Опиоидная зависимость и последствия злоупотребления опиоидами
Опиоидами называется группа психоактивных веществ, родственных специфическим (опиоидным) рецепторам и оказывающих многообразное влияние на центральную нервную систему (ЦНС) и физиологические функции.
Подобно алкоголю и лекарственным препаратам снотворно-седативного спектра (например, производным бензодиазепина), опиоиды преимущественно угнетающе действуют на мозговые функции и относятся, таким образом, к категории супрессоров ЦНС.
В разграничении понятий опиаты и опиоиды есть определенные трудности. I (смятие опиатов в узком смысле подразумевает наркотические вещества, непосредственно полученные из растительного сырья (снотворного мака) и имеющие, таким образом, полностью природное происхождение. Категория опиатов наряду с отдельными алкалоидами снотворного мака включает первично обработанные растительные продукты, содержащие смесь алкалоидов (например, ацетилированный опий).
Под опиоидами традиционно понимают вещества сходного с опиатами фармакологического действия, но полученные искусственным — полусинтетическим или синтетическим — путем. Для отечественной клинической наркологии более привычен термин «опиаты», в зарубежной (особенно англоязычной) литературе преимущественно используется термин «опиоиды». В соответствии с современной систематикой ПАВ, все лиганды опиоидных рецепторов, вне зависимости от их происхождения, носят название апиоидов.
Примечательно, что в начале 1990-х гг. в России больные опийной наркоманией преимущественно употребляли ацетилированные препараты снотворного мака (опиаты), а в настоящее время основной употребляемый наркотик этого ряда — героин (полусинтетический опиоид).
Несомненно, при определенных различиях в степени наркогенности, симптоматике интоксикации, динамике фазных состояний, связанных со злоупотреблением природными, полусинтетическими или синтетическими веществами, в основе зависимости от них лежат универсальные механизмы. Эти механизмы при систематическом употреблении наркотиков и выявлении признаков зависимости от них позволяют констатировать наличие единого заболевания — опиоидной зависимости в ее различных клинических вариантах (героиновая наркомания, злоупотребление трамадолом или кодеином и т. д.). Равноправным (хотя и менее корректным) синонимом опиоидной зависимости можно считать традиционный для отечественной наркологии термин «опийная наркомания».
Мы считаем более предпочтительным использование понятия «опиоиды» взамен понятия «опиаты» как термина более общего порядка и обозначающего все вещества, родственные опиоидным рецепторам.
Терминологические трудности усугубляются тем, что к категории опиоидов относятся не только агонисты опиоидных рецепторов (т. е. вещества, обладающие морфино-
260 Опиоидная зависимость и последствия злоупотребления опиоидами
подобными свойствами), но и препараты смешанного — агонист-антагонистическо-го — действия, а также антагонисты опиоидных рецепторов, проявляющие противоположные морфину фармакологические эффекты.
Уникальный спектр фармакологического действия опиоидов обусловливает их широкое использование в медицине в качестве наркотических анальгетиков. Главное предназначение этих препаратов — обезболивание в послеоперационном периоде в хирургической клинике, а также смягчение хронических болей, вызванных злокачественными опухолями.
Опиоиды находят применение в урологии для купирования почечной колики. Они также используются в реанимационной практике в качестве противошоковых препаратов и средств, купирующих кардиогенный отек легких. Кроме того, препараты этого класса применяются в качестве противокашлевых средств (кодеин) и средств, подавляющих перистальтику кишечника (лоперамид). Наконец, во многих странах официальные опиоиды употребляются в заместительной терапии опиоидной зависимости (метадон, LAAM, бупренорфин).
При интенсивных (и особенно хронических) болях применению опиоидов нет альтернативы. Средства для наркоза могут их заменить лишь временно и только в ограниченном круге клинических ситуаций, например в ходе хирургической операции. Ненаркотические анальгетики (нестероидные противовоспалительные средства) не обладают сравнимой с опиоидами способностью устранять очень сильные боли.
Постоянный поиск возможности синтеза принципиально новых веществ, альтернативных опиоидам по силе обезболивающего действия, но не обладающих нарко генным и свойствами, ведущийся в течение многих десятилетий, к сожалению, пока не увенчался успехом. Более того, с точки зрения современных представлений о механизмах регуляции боли правомерность постановки вопроса о принципиальной возможности существования лекарственных средств, способных оказывать сопоставимое с опиоидами болеутоляющее действие, но не участвующих в опиоидергических нейрофизиологических процессах, представляется сомнительной.
Следует упомянуть, что в процессе поиска мощных анальгетиков, не обладающих наркогенными свойствами, были в разное время синтезированы героин, метадон и некоторые другие опиоиды с выраженной способностью вызывать зависимость. Примечательно, что героин, синтезированный из морфина в расчете на возможность его применения в лечении морфинизма, по наркогенному потенциалу значительно превзошел исходное вещество.
Наркогенные свойства — облигатная характеристика ПАВ опиоидного ряда. Мощное болеутоляющее действие опиоидов, их способность устранять любой психофизический дискомфорт в сочетании со специфическим и крайне притягательным для предрасположенных лиц психотропным действием, а также быстро развивающийся синдром отмены при повторном употреблении создают почву для формирования тяжелых форм наркотической зависимости от этих веществ.
Героиновая наркомания и другие формы опиоидной зависимости представляют наряду с алкоголизмом одну из наиболее распространенных и социально значимых болезней аддиктивного круга. В России и сопредельных государствах, а также во многих других странах Европы и Азии героиновая (опийная) наркомания преобладает в структуре наркоманий. Сходная ситуация до 1980-х гг. наблюдалась в США. Но в настоящее время преобладающим запрещенным наркотиком в странах американского континента стал кокаин (Менделевич, 2005; O'Brien etal., 1999; Brust, 2004).
Общие представления об опиоидах