Теории в социальной психологии: зависимость частоты сексуального злоупотребления от доступности

Считается, что сексуальные преступления (особенно инцест) больше распространены в семьях или небольших сообществах, которые физически изолированы от общества в целом в силу своих убеждений или тендерной принадлежности (включая армию и церковь). Другими словами, возможные нормальные сексуаль­ные партнеры могут быть настолько редким явлением, что члены в своих отношениях не могут "позволить себе" сохранять диффе­ренциацию пола и возрастных групп.

Мне пришлось работать с небольшим сообществом на острове, поделенном на изолированные поселения, где были распростра­нены инцест и другие формы сексуальных правонарушений, о чем, конечно, публично никогда не упоминалось.

Оглядываясь на историю, становится очевидным тот факт, что само понимание "сексуальное преступление против детей" появи­лось вследствие деления жизни на отдельные миры: "детский" и "взрослый". Когда читаешь, как все придворные восхищались и изучали пенис Людовика 14 во Франции, когда ему было меньше года, то уместно спросить, какие ограничения в сексуальной сфере при обращении с детьми только недавно появились в истории. Вполне возможно, что в будущем "детство" может снова исчез­нуть, не станет исключением и тема сексуальности.

В социологическом контексте ясно, что общественные нормы меняются со временем. Начало половой жизни в возрасте 13 лет не считается чем-то необычным сегодня; в 1954 это явление вызвало бы огромное возмущение и, возможно, люди, совершившее это, подверглись бы остракизму в обществе. Проблема, таким обра­зом, возникает из-за самого определения сексуального "престу­пления".

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕКСУАЛЬНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Гипотетически, дистанция между супругами, подверженными стрессу, и растущее количество разводов может сделать сексуаль­ные домогательства родителей более частыми вследствие концеп­ции доступности. Уже сегодня имеется ряд исследований, посвя­щенных сексуальному домогательству матерями своих детей, даже в семьях среднего класса.

В целом споры по поводу дефиниций сексуального престу­пления начинаются от заявлений о том, что "секс с детьми - это нормально и приемлемо" и заканчивается на воспитателях, соци­альных работниках и спортивных тренерах, относящихся к близ­кому контакту с детьми крайне бдительно из-за страха быть обви­ненными в сексуальном домогательстве. В такой общественной атмосфере дихотомизации трудно проводить научную дискуссию по поводу определения этого правонарушения.

Вместо этого попытаемся дать рабочее определение сексу­альному насилию, основываясь на предполагаемых негативных последствиях для развития ребенка.

Гипотеза: "сексуальное насилие" определяется рядом факторов. Его последствия для развития ребенка усугубляются, чем больше этих факторов присутствует в конкретном случае:

А. Возраст ребенка, когда он подвергся сексуальному насилию

Чем ниже возраст ребенка (или возраст развития), тем более серьезными окажутся последствия для его психического, социального и физического развития.

Б. Степень насилия и физического устрашения

Может быть только запугивание (вербальное, визуальное устрашение) (например, телефонные звонки). Или более серьезные виды - с помощью телесного контакта (когда воз­действие на кожу, рот и гениталии с точки зрения "програм­мирования привязанности на нейронном уровне", вероятно, будет иметь более тяжелые последствия). Проникновение в

рот, влагалище или анус должно считаться самой серьезной степенью. В своих исследованиях долгосрочных воздействий сексуальных преступлений по отношению к детям Fleming (1997) обнаружил, что это преступление (включая инцест) приводит к личностным расстройствам у жертвы, когда про­никновение внутрь было только частью преступления (смо­три также vander Kolk (1994).

Такие вторичные вариативные факторы как жестокость и пренебрежение со стороны родителей могут усугубить инцидент.

В. Количество инцидентов.

Непрекращающееся насилие имеет более масштабные последствия для развития ребенка. Повторяющееся сексу­альное использование встречается часто. В исследовании Ва§1еу (1994) половина опрошенных взрослых преступников в детстве постоянно подвергались насилию.

Наши рекомендации