Формирование барьеров у детей
Работа по формированию барьеров у детей — это работа по выработке у них чувства ответственности. Обучая их ограничениям, которые влечет за собой ответственность, а также ее ценности, мы обучаем их автономии. Только человек, способный жить самостоятельно, может успешно выполнять все обязанности взрослого.
В Священном Писании много говорится о роли барьеров в воспитании ребенка. Обычно мы называем это дисциплиной. В еврейском и греческом языках это слово, которое ученые переводят как «дисциплина», имеет значение: «учение, обучение». Обучение имеет как позитивные, так и негативные стороны.
К позитивным сторонам дисциплинирования, или обучения, относятся деятельность, предотвращение (или профилактика) и наставление. Позитивное дисциплинирована заключается в обучении правильному выполнению своих обязанностей. Отцы должны воспитывать детей «в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4). К негативным сторонам дисциплинирования относятся исправление, наказание и последствия. При негативном дисциплинирова-нии мы предоставляем ребенку возможность пострадать от результатов своих действий и в итоге усвоить урок ответственности: «Злое наказание уклоняющемуся от пути» (Прит. 15:10).
Правильное воспитание включает в себя как профилактическое обучение и практику, так и корректирующие последствия. Например, вы для своей четырнадцатилетней дочери установили, что в десять часов вечера она должна ложиться спать. «Если ты будешь ложиться в десять, то хорошо выспишься и будешь в школе чувствовать себя бодрой», — говорите вы ей. Таким образом вы дисциплинировали ее позитивно. Если после этого она оттягивает время сна до половины двенадцатого, на следующий день вы скажете: «Поскольку вчера ты не легла вовремя, сегодня я не разрешаю тебе пользоваться телефоном». Теперь вы применили уже негативное дисциплинирование.
Почему для успешного формирования барьеров необходимы и кнут, и пряник? Потому что Бог практикует попытку и ошибку, чтобы помочь нам в нашем развитии. Допуская ошибки и учась на этих ошибках, мы взрослеем.
Практика необходима во всех сферах жизни: в умении кататься на лыжах, писать эссе или работать на компьютере. Без практики не научиться строить прочные, полные любви взаимоотношения, как не научиться с пониманием читать Библию. И это в равной степени относится и к нашему духовному и эмоциональному росту: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14). Практика также необходима в формировании барьеров и приобретении чувства ответственности. Наши учителя — это наши ошибки.
Дисциплина — это внешний барьер. Ее предназначение заключается в формировании в наших детях внутренних барьеров. Она обеспечивает внешнюю структуру безопасности до тех пор, пока собственный характер ребенка не перестанет нуждаться в ней. Хорошая дисциплина всегда подталкивает ребенка к более четкой внутренней структуре и к большей ответственности.
Необходимо различать дисциплину и наказание. Наказание — это расплата за неправильный поступок. В юридическом смысле — это штраф за нарушение закона. Однако наказание не оставляет места для практики. Хорошим учителем его не назовешь. Цена слишком высока: «Возмездие за грех есть смерть» (Рим. 6:23), а «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). Наказание практически лишает возможности исправлять ошибки.
Однако с дисциплинированием дело обстоит иначе. Дисциплина — это не штраф за ошибку, это соблюдение естественного, Богом установленного закона, предупреждения, что наши действия влекут за собой последствия.
Дисциплина отличается от наказания, потому что Бог перестал наказывать нас. Для всех тех, кто принял Христа как Спасителя, наказание окончилось на кресте: «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» (1 Пет. 2:24). Своими страданиями Христос заплатил за наши грехи.
Кроме того, у дисциплины и наказания разные отношения со временем. Наказание обращено к прошлому. Оно направлено на взимание платы за грехи и ошибки, совершенные в прошлом. Например, страдания Христа являлись расплатой за грехи людей. Дисциплинирование же, напротив, обращено вперед. Уроки, которые мы благодаря дисциплине извлекаем из своих ошибок, помогают нам не допускать одни и те же ошибки снова и снова. «Сей наказывает [12] нас для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:10).
Каким образом дисциплина помогает нам? Благодаря ей мы можем свободно совершать ошибки, не испытывая страха быть осужденным и потерять любовь: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8:1). Свобода, которую мы получили благодаря Кресту, позволяет нам практиковаться без необходимости платить ужасную цену. Единственная опасность — это последствия, но не изоляция или осуждение.
Возьмите, к примеру, мать, которая говорит своей десятилетней дочери: «Ты нагрубила мне опять, и больше я не люблю тебя». Девочка немедленно оказывается в ситуации, исключающей возможность положительного исхода. Она может или восстать и тогда потерять самые важные для нее в жизни взаимоотношения, или уступить и стать внешне послушной, но при этом утратить всякую возможность практиковать навыки конфронтации. А теперь сравните это высказывание матери с другим высказыванием: «Я никогда не перестану любить тебя. Любовь к тебе всегда в моем сердце. Однако если ты нагрубишь опять, то три дня не выйдешь гулять». Взаимоотношения по-прежнему сохранены. Осуждения нет. И ребенок получает возможность выбора: изменить свое поведение или пострадать от последствий своей безответственности, при этом не рискуя потерять любовь. Таков путь к зрелости, к способности питаться твердой пищей, — безопасная практика в рамках дисциплины.