Формирование барьеров у детей

Работа по формированию барьеров у детей — это ра­бота по выработке у них чувства ответственности. Обучая их ограничениям, которые влечет за собой ответственность, а также ее ценности, мы обучаем их автономии. Только человек, способный жить самостоятельно, может успеш­но выполнять все обязанности взрослого.

В Священном Писании много говорится о роли барье­ров в воспитании ребенка. Обычно мы называем это дис­циплиной. В еврейском и греческом языках это слово, которое ученые переводят как «дисциплина», имеет зна­чение: «учение, обучение». Обучение имеет как позитив­ные, так и негативные стороны.

К позитивным сторонам дисциплинирования, или обу­чения, относятся деятельность, предотвращение (или про­филактика) и наставление. Позитивное дисциплинирова­на заключается в обучении правильному выполнению сво­их обязанностей. Отцы должны воспитывать детей «в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4). К негативным сторонам дисциплинирования относятся исправление, на­казание и последствия. При негативном дисциплинирова-нии мы предоставляем ребенку возможность пострадать от результатов своих действий и в итоге усвоить урок ответ­ственности: «Злое наказание уклоняющемуся от пути» (Прит. 15:10).

Правильное воспитание включает в себя как профи­лактическое обучение и практику, так и корректирующие последствия. Например, вы для своей четырнадцатилетней дочери установили, что в десять часов вечера она должна ложиться спать. «Если ты будешь ложиться в десять, то хорошо выспишься и будешь в школе чувствовать себя бод­рой», — говорите вы ей. Таким образом вы дисциплини­ровали ее позитивно. Если после этого она оттягивает вре­мя сна до половины двенадцатого, на следующий день вы скажете: «Поскольку вчера ты не легла вовремя, сегодня я не разрешаю тебе пользоваться телефоном». Теперь вы применили уже негативное дисциплинирование.

Почему для успешного формирования барьеров необ­ходимы и кнут, и пряник? Потому что Бог практикует по­пытку и ошибку, чтобы помочь нам в нашем развитии. Допуская ошибки и учась на этих ошибках, мы взрослеем.

Практика необходима во всех сферах жизни: в умении кататься на лыжах, писать эссе или работать на компью­тере. Без практики не научиться строить прочные, пол­ные любви взаимоотношения, как не научиться с пони­манием читать Библию. И это в равной степени относит­ся и к нашему духовному и эмоциональному росту: «Твер­дая же пища свойственна совершенным, у которых чув­ства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14). Практика также необходима в формировании барь­еров и приобретении чувства ответственности. Наши учи­теля — это наши ошибки.

Дисциплина — это внешний барьер. Ее предназначение заключается в формировании в наших детях внутренних барьеров. Она обеспечивает внешнюю структуру безопасности до тех пор, пока собственный характер ребенка не перестанет нуждаться в ней. Хорошая дисциплина всегда подталкивает ребенка к более четкой внутренней структу­ре и к большей ответственности.

Необходимо различать дисциплину и наказание. На­казание — это расплата за неправильный поступок. В юри­дическом смысле — это штраф за нарушение закона. Од­нако наказание не оставляет места для практики. Хоро­шим учителем его не назовешь. Цена слишком высока: «Возмездие за грех есть смерть» (Рим. 6:23), а «кто соблю­дает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот стано­вится виновным во всем» (Иак. 2:10). Наказание практи­чески лишает возможности исправлять ошибки.

Однако с дисциплинированием дело обстоит иначе. Дисциплина — это не штраф за ошибку, это соблюдение естественного, Богом установленного закона, предупреж­дения, что наши действия влекут за собой последствия.

Дисциплина отличается от наказания, потому что Бог перестал наказывать нас. Для всех тех, кто принял Христа как Спасителя, наказание окончилось на кресте: «Он гре­хи наши Сам вознес Телом Своим на древо» (1 Пет. 2:24). Своими страданиями Христос заплатил за наши грехи.

Кроме того, у дисциплины и наказания разные отно­шения со временем. Наказание обращено к прошлому. Оно направлено на взимание платы за грехи и ошибки, совер­шенные в прошлом. Например, страдания Христа явля­лись расплатой за грехи людей. Дисциплинирование же, напротив, обращено вперед. Уроки, которые мы благодаря дисциплине извлекаем из своих ошибок, помогают нам не допускать одни и те же ошибки снова и снова. «Сей наказывает [12] нас для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:10).

Каким образом дисциплина помогает нам? Благодаря ей мы можем свободно совершать ошибки, не испытывая страха быть осужденным и потерять любовь: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8:1). Свобода, которую мы получили благодаря Кресту, позволяет нам практиковаться без необходимос­ти платить ужасную цену. Единственная опасность — это последствия, но не изоляция или осуждение.

Возьмите, к примеру, мать, которая говорит своей де­сятилетней дочери: «Ты нагрубила мне опять, и больше я не люблю тебя». Девочка немедленно оказывается в ситуа­ции, исключающей возможность положительного исхода. Она может или восстать и тогда потерять самые важные для нее в жизни взаимоотношения, или уступить и стать внешне послушной, но при этом утратить всякую возмож­ность практиковать навыки конфронтации. А теперь срав­ните это высказывание матери с другим высказыванием: «Я никогда не перестану любить тебя. Любовь к тебе всег­да в моем сердце. Однако если ты нагрубишь опять, то три дня не выйдешь гулять». Взаимоотношения по-преж­нему сохранены. Осуждения нет. И ребенок получает воз­можность выбора: изменить свое поведение или постра­дать от последствий своей безответственности, при этом не рискуя потерять любовь. Таков путь к зрелости, к спо­собности питаться твердой пищей, — безопасная практика в рамках дисциплины.

Наши рекомендации