I.1. Общая содержательная характеристика дисциплины.

УЧЕБНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Специальность: 030301.65 – «Психология»

Рецензенты пособия: доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской Академии Образования, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии ГОУ ВПО МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Иванович Донцов; доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Образования, декан факультета социальной психологии ГОУ ВПО МГППУ Михаил Юрьевич Кондратьев; доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии ГОУ ВПО СПбГУ Леонид Васильевич Куликов.

Общее количество часов
Аудиторная нагрузка
Внеаудиторная нагрузка

ОГЛАВЛЕНИЕ

№№ П/П НАИМЕНОВАНИЕ ПУНКТА №№ СТР.:
I АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
II МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
III ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
IV ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
V ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
VI СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
VI.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
VI.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
VI.3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО СЕМЕСТРАМ
VI.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО СЕМЕСТРАМ
VI.5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (СОДЕРЖАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ НАГРУЗКИ)
VI.6. ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. ТЕСТОВЫЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПРЕДМЕТУ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Учебное методическое пособие по дисциплине «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

I. Аннотация дисциплины.

I.1. Общая содержательная характеристика дисциплины.

Авторы-составители и рецензенты данного учебного методического пособия по дисциплине «Социальная психология» отмечают, что в ходе «Ананьевских чтений» 2008, – ежегодной научно-практической конференции, проводимой на факультете психологии ГОУ ВПО СПбГУ, в процессе научной дискуссии, посвящённой 40-летнему юбилею кафедры социальной психологии СПбГУ (самой старшей кафедры социальной психологии в нашей стране), научное сообщество пришло к выводу о том, что «ВСЯ ПСИХОЛОГИЯ – СОЦИАЛЬНА». Целостному раскрытию данного постулата и посвящено настоящее учебно-методическое пособие по дисциплине «Социальная психология».

Учебно-методическое пособие составлено на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Высшего Профессионального Образования (ФГОС ВПО) по специальности 030301.65 – «Психология».

Научно-методические программные указания по учебному курсу «Социальная психология» скомпонованы для студентов, обучающихся по учебному направлению 521000 – «Психология», по специальности 030301.65 – «Психология».

В настоящем курсе пристально рассматриваются проблемы научной идентичности социальной психологии, вопросы соотношения её с другими отраслями психологии и другими областями знания: педагогикой, социальной педагогикой, социальной медициной, социальной работой, социологией и другими науками о человеке. Программа учебного курса «Социальная психология» охватывает комплексный теоретический и практический материал, отражающий проблемы научной методологии в исследовании социально-психологических явлений и способы осуществления и организации научно-исследовательской деятельности в области изучения социально-психологических феноменов. Студенты подробно ознакамливаются с методологией и методами практического психологического изучения социально-психологических характеристик людей, с психодиагностическими способами исследования данных психических феноменов. В целом, в данном курсе рассматриваются и анализируются практически все аспекты научно-практической деятельности в области мировых психологических исследований социально-психологических явлений и процессов.

В данном предметном курсе «Социальная психология» детально изучаются нижеследующие содержательные парадигмы.

1. Социализация. Социальное развитие человека. Феноменология, структура и динамика личности. Основные потенциалы личности. Локус контроля. Стадии развития личности в процессе социализации (адаптация, индивидуализация, интеграция). Социально-психологические механизмы социализации. Институты социализации. Модели социального развития человека.

2. Социальная виктимология. Социальные факторы виктимизации: влияние социального контроля, загрязнение окружающей среды, быстро меняющиеся условия жизни, психологические стрессы, катастрофы. Феноменологические факторы виктимизации. Виктимность и виктимное поведение.

3. Социальный контроль. Экспектации. Социальные нормы. Виды санкций. Формы социального контроля (закон, табу, обычаи, традиции, мораль, нравственность, культурные нормы, этикет).

