Вопрос 4 Структурный метод
Сущность структурного метода, предложенного А.И. Губинским, состоит в том, что трудовую деятельность описывают в вид структуры, состоящей из рабочих и вспомогательных операций, для каждой из которых определяются временная и надежностная характеристики. Одним из принципов структурного метода является принцип иерархического структурирования, состоящий в том, что деятельность человека представляется:
- на оперативном уровне - в виде структуры взаимосвязей решаемых задач;
- на уровне решения одной задачи - в виде структуры взаимосвязей алгоритмов;
- на уровне алгоритма - в виде структуры взаимосвязей блоков операций;
- на уровне блока операций - в виде взаимосвязей отдельных операций;
- на уровне операции - в виде взаимосвязи ее компонентов.
А.И. Губинский и В.Г. Евграфов отмечают в то же время ряд трудностей использования структурного метода, в частности сложность установления зависимости структуры от факторов внешней среды, отсутствие общепринятой «алгоритмической» трактовки мыслительной деятельности, не позволяющее описать ее структуру.
Вопрос 5 Системный анализ
Описанный выше структурный метод уже отвечает одному из принципов системного подхода к изучению профессиональной деятельности: он направлен на выявление иерархической структуры основных компонентов изучаемой деятельности. Стремление соотнести профессионально значимых свойств субъекта труда, определить характер и уровень взаимосвязи между ними - направление ряда других исследований, в которых делаются попытки системного анализа деятельности.
Наиболее разработанную методику системного анализа профессиональной деятельности предложил В.Д. Шадриков. Она опирается на методологию системного подхода и предполагает анализ деятельности на нескольких уровнях.
Уровень личностно-мотивационного анализа предполагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны, и возможностей удовлетворения этих потребностей, заложенных в особенностях профессии, - с другой. Степенью взаимосоответствия этих двух аспектов определяется уровень мотивации трудового поведения.
На уровне компонентно-целевого анализа вскрываются цель и значение каждого действия, каждой операции в общей структуре трудовой деятельности. Системный подход требует, чтобы уже на уровне компонентного анализа деятельности рассматривалась не только ее внешняя (действенная) сторона, но и внутренняя, связанная с реализацией психических свойств работника и психических процессов, участвующих в выполнении действий. Изучению подлежат также предмет и орудия труда в плане обусловленности действий их свойствами.
На уровне структурно-функционального анализа изучаются принципы организации и механизмов взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности. При этом вскрываются связи, между отдельными подструктурами деятельности (действиями), значимость установленных связей и вес структурных компонентов деятельности.
В процессе информационного анализа деятельности выявляются те признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, дается характеристика этих признаков со стороны прагматической значимости и динамики проявления, устанавливаются способы получения работником информации, необходимой для деятельности, изучается организация информационного потока во времени и т. д.
Психофизиологический уровень анализа деятельности означает, по
В.Д. Шадрикову, изучение физиологических систем, опосредствующих деятельность. При этом придается большое значение анализу активационных и информационно-энергетических процессов.
Уровень индивидуально-психологического анализа предполагает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств.
В результате сочетания всех перечисленных уровней описания деятельности она предстает как многоуровневое полиструктурное образование. При этом системный анализ требует рассматривать любое явление в развитии, что по отношению к профессиональной деятельности выступает, в частности, как требование изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства.
Учет структуры профессионально значимых свойств при разработке системы профессионального отбора позволят повысить достоверность прогноза и сделать процедуру отбора более экономичной.
Таким образом, изучение профессиональной деятельности может проводиться в двух планах. Первый план - описательный имеет своей целью составление профессиограммы, описывающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека. Второй план предполагает углубленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов «субъект труда» и «профессиональная среда» и оценку структурного взаимосоответствия этих компонентов системы - «человек-профсреда». Методы системного анализа деятельности активно разрабатываются психологами, их дальнейшее совершенствование открывает перед психологией новые перспективы.
Контрольные вопросы
1. Раскройте сущность профессиографических методов.
2. Дайте характеристику личностному методу.
3. Перечислите методы психологического изучения профессии.
4. Дайте характеристику структурному методу.