Тема 1. Понятие, предмет, метод, система и задачи криминологии
План семинарских занятий
1. Понятие криминологии как науки и учебной дисциплины. Предмет, элементы предмета криминологии. Место криминологии в системе других смежных научных дисциплин.
2. Методы криминологии. Методология и методика криминологических исследований.
3. Система криминологии.
4. Актуальные задачи криминологии. Внедрение результатов криминологических исследований в практику предупреждения преступлений и борьбы с преступностью.
Практические задания
1. Кратко охарактеризуйте криминологию как науку.
Криминология это…
1) часть уголовного права.
2) Уголовная социология.
3) Специальная социологическая теория о сущности преступности и ее причинах.
4) Биология, антропология или психология преступности и преступника.
5) Самостоятельная юридическая наука.
6) Социолого-правовая наука.
7) Сумма отдельных норм уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, государственного, гражданского, семейного, трудового и административного права, а также определенных знаний в области экономики, социологии, политологии, педагогики и психологии.
8) Наука о причинах преступности, ее профилактике и других социологических вопросах, не укладывающихся в рамки уголовного права.
9) Совокупность определенных знаний в области уголовного права, социологии, педагогики, экономики, психологии, статистики и некоторых других наук.
10) наука, исследующая причины преступности и отдельных преступлений,. Личность преступника и наказание.
11) Наука, изучающая преступное поведение и систему правосудия, а также право, правонарушение и правонарушителя.
12) социально-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, социальные условия и причины преступности, пути, средства и меры ее предупреждения.
13) теоретико-прикладная наука о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, системе мер борьбы с преступностью и непосредственных последствиях преступности, изучаемых посредством специфического сочетания философского, обще- и частнонаучных методов.
14) наука, включающая изучение преступления как первичного, единичного явления по отношению к преступности, прогнозирование преступности, выработку методики изучения преступности.
15) наука, изучающая проблемы преступности и борьбы с ней.
2. Назовите составные части (элементы) предмета криминологии.
В предмет криминологии входят:…
1) преступность, законности, условия и причины ее возникновения, развития и предупреждения, а также личность преступника.
2) преступление, прогнозирование преступности и методику изучения преступности.
3) право, система правосудия, преступное поведение и личность правонарушителя.
4) состояние, динамика и причины преступности, методика ее изучения и предупреждения.
5) причины преступности и конкретных преступлений, личность преступника и наказание.
6) преступность и ее причины.
7) преступность, личность преступника, причины и условия преступности, меры борьбы с ней и последствия преступности.
8) проблемы преступности и меры борьбы с ней.
3. Определите отрасли криминологии.
Наука криминология включает в себя следующие относительно самостоятельные части (отрасли):…
1) криминофамилистику,
2) криминопенологию,
3) уголовную статистику,
4) криминологическую прогностику,
5) виктимологию,
6) социальную психологию,
7) криминологическое программирование,
8) предупреждение преступности,
9) методику изучения и предупреждения преступности.
4. Назовите всеобщий и основной метод познания, используемые в криминологии. Это:…
1) марксистско-ленинская философия,
2) социолого-статистический метод,
3) материалистическая диалектика, ее законы и категории,
4) непосредственное наблюдение, опрос и анкетирование,
5) изучение материалов уголовных дел, уголовная и общесоциальная статистика.
6) мультипликатор и последующих контент-анализ соответствующих документов, содержащих криминологическую информацию.
5. Укажите, какие из перечисленных ниже методов исследования, применяемых в криминологии, относятся к социологическим, а какие – к статистическим. Это:…
1) анкетирование,
2) выборочное наблюдение,
3) анализ документов, содержащих криминологическую информацию,
4) корреляционный анализ,
5) метод группировок,
6) сравнительный метод,
7) контент-анализ (контентный анализ),
8) включенное наблюдение,
9) метод обобщающих показателей,
10) метод относительных величин,
11) дельфийский метод (метод Дельфи или Делфи).
6. Определите коэффициент преступности в регионе, имея следующие данные:
1) совершено преступлений в следующие годы: а) в 1995г. – 25539, б) в 1996г. – 27977, в) в 1997 г. – 25534, г) в 1998 г. – 28093, д) в 1999 г. – 41196;
2) население региона составляло в 1995 году 3 млн. 640 тыс. человек.
Какие тенденции обнаруживают результаты проведенного статистического исследования уровня преступности в регионе?
Какие еще исходные данные надо иметь, чтобы результаты данного исследования оказались более полными и достоверными?
7. При анализе структуры хулиганства, совершенного в населенном пункте, применена следующая группировка:
№ п/п | Хулиганские действия совершены | Абсолютное число хулиганств |
На улицах и во дворах | ||
В парках, садах, скверах | ||
В местах общественного питания | ||
В квартирах | ||
В вечернее и ночное время | ||
На общественном транспорте | ||
В иных местах | ||
Итого: |
Напишите:
а) соответствует ли приведенное в таблице распределение преступлений (хулиганств) правилам статистической группировки?
б) какие группировочные признаки (основания) использованы в данном случае?
в) к какому виду группировок относится группировка, указанная в таблице?
8. Проведите разграничение между анкетой, интервью, тестом. Какие из этих методов эффективнее использовать:
а) при определении потенциальных потерпевших от преступления;
б) при опросе лиц, совершенных преступления;
в)при выявлении общественного мнения о проблемах преступности;
г) при опросе экспертов?
9. В каждой из предложенных таблиц определите вид группировки и обоснуйте свой выбор:
а)
Виды преступлений | Количество преступлений |
Против собственности | |
Против жизни и здоровья | |
Против половой неприкосновенности и половой свободы | |
Против общественной безопасности | |
В сфере экономической деятельности | |
Экологические |
б)
Доля неквалифицированных рабочих и безработных в общем числе лиц, осужденных за данные преступления в Японии | кражи | Разбойные нападения | убийства | Нанесение телесных повреждений | мошенничество |
52 % | 55% | 43% | 37% | 49% |
*Кан Уэда. Преступность и криминология в современной Японии. – М., 1989. – С.86.