Темы для семинарских занятий

1. Организация труда практического психолога.

2. Взаимодействие психолога с педагогическим коллективом и специа­листами-смежниками в условиях детского сада и школы.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте психологическое обоснование школьного эксперимента.

2. Разработайте циклограмму работы кабинета детского психолога в дошкольном учреждении.

3. Подготовьте план профессиональной самопрезентации психолога в

педколлективе.

Литература

1. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. — М., 2000.

2. Леей Т. С. Психолог и педагогический коллектив. — М., 1995.

3. Лидере А. Г. Особенности позиции практического психолога по от­ношению к клиенту // Журнал практического психолога. — 1996. — № 3.

4. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996.

5. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1992.

Глава 4

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Субъектно-объектные отношения в психологической деятельно­сти. — Авторские модели психологической службы. — Специфи­ка работы психолога в детском саду. — Специфика работы школь­ного психолога в учреждениях интернатного типа.

1.4.1. Субъектно-объектные отношения в психологической

деятельности

Рассматривая детей, педагогов и родителей в качестве объек­тов психологической помощи, психолог осознает, что всякий раз он имеет дело с человеком, обладающим психической реально­стью и способным оказывать влияние на самого психолога раз­личными способами. Как субъект человек может и должен иметь определенную степень-свободы для саморазвития и тем самым принятия психологической помощи. Его субъектность в отноше­ниях с психологом выражается в степени и способах принятия этой помощи и обретения нового психологического статуса.

Определяя объекты своего воздействия, психолог исходит из того, что психологические проблемы, неразрешимые самостоятельно, могут возникнуть у любого абсолютно нормального человека. Раз­ница в том, что у одного их больше, у другого — меньше, один может поделиться сомнениями с посторонними людьми, другой остается со своими проблемами наедине, наконец, последствия одних и тех же этих неразрешенных личностных проблем у разных людей могут быть различными. Определив главным объектом свое­го внимания растущего человека — ребенка, психолог осуществля­ет общий контроль за ходом его психического развития на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. Предметом психологической диагностики является опре­деление психологического статуса ребенка: особенностей развития

психических функций, склада его личности, характера, темпера­мента. Необходимо проводить диагностические срезы на различных этапах развития, в основных возрастных группах.

На основе скрининга выделяется группа риска, которая нужда­ется в особом внимании психолога. В отношении этой группы де­тей он использует как общие, так и специальные формы работы (стимулирующая психодиагностика, возрастно-индивидуальное консультирование, телефон доверия, тренинг мотивации дости­жения, тренинг причинных схем, тренинг общения и ролевого поведения, игровая коррекция поведения, сеансы психологиче­ской гимнастики и психотерапии, психопрофилактические бесе­ды и консультации).

Особой категорией, с которой приходится сталкиваться пси­хологу, являются родители. Анализ школьной практики показы­вает, что главные просчеты в работе с родителями лежат в двух плоскостях: с одной стороны, это недооценка воспитательных возможностей современной семьи с ее возросшим материальным, культурным, образовательным и психолого-педагогическим уров­нем; с другой — недопонимание кризисного состояния, трудно­стей и проблем семьи, смены ее устоев и т.п.

В этих условиях формируется неправильная психологическая установка педагогов и родителей на их воспитательно-образова­тельные функции и процесс сотрудничества. Педагоги обращают­ся к родителям со слишком узким диапазоном проблем, группи­рующихся в основном вокруг дисциплины и успеваемости; зани­мают менторскую позицию (хотя многим из них вполне можно и нужно учиться у некоторых родителей самим!). Родители же со­вершенно равнодушно относятся К традиционной психолого-пе­дагогической пропаганде, считая, что учителям все равно-не по­нять их проблем. Все это формирует позицию конфронтации: кто обязан, кто должен, кто прав, кто виноват.

Следовательно, работа с родителями требует кардинальной перестройки.

1. Ее нужно начинать с изменения психологической установки пе­дагогов и родителей на роль семьи в формировании личности: не­обходимо вернуть ребенка в с*емью, возвратить семье роль «домаш­ней академии», а родителям — функцию главных воспитателей.

2. Научная диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей может начинаться с элементарных диа­гностических анкет и заканчиваться составлением полного порт­рета семьи как воспитательного института.

3. Необходимо изменить традиционно негативное отношение родителей к психолого-педагогической работе. К сожалению, в последние годы основное внимание уделяется дисгармоничной семье. Сегодня необходимо в большей степени создавать и пропа­гандировать культ счастливой семьи.

4. Следует гораздо шире использовать педагогические возможно­сти самих родителей. Строя работу с родительским активом, сле­дует учитывать интересы и возможности семьи, формировать об­щественное мнение родителей, лицо родительского коллектива. Современные родители не только в состоянии понять, но и дол­жны обязательно знать задачи школы, ее планы в работе с деть­ми, конечные и близкие цели. Кроме того, им нужно постичь технологию наиболее распространенных форм педагогической работы. Наконец, они должны быть осведомлены о своих правах и обязанностях.

