Организация публичного выступления
Каждому деловому человеку (предпринимателю или менеджеру) приходится выступать перед какой-нибудь группой слушателей. Содержание выступления может быть разным: план работы коллектива, отчет о работе, техническое совещание и т.п. Разной может быть и аудитория слушателей: очередное собрание акционеров предприятия, научно-техническая конференция, доклад на расширенном заседании Совета директоров, выступление на научно-экономическом совете с инновационным предложением.
Надо уметь убедительно и грамотно выступать перед аудиторией!
Предварительный анализ выступления
Чтобы добиться успеха, нужно заранее представить себе аудиторию, и до начала подготовки (до выбора темы и сбора материала) ответить самому себе на ряд вопросов.
1. Перед какой аудиторией нужно выступать (статус, возраст, пол и т.д.)?
2. Зачем нужно выступать? Какова конечная цель выступления (отчет, план, презентация)?
3. Кто и когда выступал перед данной аудиторией в последний раз, и что было достигнуто в конечном итоге?
4. Кто представит вас аудитории, как вы будете охарактеризованы?
5. Как готовить выступление, чтобы оно соответствовало особенностям данной аудитории?
6. Есть ли неформальные лидеры в данной аудитории, будут ли они присутствовать, надо ли устанавливать с ними контакт?
7. Ожидаются ли «каверзные вопросы»; если да, то какого рода?
8. Какой наглядный материал полезен для данной аудитории: графический, цифровой и т.д.?
9. Есть ли «свои люди» в данной аудитории, способные помочь в подготовке выступления и обеспечить обратную связь при его оценке?
10. Чем закончить предлагаемое выступление?
Подготовка к выступлению
Она сугубо индивидуальна, зависит от уровня знаний и квалификации, но можно сформулировать и общие требования.
1. Работа с исходным материалом:
А) Материалы должны содержать новые, наиболее интересные факты по типичным (актуальным!) для всех вопросам.
Б) Подготовка материалов ведется лично (с привлечением нужных отделов и служб).
2. Выбор темы выступления. Это могут быть:
А) План работы.
Б) Отчет о работе.
В) Потребность высказать собственное мнение по проблеме.
3. Продумывание главной идеи.
Нужно выделить стержневую идею выступления (хорошие результаты, повышение зарплаты, введение инноваций и т.п.).
4. Качество информации:
А) Объем данных должен быть больше, чем собираетесь использовать в речи.
Б) Выступление должно содержать большой процент достоверных статистических данных.
5. Подготовительные материалы должен включать:
А) Готовое содержание.
Б) Изложение статистических данных и фактов.
В) Призыв к действию и конкретным делам.
Г) Резюме (выводы) выступления.
6. Письменная запись выступления может быть в следующих формах:
А) Краткие тезисы выступления (на листе размера А5).
Б) Конспект доклада.
В) Подробный отчет (доклад) с выделенными маркером местами.
7. Репетиция выступления:
А) Прочтение перед зеркалом.
Б) Выступление перед «группой поддержки».
В) Запись на видео и анализ выступления.
Конкретные рекомендации оратору при подготовке выступления:
ü название выступления желательно обсудить с коллегами;
ü оцените интерес аудитории, уровень ее информированности – помните, слушателей интересуют лишь те аспекты работы, которые имеют отношение к их собственной деятельности;
ü продумайте форму речи: язык, стиль, подбор цитат, цифр. Старайтесь излагать свои мысли простым языком с минимумом иностранных терминов. Учтите, что абсолютные цифровые показатели на слух воспринимаются тяжело. Их чрезмерное применение может снизить интерес аудитории. Поэтому их надо представлять в виде наглядных таблиц, а в устной речи использовать только относительные числа: коэффициенты, индексы, проценты;
ü выберите тональность выступления: она может быть предостерегающей, торжественной, мрачной, беспечной, шутливой, счастливой и т.п. Овладейте несколькими вариантами тональности – возможна перестройка по ходу выступления;
ü используйте только культурную речь, избегайте штампов, нелитературных выражений, различных вульгаризмов, слов-паразитов, жаргонных слов вне зависимости от состава аудитории;
ü совершенствуйте технику произнесения речи, продумайте жесты, голосовую модуляцию, выражение лица;
ü продумайте, как наиболее эффективно использовать наглядные пособия, но в любом случае готовьтесь сделать доклад устным, если техника выйдет из строя;
ü развивайте в себе чувство времени: из принятого регламента выходить нельзя. На всякий случай имейте сокращенный вариант выступления;
ü для выступления одевайтесь скромно (без эксцентричности в одежде) – вы и так будете в центре внимания; ведь одежда не должна отвлекать слушателей от целостного восприятия сообщения.
ü нужно провести генеральную репетицию выступления не позднее 1 дня до его даты;
ü начать подготовку нужно за 5-7 дней до выступления: подготовка текста выступления (1 день), наглядных пособий (1 день), коррекция текста (2 дня), подготовка технические средства (1 день), репетиция (1 день).
Структура выступления
Традиционно выступление состоит из трех частей:
1) Начало – стержневая идея: что послужило поводом для выступления. Задача – произвести приятное и яркое впечатление;
2) Основная часть. Задача – сохранить интерес аудитории к теме выступления:
- краткая история рассматриваемого вопроса;
- тенденции развития проблемы;
- накопленный опыт (положительный и отрицательный) решения рассматриваемых вопросов;
- предложения по решению проблемы (это главное содержание, а предыдущее только подводит к этому);
3) Заключительная часть – довести до аудитории выводы выступления, т.е. те 25% информации, которые должны хорошо запомниться.
Технология выступления