Фрагмент сценария тренинга
ТЕМА 1.
ОСОЗНАНИЕ ПРИЧИН, МЕШАЮЩИХ ГАРМОНИЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН: ГЛУБИННОГО НЕДОВЕРИЯ И ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ ПОЛОВ
Цели работы по теме:
Для ведущего: Помочь ученикам в осознании особенностей своего пола и неосознанного глубинного недоверия и подозрительности в отношении другого пола. Способствовать смягчению общего недоброжелательного отношения к другому полу.
Для учеников: Научиться осознавать и переформулировать претензии к своему и другому полу таким образом, чтобы осознавалась собственная ответственность за свои претензии.
Задаче ведущего: Создание условий для расшатывания и смены установок и предубеждений подростка в отношении другого пола. Совместно с участниками группы выделение и анализ факторов, являющихся причиной враждебности и напряженности в отношениях между мужчинами и женщинами, об сужение некоторых особенностей мужского и женского пола и попытка их переформулирования позитивным языком. "Мы не можем устранить разрушительные силы, постоянно работающие на уничтожение наших шансов на счастье в личной жизни, но можем уменьшить их (К.Хорни)".
Содержание занятия: Формирование предпосылок для безусловного принятия в себе и другом неизбежных особенностей пола.
Упражнение:
"ЧТО МЕШАЕТ ЮНОШЕ И ДЕВУШКЕ БЕЗОГОВОРОЧНО ПРИНИМАТЬ ДРУГОЙ ПОЛ?" - 30 мин.
Инструкция: Группа разбивается на подгруппы по признаку пола и пишет общий список претензий к другому полу, который обсуждается и утверждается коллегиально в каждой подгруппе.
Пример: "Я бы больше уважал девушек, если бы они:
не занимались болтовней, не были бы кокетливы, не шли бы легко на знакомство" и т.п. "Я бы больше уважала ребят, если бы они:
больше уважали бы девушек,
видели в девушке не только сексуальный объект,
имели хорошие манеры " и т.п.
Ведущий зачитывает общий список претензий.
Упражнение на обсуждение претензий в парах. -40 мин.
Инструкция: Гругпа разбивается на пары: юноша и девушка. Каждый участник выбирает из общего списка три претензии противоположному полу вне зависимостиот качеств партнера и зачитывает их ему вслух.
Партнер отвечает, выбирая на свое усмотрение любой из трехответов:
«Это не про меня»
"Это так, и я могу это изменить",
"Это так, но это мое, я не могу или нехочу это менять. Этомое".
Участники меняются парами до тех пор, пока каждый не поработает с каждым. Затем все делятся впечатлениями в круг. После обсуждения каждый формулирует новое знание, которое он получил в этом упражнении и записывает его в тетрадь.
Обсуждение ведется по схеме:
> Какие чувства вы испытывали, высказывая претензии?
> Было трудно, легко, приятно, не приятно?
> Испытали ли вы облегчение, высказавшись?
> Как вам кажется, что переживал при этом партнер?
> Какие чувства вы испытывали, слушая, что вам говорят?
>Как вы думаете, какие чувства вы испытали бы, слушая это от значимого для вас человека?
> Если бы это было правдой, то что было бы лучше: чтобы он(она) вам об этом сказали или промолчали?
ДИСКУССИЯ. Три типа барьеров между полами: социально-ролевые; индивидуальные и связанные с особенностями пола.
РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩЕМУ: Ведущий произвольно выбирает из списка претензий отдельные и предлагает учащимся определить, к какому типу относится этот барьер.
К социально-ролевьм относятся те, которые возникают в результате трансляции определенных предубеждений всеми средствами передачи, традиционного опыта: семьей, школой, традиционной культурой (идеи, |суждения, привычные стереотипы, закрепленные в "высокой" культуре, в нравах и обычаях). Критерий отличия — "так положено".
Индивидуальными особенностями являются те, что связаны с уникальным единичным человеческим существованием (темперамент, характер, акцентуации, энергетический и физический статус, привычки поведения).
Критерий отличия — особенности пола — связаны с физиологическим, психологическим, характерологическим осуществлением в конкретном человеке женской или мужской природы.
Обсуждение каждого качества, связанного с особенностями пола, представляет особую трудность потому, что а) в науке нет однозначного ответа, что считать качествами пола; б) многие ложные суждения и предрассудки глубоко укоренены в нашем сознании; в) чрезвычайно сложно отличить в человеке природное различие и социальные директивы традиционной патриархальной культуры.