5. Семье нужно оказывать оперативную психолого-педагогиче­скую помощь. Когда родители приходят на лекции, где говорится о некоем усредненном ребенке, полученная информация оста­ется невостребованной. Если же они получают ответ на тот воп­рос, который их волнует сегодня, — это уже работающая психо­логия и педагогика. Эту задачу можно решать через семейные консультации, телефон доверия, выездные формы психологи­ческой помощи семье.

6. Важно придать работе с родителями живой, практический ха­рактер. Многие плохо воспитывают своих детей не потому, что они безграмотны. Они знают, что надо делать, но не знают, как это сделать. Невозможно овладеть технологией семейного воспитания, не прибегая к активным формам работы с семьей, которые разви­вают практические педагогические умения, навыки семейного об­щения, психолого-педагогическую зоркость родителей.

Особенностью всей практической деятельности психолога бу­дет ее «параллельный» характер (ребенок —родитель —педагог), поскольку коррекция личностных качеств ребенка невозможна без изменений системы его отношений в целом.

В модели психологической службы важное место занимает ра­бота с администрацией учреждения. Психолог призван помочь ру­ководителям в распознании сильных и слабых сторон личности, формировании благоприятного психологического микроклимата, оптимальногр стиля деятельности и управления, диагностике пед­коллектива, правильном подборе и расстановке, аттестации кад­ров, разрешении производственных конфликтов, Помимо соци­ально-психологического аспекта управления с помощью психо­лога могут быть оптимизированы и другие стороны управленче­ской деятельности: планирование, анализ педагогического про­цесса, определение его целевых доминант и т.д.

Сложная категория, с которой работает психолог, — это педа­гоги. Они по-разному воспринимают психологическую службу: со стремлением к сотрудничеству, любопытством, безразличием, недоверием, скептицизмом и даже открытой враждебностью. Толь­ко высокий уровень компетентности, объективности психолога, практическая направленность и результативность его работы по-

могут ему завоевать авторитет в педколлективе. Лучше всего на­чать с психодиагностики личности, ведь каждому человеку при­сущ огромный интерес к самопознанию. Изучив особенности того или иного воспитателя, необходимо дать стимулирующие советы: как, опираясь на сильные стороны своего характера, оптимизи­ровать педагогический труд. Для более точного диагноза психоло­гу приходится наблюдать педагога в общении, деятельности. Для этого необходимо анализировать учебно-воспитательный процесс. На первых порах это можно делать с помощью администрации. Однако мы уже упоминали о собственной позиции психолога в оценке педагогических явлений. Педколлектив всегда с удовлет­ворением воспринимает психолого-педагогическую информацию, если она отвечает на его запросы, излагается в системе, методи­чески грамотно и основательно.

Следует отметить, что педагоги очень остро реагируют на оценку их личностных особенностей. Педагог привык оценивать других. Ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагопри­ятное развитие педагогической ситуации предопределено его соб­ственными слабостями или недостатками. Кроме того, большин­ство педагогов имеют высокую,личностную тревожность, в силу которой склонны гиперболизировать, драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту, не принимая или полностью отрицая выводы психолога.

Предвидя эти сложности, психолог может использовать мето­дики самооценки и групповой динамики, характерные для ситуа­ций социально-психологического тренинга, коллективной мыс-лед еятельности и организационно-деятельностных игр. В упомя­нутых ситуациях сам психолог воздерживается от оценки педаго­гов, там действует принцип отраженной субъектноста: интро­спекция облегчается тем, что психологу приходится видеть себя глазами другого и целой группы.

Социально-экономическая и психологическая ситуация сегод­ня такова, что педагог скорее заслуживает сочувствия, нежели осуждения. Во всяком случае практическому психологу обязатель­но придется выполнять психотерапевтические функции. Нужна практическая работа по психокоррекции, гармонизации лично­сти педагога через психотерапевтические сеансы, различные виды социально-психологического тренинга: личностной причинности, мотивации достижений, сензитивности, гуманных взаимоотно­шений между педагогами и их воспитанниками. Хорошее взаимо­понимание и сотрудничество психолога с учителями всегда спо­собствуют оптимизации контактов с детьми, их родителями.

Следует также отметить двойственность позиции клиентов пси­холога. Человек обращается к нему за психологической поддерж­кой, когда чувствует свою беспомощность, несостоятельность, неспособность самому решать свои проблемы. В начальной точке

он действительно является объектом психологической помощи. Но в процессе общения с психологом он все больше обретает спо­собность к саморегуляции, самоконтролю, самовоспитанию, по­степенно превращаясь из объекта в субъекта. Суть психологиче­ского сопровождения и состоит в том, чтобы способствовать раз­витию личности как субъекта собственной жизни.

Наши рекомендации