МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. Организация курса «Математические методы в психологии» кроме лекций и практических включает также самостоятельную работу студентов

Организация курса «Математические методы в психологии» кроме лекций и практических включает также самостоятельную работу студентов.

Самостоятельная работа должна отвечать определенным требованиям. Во-первых, планомерность, разумное использование личного времени, хорошо продуманный и строго соблюдаемый режим труда.

Во-вторых, регулярность и последовательность изучения учебных материалов. Ничто так не снижает эффективность самостоятельной работы, как занятия от случая к случаю.

В-третьих, сознательная активность. Данное требование обусловлено самой природой человеческого познания как процесса активного отражения в сознании людей внешнего мира.

Самостоятельная работа студентов включает в себя следующие виды деятельности:

· изучение рекомендуемой литературы;

· подготовка к лекционным занятиям (повторение пройденного материала, составление глоссария);

· выполнение контрольных работ;

· подготовка к зачету.

Подготовка к практическим занятиям предполагает выполнение студентами заданий, предусмотренных для каждого практического занятия.

Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе.

Самостоятельная работа может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного качества. Как явление самовоспитания и самообразования самостоятельная работа студентов обеспечивается комплексом профессиональных умений студентов, в частности умением осуществлять планирование деятельности, искать ответ на непонятное, неясное, рационально организовывать свое рабочее место и время.

Самостоятельная работа приводит студента к получению нового знания, упорядочению и углублению имеющихся знаний, формированию у него профессиональных навыков и умений.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций:

· развивающую;

· информационно-обучающую (аудиторные занятия, не подкрепленные самостоятельной работой, становятся малорезультативными);

· ориентирующую и стимулирующую;

· воспитывающую;

· исследовательскую.

Виды самостоятельной работы:

· конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

· проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературе);

· выполнение контрольных работ;

· решение задач, упражнений;

· работа с вопросами для самопроверки;

· обработка статистических данных и др.

В рамках курса «Математические методы в психологии» используются такие виды самостоятельной работы как

· работа с примерами для самопроверки;

· решение задач, упражнений;

· конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

· проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературе).

Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.

Можно отметить, что некоторые задания для самостоятельной работы по данному курсу имеют определенную специфику. Она заключается в том, что при их выполнении студент должен опереться на свой собственный субъективный опыт обработки результатов, получаемых в исследованиях (на занятиях по предмету «Общий психологический практикум», при выполнении экспериментальной курсовой работы, примеры результатов исследований в различных учебных общепрофессиональных дисциплинах). Именно такое внимательное отношение к выполнению предложенных заданий, установление взаимосвязей с материалом, изученным в других дисциплинах (описание результатов научных исследований в теоретических дисциплинах, в практико-ориентированных курсах) может обеспечить понимание им в полной мере содержания процесса и анализа результатов экспериментальных исследований в психологии.

При освоении данного курса студент может пользоваться библиотекой вуза, которая обеспечена соответствующей литературой. Значительную помощь в подготовке к очередному занятию может оказать имеющийся в данном комплексе краткий конспект лекций. Он же может использоваться и для закрепления полученного в аудитории материала.

При работе с литературой целесообразно делать конспект, составляя алгоритмы расчетов по тем или иным процедурам математико-статистической обработки данных. В алгоритме должны быть представлены следующие части: назначение данной процедуры или смысл данного параметра; условия применения (ограничения); собственно пошаговый алгоритм с примерами удобных в работе таблиц; правило принятия решений или правило вывода (там, где это требуется).

В период самостоятельной работы студенты могут пользоваться библиотеками родственных вузов, при наличии студенческого билета института.

Очень важной является и самостоятельная работа с компьютерными пакетами статистической обработки данных. Рекомендуемые программы STATISTICA и SPSS написаны, как правило, на английском языке. Даже русифированные версии имеют лишь первый слой в меню на русском языке; при углублении в подменю программ — английский язык. Для облегчения работы с компьютерными программами можно воспользоваться кратким словарем англо-русских статистических терминов, встречающихся в программах, приведенным в книге Наследова А. Д.

