живут рядом с ребенком, встречают его каждый день в школе или в детском саду. Задача психолога – помочь им в этом.