Тема 1. Понятие, предмет, метод, система и задачи криминологии

План семинарских занятий

1. Понятие криминологии как науки и учебной дисциплины. Предмет, элементы предмета криминологии. Место криминологии в системе других смежных научных дисциплин.

2. Методы криминологии. Методология и методика криминологических исследований.

3. Система криминологии.

4. Актуальные задачи криминологии. Внедрение результатов криминологических исследований в практику предупреждения преступлений и борьбы с преступностью.

Практические задания

1. Кратко охарактеризуйте криминологию как науку.

Криминология это…

1) часть уголовного права.

2) Уголовная социология.

3) Специальная социологическая теория о сущности преступности и ее причинах.

4) Биология, антропология или психология преступности и преступника.

5) Самостоятельная юридическая наука.

6) Социолого-правовая наука.

7) Сумма отдельных норм уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, государственного, гражданского, семейного, трудового и административного права, а также определенных знаний в области экономики, социологии, политологии, педагогики и психологии.

8) Наука о причинах преступности, ее профилактике и других социологических вопросах, не укладывающихся в рамки уголовного права.

9) Совокупность определенных знаний в области уголовного права, социологии, педагогики, экономики, психологии, статистики и некоторых других наук.

10) наука, исследующая причины преступности и отдельных преступлений,. Личность преступника и наказание.

11) Наука, изучающая преступное поведение и систему правосудия, а также право, правонарушение и правонарушителя.

12) социально-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, социальные условия и причины преступности, пути, средства и меры ее предупреждения.

13) теоретико-прикладная наука о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, системе мер борьбы с преступностью и непосредственных последствиях преступности, изучаемых посредством специфического сочетания философского, обще- и частнонаучных методов.

14) наука, включающая изучение преступления как первичного, единичного явления по отношению к преступности, прогнозирование преступности, выработку методики изучения преступности.

15) наука, изучающая проблемы преступности и борьбы с ней.

2. Назовите составные части (элементы) предмета криминологии.

В предмет криминологии входят:…

1) преступность, законности, условия и причины ее возникновения, развития и предупреждения, а также личность преступника.

2) преступление, прогнозирование преступности и методику изучения преступности.

3) право, система правосудия, преступное поведение и личность правонарушителя.

4) состояние, динамика и причины преступности, методика ее изучения и предупреждения.

5) причины преступности и конкретных преступлений, личность преступника и наказание.

6) преступность и ее причины.

7) преступность, личность преступника, причины и условия преступности, меры борьбы с ней и последствия преступности.

8) проблемы преступности и меры борьбы с ней.

3. Определите отрасли криминологии.

Наука криминология включает в себя следующие относительно самостоятельные части (отрасли):…

1) криминофамилистику,

2) криминопенологию,

3) уголовную статистику,

4) криминологическую прогностику,

5) виктимологию,

6) социальную психологию,

7) криминологическое программирование,

8) предупреждение преступности,

9) методику изучения и предупреждения преступности.

4. Назовите всеобщий и основной метод познания, используемые в криминологии. Это:…

1) марксистско-ленинская философия,

2) социолого-статистический метод,

3) материалистическая диалектика, ее законы и категории,

4) непосредственное наблюдение, опрос и анкетирование,

5) изучение материалов уголовных дел, уголовная и общесоциальная статистика.

6) мультипликатор и последующих контент-анализ соответствующих документов, содержащих криминологическую информацию.

5. Укажите, какие из перечисленных ниже методов исследования, применяемых в криминологии, относятся к социологическим, а какие – к статистическим. Это:…

1) анкетирование,

2) выборочное наблюдение,

3) анализ документов, содержащих криминологическую информацию,

4) корреляционный анализ,

5) метод группировок,

6) сравнительный метод,

7) контент-анализ (контентный анализ),

8) включенное наблюдение,

9) метод обобщающих показателей,

10) метод относительных величин,

11) дельфийский метод (метод Дельфи или Делфи).

6. Определите коэффициент преступности в регионе, имея следующие данные:

1) совершено преступлений в следующие годы: а) в 1995г. – 25539, б) в 1996г. – 27977, в) в 1997 г. – 25534, г) в 1998 г. – 28093, д) в 1999 г. – 41196;

2) население региона составляло в 1995 году 3 млн. 640 тыс. человек.

Какие тенденции обнаруживают результаты проведенного статистического исследования уровня преступности в регионе?

Какие еще исходные данные надо иметь, чтобы результаты данного исследования оказались более полными и достоверными?

7. При анализе структуры хулиганства, совершенного в населенном пункте, применена следующая группировка:

№ п/п Хулиганские действия совершены Абсолютное число хулиганств
На улицах и во дворах
В парках, садах, скверах
В местах общественного питания
В квартирах
В вечернее и ночное время
На общественном транспорте
В иных местах
  Итого:

Напишите:

а) соответствует ли приведенное в таблице распределение преступлений (хулиганств) правилам статистической группировки?

б) какие группировочные признаки (основания) использованы в данном случае?

в) к какому виду группировок относится группировка, указанная в таблице?

8. Проведите разграничение между анкетой, интервью, тестом. Какие из этих методов эффективнее использовать:

а) при определении потенциальных потерпевших от преступления;

б) при опросе лиц, совершенных преступления;

в)при выявлении общественного мнения о проблемах преступности;

г) при опросе экспертов?

9. В каждой из предложенных таблиц определите вид группировки и обоснуйте свой выбор:

а)

Виды преступлений Количество преступлений
Против собственности
Против жизни и здоровья
Против половой неприкосновенности и половой свободы
Против общественной безопасности
В сфере экономической деятельности
Экологические

б)

Доля неквалифицированных рабочих и безработных в общем числе лиц, осужденных за данные преступления в Японии кражи Разбойные нападения убийства Нанесение телесных повреждений мошенничество
  52 % 55% 43% 37% 49%

*Кан Уэда. Преступность и криминология в современной Японии. – М., 1989. – С.86.

Наши рекомендации