На логопедических занятиях
В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «УЧИСЬ УЧИТЬСЯ»
Свобода — это собственный темп ребенка.
Е. Паркхерст
В настоящее время на Западе достаточно широко используется Дальтон-план. Этот метод, активно применявшийся в России в 1920-е гг., к сожалению, современным отечественным образованием забыт. Причиной тому, видимо, послужило использование данной технологии Н.И. Бухариным в процессе партучебы. После расстрела Бухарина на Дальтон-план был наложен запрет.
Однако основной принцип Дальтон-плана — сочетание свободы и ответственности ученика в процессе обучения — как нельзя лучше соответствует современным требованиям гуманизации образования. В чем заключается основная идея Дальтон-плана? В соответствии с данной технологией каждый ученик планирует свое время для усвоения определенной темы, заключая с педагогом контракт на определенный срок (например, на месяц). Таким образом, учитель-логопед вместе с каждым учеником, посещающим логопедические занятия, отслеживает его продвижение в соответствии с индивидуальным планом. Это особенно важно при организации логопедической поддержки, т. к. на занятия приходят дети с разнообразными проблемами, с разным темпом работы, из Разных классов. Дальтон-план позволяет закреплять и Развивать у детей навыки планирования, которым уде-
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
ляется особое внимание в процессе реализации программы «Учись учиться».
Как организовать работу по Дальтон-плану на логопедических занятиях
1. У каждого ученика имеется индивидуальный график — таблица, в которой в соответствии с контрактом перечислены индивидуальные задания на определенный срок. Ученики напротив каждого задания сами проставляют приблизительное время, за которое они должны с ним справиться. Третья колонка такого графика предназначена для отметки о выполнении задания и реально затраченном времени. Среди заданий помимо логопедических упражнений, предложенных логопедом в соответствии с проблемами, имеющимися у ребенка, содержатся задания, направленные на развитие общеучебных навыков. Перед составлением собственного плана ученик вместе с логопедом в процессе индивидуальной беседы анализирует собственные проблемы. Логопед предлагает варианты работы по преодолению трудностей, а школьник самостоятельно распределяет эту работу во времени.
2. На каждом занятии логопед выделяет время для работы по Дальтон-плану, снабжает учащихся материалами (карточками с заданиями, текстами и пр.) и при необходимости оказывает помощь.
3. По окончании работы по индивидуальным планам ученики делают отметки о выполнении и затраченном времени в соответствующей колонке своего графика.