4. Закономерности общения и взаимодействия людей. Феноменология общения. Виды общения. Уровни общения. Типы общения. Критерии удовлетворённости общением. Перцептивная сторона общения. Социальная перцепция как восприятие человека человеком. Механизмы межличностной перцепции. Схемы формирования первого впечатления о человеке. Имплицитная теория личности. Мыслительные упрощения при формировании впечатлений. Теория атрибуции. Теория соответствующего вывода. Уникальные эффекты. Ковариационная модель. Фундаментальная ошибка атрибуции. Интерактивный аспект общения. Мотивы взаимодействия. Стратегии поведения во взаимодействии. Коммуникативный аспект общения. Коммуникативные барьеры. Феномены межличностного влияния. Вербальная и невербальная коммуникация.

5. Социальное познание: как люди осмысляют социальный мир. Перцептивные схемы и их влияние на социальную перцепцию. Эффект первичности (новизны, первого впечатления). Эффект ореола, эффект «Мы и Они» и другие эффекты социальной перцепции. Мыслительные приёмы и упрощения: эвристика доступности, мышление вопреки фактам, эвристика репрезентативности, эвристика привязки и приспособления. Автоматическая и контролируемая обработка информации.

6. Самопознание: как люди понимают самих себя (рефлексия). Основные способы понимания себя: интроспекция, теория самосознания, каузальные теории, наблюдение за своим поведением, «Я-схемы», социальное взаимодействие, теория социального сравнения, самопрезентации.

7. Первопричины конфликтов. Конфликтогенные факторы: стремление к превосходству, проявление агрессивности, проявление эгоизма. Технология разрешения конфликтов. Составляющие конфликта и их оценка. Основополагающие формулы разрешения конфликтных ситуаций.

8. Психология общения и влияния. Воздействие на человека присутствия других людей. Социальная фасилитация (медиация). Социальная идентификация. Социальное отчуждение. Деиндивидуализация и её причины. Идентификация и отчуждение как механизмы социализации.

9. Психология малой группы. Групповые устремления. Групповое мнение. Групповые настроение и традиции. Групповое взаимодействие. Социально-психологическая структура малой группы. Характеристика социально-психологических процессов в малой группе. Уровень развития отношений в группе. Возможности самоуправления в коллективе.

10. Психология больших социальных групп. Социально-психологическая сущность этнических общностей. Структура психологии нации (этносоциальная психология). Принципы изучения национальной психологии. Особенности классовой психологии. Структура социальной психологии класса (страт, слой, прослойка). Психология толпы. Виды пассивной и действующей толпы. Особенности поведения толпы. Механизм «эмоционального заражения».

11. Лидерство и руководство. Различия между лидером и руководителем. Социологические теории лидерства: теория черт, ситуационная теория, теория определяющей роли последователей. Психологические теории лидерства. Стили лидерства. Управленческие функции. Индивидуальные факторы эффективного управления группой.

12. Социальная психология и психологическое здоровье. Стресс. Ощущаемый контроль. Самоэффективность. Приобретённая беспомощность (социальный инфантилизм). Стабильная, внутренняя и глобальная атрибуции. Социальная поддержка и социальная защита.

13. Социальная психология и окружающая среда. Шум как источник стресса. Теснота как источник стресса. Сенсорная перегрузка. Экономное расходование воды. Публичные обязательства. Экономное расходование энергии. Борьба с мусором. Предписывающие и наглядные социальные поведенческие нормы.

14. Агрессия: причины, последствия и контроль. Типы агрессии. Теории агрессии: теория агрессии как инстинкта, теория фрустрации-агрессии, теория социального научения. Причины агрессивного поведения. Механизмы коррекции агрессивных проявлений. Определение уровня агрессии.

15. Альтруизм: помощь другим. Теории альтруистического поведения. Внешние и внутренние факторы, влияющие на оказание помощи. Социально-психологическое сходство людей как комплексный фактор оказания помощи. Способы усиления оказания помощи. Оценка эмпатических способностей.