Ниже приводятся вопросы для самоподготовки. Ответы на эти вопросы помогут студенту обратить внимание на самые важные (с точки зрения осмысления материала и будущего его использования в самостоятельном психологическом исследовании) моменты изучаемого материала.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Приведите определение случайного события.

2. Почему результаты психологических исследований считаются случайными событиями?

3. Придумайте примеры для каждой измерительной шкалы. Обоснуйте свое мнение.

4. В каких случаях предпочтительнее пользоваться относительными частотами?

5. В каких случаях чаще всего пользуются процентными частотами?

6. Что такое вариационный ряд?

7. В каких случаях результаты целесообразно представлять в виде сгруппированного распределения?

8. Что отражают меры положения?

9. О чем свидетельствует такой параметр как мода?

10. О чем свидетельствует такой параметр как медиана?

11. О чем свидетельствуют такие параметры как процентили?

12. О чем свидетельствует такой параметр как среднее арифметическое значение?

13. О чем свидетельствует такой параметр как среднее геометрическое значение?

14. О чем свидетельствует такой параметр как среднее гармоническое значение?

15. Что отражают меры изменчивости?

16. О чем свидетельствует такой параметр как дисперсия?

17. О чем свидетельствует такой параметр как стандартное отклонение?

18. О чем свидетельствуют такие параметры как коэффициент асимметрии?

19. О чем свидетельствует такой параметр как коэффициент эксцесса?

20. О чем свидетельствует такой параметр как коэффициент вариации?

21. Проанализируйте какой-либо график дифференциального распределения.

22. Что такое нормальный закон распределения?

23. Чему равна статистическая норма в психодиагностических методиках?

24. Что такое Z-показатели?

25. Каковы основные параметры Z-распределения?

26. Почему необходимо преобразовывать Z-распределение и нормировать Z-показатели?

27. Приведите формулы основных стандартизованных шкал в психодиагностических методиках.

28. В каких случаях необходимо проверять исходные данные на наличие в них выскакивающих значений?

29. Что такое стохастическая зависимость?

30. Какими свойствами обладают связи между признаками?

31. Приведите общее правило вывода при оценке взаимозависимостей между признаками.

32. Какая мера связи пригодна для оценки зависимостей между признаками, измеренными по шкале наименований?

33. Какая мера связи пригодна для оценки зависимостей между признаками, измеренными по шкале наименований и шкале порядка?

34. Какая мера связи пригодна для оценки зависимостей между признаками, измеренными по шкале наименований и какой-либо количественной шкале (интервальной или пропорциональной)?

35. Какая мера связи пригодна для оценки зависимостей между признаками, измеренными по шкале порядка?

36. Какая мера связи пригодна для оценки зависимостей между признаками, измеренными по шкале порядка и какой-либо количественной шкале (интервальной или пропорциональной)?

37. Какая мера связи пригодна для оценки зависимостей между признаками, измеренными по шкале какой-либо количественной шкале (интервальной или пропорциональной)?

38. В каком случае более адекватной мерой является корреляционное отношение и для каких шкал оно применяется?

39. Что такое корреляционная плеяда?

40. Что такое критерий различий?

41. Приведите классификацию критериев различий.

42. В чем различие между односторонними и двусторонними критериями?

43. Какова сущность дисперсионного анализа?

44. Приведите классификации многомерных методов исследования.

45. Какова основная задача и условия применения множественного регрессионного анализа?

46. Какова основная задача и условия применения кластерного анализа?

47. Какова основная задача и условия применения дискриминантного анализа?

48. Какова основная задача и условия применения факторного анализа?

49. Какова основная задача и условия применения многомерного шкалирования?

50. Какие метрики используются в основных методах кластерного анализа и многомерного шкалирования?

51. Приведите классификацию современных математических моделей в психологии.

52. Что такое модели искусственного интеллекта?

53. Приведите примеры моделей индивидуального и группового поведения.

54. Что такое синергетические модели? Приведите примеры.

Наши рекомендации