Анализ и решение межличностных проблем с помощью интеллект-карт
Тесные межличностные отношения нередко приходят к печальному концу потому, что ни один человек не в состоянии целиком понять или принять точку зрения другого. Если при этом велик эмоциональный накал и отсутствует искреннее общение, оба лица оказываются в плену негативной ассоциативной спирали, принимающей все более деструктивный характер.
Например, если лицо А считает, что его обидело лицо Б, вполне вероятно, что его отношение к лицу Б будет негативным. Негативные мысли, в свою очередь, усиливают ощущение обиды у лица А, давая волю все новым проявлениям негативного отношения к лицу Б. Деструктивная спираль негативных ассоциаций набирает силу, пока проблема не оказывается раздутой «мыслимым и немыслимым образом».
Со временем даже положительные события прошлого оказываются затянутыми в эту спираль «негатива» и начинают представляться в мрачных тонах. Например, вещь, подаренная на день рождения одним супругом другому, более не воспринимается как знак любви. Напротив, того, кто подарил, начинают обвинять в попытке «подкупить» другого или отвлечь внимание от какого-нибудь неблаговидного поступка.
Открывая каналы общения между лицами, интеллект-карта способна помочь людям преодолеть свое дальнейшее падение в водоворот «негатива» и вернуться к трезвой оценке реальности. Кроме того, радиантная, всеохватывающая структура интеллект-карты позволяет поместить свою межличностную проблему в более широкий и позитивный контекст. Все это подтверждается тем фактом, что метод интеллект-карт позволил спасти от распада большое число семей и вернул друг к другу немало друзей.
Подходящим примером, иллюстрирующим то, о чем идет речь, является интеллект-карта Тессы Ток-Гарт. На ней обозначены проблемы общения, с которыми она сталкивалась сама, а также замечала у других людей. Центральный образ, представляющий собой два лица, соединенных жирной линией, обозначает в целом проблемы межличностного общения, при этом правая половина карты посвящена описанию препятствий для нормального общения, а левая – тому, что ему способствует.
Дуги по правую сторону от центрального образа обозначают основные факторы, являющиеся частыми причинами конфликтов в общении. Дуги по левую сторону, наоборот, обозначают положительные факторы, помогающие преодолеть конфликт. Присмотревшись внимательно, мы замечаем, что каждое из нарисованных лиц имеет «позитивную» и «негативную» стороны. Например, уши на «позитивной» половине лица открыты и готовы к восприятию информации, в то время как уши на «негативной» стороне – перечеркнуты, т. е. глухи к чужим словам. Обрывающиеся на половине стрелки с правой стороны указывают на неполноценное, ущербное общение, в противоположность тому, что мы наблюдаем слева. На диаметрально противоположных краях интеллект-карты мы видим, с одной стороны, «войну», «разрушение», «отчуждение», обозначенные разбегающимися в разные стороны стрелками, т. е. символизирующими раздор; а с другой стороны, символизирующие единство, а потому сходящиеся друг к другу стрелки с надписями «творчество», «дружба», «счастье» и «единство».
Стадии анализа и решения межличностных проблем
Для успешного анализа межличностных проблем важно, чтобы оба лица, участвующие в нем, целиком понимали теорию и технику применения интеллект-карт. Считая это условие выполненным, перейдем к рассмотрению трех основных стадий изучаемого процесса.
Подготовка к работе
Как и в самоанализе, перед началом работы следует позаботиться о том, чтобы вы имели под рукой все необходимые материалы, и притом самого высокого качества, а ваше рабочее место являло собой подходящую среду для работы. Поскольку весь процесс может занять несколько часов, особенно когда речь идет о крупной проблеме, вам необходимо спланировать время на работу, кратковременный отдых, а также на легкую закуску – все для того, чтобы ваша работа не закончилась лишь анализом проблемы, а привела к конкретному решению.