16. Конформизм. Классические эксперименты по определению конформизма и их анализ. Повинуемость. Основные условия и причины проявления конформизма. Факторы, определяющие уровень конформности человека. Социальное влияние. Сопротивление социальному (групповому) давлению.

17. Убеждение. Способы и слагаемые убеждения. Использование убеждения в процессе втягивания в секты. Убеждение при психологическом консультировании и в психотерапии. Сопротивление убеждению. Суггестия, гетеросуггестия, аутосуггестия.

18. Поведение и установки. Влияние установок на поведение человека. Влияние поведения на установки человека. Теория самопрезентации. Теория когнитивного диссонанса. Теория самовосприятия.

19. Пол и гендер («психологический пол»). Генетика и культура. Сходства и различия между людьми разного пола и возраста. Эволюция и поведение. Культура и поведение. Социальные роли в поведении и деятельности людей.

20. Факторы, способствующие возникновению дружбы и любви. Потребность в принятии. Факторы возникновения дружеских отношений между людьми. Теория любви-страсти, теория любви-дружбы.

21. Семья как малая группа высокого уровня развития. Семейные взаимоотношения. Функции, структура и динамика семьи. Факторы, обусловливающие нарушения развития семьи. Социально-психологическая поддержка тесных эмоциональных взаимоотношений. Эмоциональная интимность как генеральный фактор семейных отношений.

II. Место дисциплины в учебном плане.

Методологические научные психологические проблемы предметного курса «Социальная психология» рассматриваются и понимаются в целостном содержательном контексте таких ранее изученных студентами общих гуманитарных и социальных дисциплин обязательного минимума содержания основной образовательной программы подготовки по специальности 030301.65 – «ПСИХОЛОГИЯ» в высшей школе как: «Культурология», «Педагогика», «Социология», «Философия», «Антропология», – чем и объясняется широкий спектр проблем, содержательно представленных в данном курсе. Так же, предметное содержание курса «Социальная психология» умышленно научно-методологически детально сопряжено с информационным наполнением таких общепрофессиональных дисциплин обязательного минимума содержания основной образовательной программы подготовки по специальности 030301.65 – «ПСИХОЛОГИЯ» в высшей школе как: «Общая психология», «Экспериментальная психология», «Общий психологический практикум», «Психология личности», «Психодиагностика», «Методологические основы психологии», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психология труда». Этим также объясняется содержательная глубина проблематики, всесторонне прорабатываемой в данном курсе. Таким образом, в целях учебной информационной оптимизации целостного педагогического процесса, согласно образовательным принципам информационной целесообразности и единонаправленности содержания предметных дисциплин, фактологическое наполнение курса «Социальная психология», в рамках междисциплинарных и межпредметных связей скоординировано со всеми вышеуказанными предметными дисциплинами, входящими во ФГОС ВПО по учебному направлению 521000 – «Психология», по специальности 030301.65 – «Психология».

Авторы-составители данного пособия утверждают, что важным компетентностным требованием к квалифицированным психологам в условиях продолжающейся глубокой и всесторонней реорганизации экономических составляющих нашего государства, – существенного видоизменения роли и функций производительных сил и основных параметров производственных отношений; непрекращающейся всеобъемлющей перестройки социальной сферы общества: разнообразных трансформаций в системе образования, системе здравоохранения, системе социальной помощи населению, пенитенциарной системе, системе МВД, в ВС РФ и т.д., – в этих новых условиях, имеющихся на сегодняшний день в нашей стране, – овладение психологами знаниями, умениями и навыками в области социальной психологии является профессионально необходимым и практически значимым. В связи со всем вышеизложенным, в связи с особой, исключительно социально ответственной профессиональной ролью психологов во всех сферах жизнедеятельности людей на современном этапе социально-экономического развития нашего общества и государства, – предмет «Социальная психология» закономерно является составной частью квалификационной направленности согласно ФГОС ВПО по специальности 030301.65 – «Психология».

Наши рекомендации