Основные психологические критерии успешности общения
1. Общительность – относится к числу наиболее общих и первичных черт характера. По мнению Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, общительность связана с типом высшей нервной деятельности, его темпераментом.
Общительность – потребность человека в других людях и контактах с ними, стремление к этим контактам, их интенсивность и легкость, а также склонность человека к дружескому поведению в ситуации общения, умение не теряться в момент общения, стремление взять на себя инициативу в контакте (Куницына, Казаринова, Погольша, 2003).
Общительность – качество личности, определяющее вербальную активность во взаимодействии с другими людьми Н.С. Ефимова, 2006).
Общительность связана с эмоциональным и общим самочувствием человека перед вступлением в общение, в момент самого контакта и после него. Эта черта предполагает наличие коммуникативных навыков, обеспечивающих легкость общения и облегчающих партнеру контакт:
– умение слушать, высказываться к месту;
– поддерживать беседу и менять тему;
– знакомиться, находить правильную форму обращения к другому человеку;
– владеть жестикуляцией, иметь богатую мимику, выразительную интонацию.
В психологической литературе, чтобы охарактеризовать различные аспекты общения, употребляют близкие понятия:
– коммуникабельность – некоммуникабельность: качественные характеристики контактов, их глубина, интенсивность, соблюдение социальных норм;
– общительность – замкнутость: количественные характеристики, их широта, экстенсивность, контактность (потребность в контактах, легкость, спонтанность);
– экстраверсия – интроверсия: направленность общения (на других и на себя);
– коммуникативность – владение средствами установление контакта.
2. Контактность– это способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения, основанные на согласии и взаимном принятии (Куницына, Казаринова, Погольша, 2003).
Контактность – продукт сочетания перцептивных, интеллектуальных, коммуникативных способностей.
Биологическое основание контактности обеспечивает более быстрое, но не обязательно более высокое развитие ее у представителей сангвинического темперамента, экстравертов. Большой вес предрасположенности в развитии этой социально-психологической способности подтверждается ее относительной независимостью от профессиональной деятельности (интенсивность контактов не связана на прямую с их успешностью). Контактность формируется на первых порах жизни ребенка и развивается как общая коммуникативная способность, первоначально управляемая темпераментом и особенностями высшей нервной деятельности. Контактность есть управление коммуникативной ситуацией, психологическими способами влияния.
Положительные характеристики контактности:
– настроенность, установка на контакт;
– мобилизация всех средств общения;
– стимулирующая мотивация;
– рефлексия и обратная связь.
Отрицательные характеристики контактности:
– своеобразная эгоцентричность (привлечение внимания на себя);
– ориентация на заражение своими интересами, состояниями.
Контактности не обязательно присуща доброжелательность; у истероидных людей, возбудимых психопатов наблюдается агрессивная, навязчивая контактность.
3. Коммуникативная совместимость – частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общих позиций. Характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в виде напряжения, досады, дискомфорта.
К высокосовместимым людям относятся: неконфликтные, неагрессивные, без личных проблем, неавторитарные, удовлетворенные общением и отношениями в своем близком кругу. При сравнении групп людей высокосовместимых и сверхсовместимых обнаруживается, что ни по одному показателю нет ухудшений. Следовательно, у совместимости нет «потолка»
4. Адаптивность в общении–готовность к пересмотру привычных решений, умении сохранять настойчивость, способность гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства, уверенности в себе и своих принципах.
При сравнении высокоадаптивных и сверхадаптивных можно отметить незначительное ухудшение ряда показателей. Сверхадаптивные обладают высокой конформностью, застенчивостью, интроверсией.
Уровни успешности общения
Используя оригинальные методики (СУМО – «Саморегуляция и успешность межличностного общения»), В.Н. Куницына (1991) выделила уровни успешности общения. Общий показатель успешности представлял собой среднее арифметическое от суммы трех обобщенных индексов (контактности, коммуникативной совместимости и адаптивности).
1. Уровень мастерства и свободы общения предполагает высокую совместимость, контактность и гибкость, адаптивность, хорошую саморегуляцию, отсутствие отчужденности (высокую включенность в социальные связи), отсутствие фрустрированности и напряженности, адекватность реагирования.
2. Лидерский уровень легко достигается экстравертами, хорошо владеющими навыками и умениями устанавливать и поддерживать общение. Это лидеры по натуре, уверенные в себе и удовлетворенные сложившимися отношениями в близком кругу, находящиеся во взаимопонимании с людьми, с чувством собственного достоинства. Они смелы и активны в контактах, без излишней чувствительности, прибегают к манипуляциям, владеют разнообразными способами воздействия на людей, не авторитарны.
3. Радикально-партнерский уровень – характерен для людей конформных, умеющих выслушать и найти общее решение, хорошо работающих в группе, владеющих самоконтролем, практичных и неагрессивных.
4. Жестко-консервативный уровень – отмечается у людей закрытых, расчетливых, нон-конформных, погруженных в себя и не контролирующих свои эмоции. У них не наблюдается эмпатия.
5. Авторитарно-агрессивный уровень достигается людьми, у которых авторитарность сочетается с высокой агрессивностью, нет гибкости в способах влияния, пониженное самоуважение и высокая тревожность. Часто они эмоционально нестабильны, фрустрированы, конфликтны, раздражительны, нетерпеливы, без партнерской ориентации.
6. Уровень невротического одиночества и застенчивости обнаруживается у людей несмелых, робких, неуверенных в себе, глубоко одиноких, аутичных, плохо адаптирующихся.
Стиль общения
Стиль общения – индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия – в деловых и личных отношениях, в способах принятия решений, в избираемых приемах психологического влияния на людей, в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов (Куницына, Казаринова, Погольша, 2003).
Стиль общения имеет внешние (экспрессивные) и интенсивностные характеристики, своеобразную эмоционально-волевую окраску, определяемую темпераментом, психофизиологическими и личностными особенностями человека, арсеналом используемых им вербальных и невербальных средств. Он обладает содержательными характеристиками, в которых отражаются:
а) доминирующая мотивация личности (потребность в общении, в эмоциональной поддержке, в самоутверждении);
б) специальные способности к сопереживанию и пониманию других людей (мягкость, доброжелательность, терпимость – жестокость, рационализм, эгоцентризм, предубежденность);
в) уровень собственного достоинства;
г) направленность личности и в связи с этим избираемый характер воздействий на людей.
Каждая из этих и других характеристик может лечь в основание той или иной типологии стилей общения. Приведем некоторые известные типологии.
1. По аналогии со стилями руководства(К. Левин, 1938)
Таблица 16
Авторитарный, демократический и либеральный стили общения
Стиль общения | Формальная сторона | Содержательная сторона |
Авторитарный | Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера вне группы. | Дела в группе планируются заранее во всем их объеме. Определяются лишь непосредственные цели, дальние неизвестны. |
Демократический | Инструкции в форме предложений. Не сухая речь, а товарищеский тон. Похвала и порицание с советами. Распоряжения и советы с дискуссиями. Позиция лидера – внутри группы. | Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. |
Либеральный (попустительский) | Тон – конвенциональный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера – в стороне от группы. | Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера. |
2. Классификация Т.Е. Аргентовой(1984).
– гибкий стиль общения отличается быстрой ориентацией в ситуации взаимодействия, пониманием подтекста общения, умением управлять своим эмоциональным состоянием и обстановкой общения;
– ригидный – характеризуется недостаточностью анализа своего поведения и поведения партнера, плохим самообладанием, неадекватной самооценкой. Человеку с ригидным стилем общения трудно найти нужный тон;
– переходный (промежуточный).