Возведение привычного в ранг культурного происходит с помощью "механизма благородных названий", суть которого состоит в том, чтобы выдавать за истину бытовые наблюдения, суждения, скрывающие чью-то выгоду, идеи, созданные для манипулирования. Э.Берн писал по этому поводу: "Культура — это старое платье короля, продление заблуждений (или лукавства — автор) предыдущих поколений....Я не вижу оснований принимать старый покрой одежды всерьез только потому, что большинство людей относится к нему серьезно".
Все половые различия поэтому можно разделить на три группы:
1 .Достоверные.
2.Сомнительные.
3. Неподтвержденные.
В содержание работы входит осознание проблематичности половых различий и, соответственно, ожиданий по отношению к другому полу.
Дискуссия по теме различия половых ожиданий ведется по следующим вопросам:
> Связаны ли твои претензии к другому полу с твоими ожиданиями, направленными на него?
> Являются ли эти ожидания общечеловеческими или только ожиданиями твоего пола?
> Должен ли другой пол соответствовать твоим ожиданиям? Откуда берется "должен"?
Необходимо подвести участников к пониманию того, что:
> Каждый пол имеет свою специфику и свои ожидания,
> Для успешного общения неизбежно знание потребностей и ожиданий другого пола,
> Успех ждет того, кто умеет удовлетворять потребности другого пола, которые сам не испытывает,
> Для взаимного принятия необходимо открывать свои ощущения и учитывать ощущения другого.
Ведущий разъясняет содержание и смысл привычных, но не осознаваемых штампов и дает новое информативное знание:
> О женской и мужской логике;
> О ложности противопоставления эмоционального и рационального и их иерархизации;
> Об особенностях женской и мужской эмоциональности;
> О не научности понятий "сильный" и "слабый" пол;
> О недооценивании и ложном понимании кокетства, которое не только является главным инстинктом женского пола, но и играет большую роль в истории культуры и индустриализации; |
> О содержании понятия "понимание" применительно к отношениям полов и других барьерах, представленных в суждениях участников данной группы.
Если участники группы выражают недоверие к приводимому материалу, это нормально, предложите им проделать упражнения, в ходе проживания которых они смогут получить собственное знание об предмете обсуждения.
Литература
1. Айслер Р. Чаша и клинок. М.1993.
2. Ассаджоли Р.Психосинтез. Теория и практика. 1994.
3. Баттон Д. Стать ближе. Секс, любовь и здравый смысл.М.1995.
4. БаярдД. Ваш беспокойный подросток. М.1992.
5. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Гл. УШ, 1Х. В кн.: Бердяев Н.А.Философия свободы. Смысл творчества, Москва. 1989.
6. Берн Э. Секс в человеческой любви. М.1990.
7. Василев К. Любовь.М.1982.
8. Василев С.Психология любви. М. 1992. ,;
9. Вейнингер О.Пол и характер.М.1992.
10. Вислоцка М. Искусство любви. М.1990.
11. ВудЭ.Сосредоточение. Самара. 1993.
12. Грэхем Д. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. 1993.
13. Джонсон Р.А. Она. Глубинные аспекты женской психологии. М.1996.
14. Джонсон Р.А. Он. Глубинные аспекты мужской психологии. М.1996.
15. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии.М.1991.
16. Кемпер И.Практика сексуальной психотерапии. Тт 1-2. М.1994.
17. КерлотХ.Э. Словарь символов. Мифология.Магия.Психоанализ. 1994.
18. Китайский эрос.М.1993.
19. Кон И.С.Психология ранней юности.М. 1989.
20. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. 1993.
21. Кузьмичев И. К. Лада или повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда Русская красота стала есть.М.1990.
22. Кэмпбэлл Р.Как на самом деле любить детей.М.1992.
23. ЛелеЖерар. Трактат о ласках.М.1994.
24. Ломброзо Ч. Женщина — преступница и проститутка. М. 1991.
25. Ломброзо П. Женщина, ее физическая и духовная природа и культурная роль. Минск. 1991.
26. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
27. Мастере и Джонсон. О любви и сексе, Т. т. 1-2. С.-Пб. 1991.
28. Мир и эрос.М. 1991.
29. Монтескье, Ш. Избранные произведения, М., 1955.
30. О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения.М.1992.
31. Пенни А. Как быть любимой. Интимное руководство по безопасному сексу. С.-Пб. 1994.
32. Платон. Избранные диалоги. Диалоги "Пир" и "федр". М.1965.
33. Поляков С.Д.Психопедагогика воспитания. М.1996.
34. Раджнеш Б.Ш. Медитация. Искусство внутреннего экстаза.Екатеринбург, 1993..
35. Рейнуотер Д.Это в ваших силах. М.1993.
36. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы.
37. Розанов В.В. Семья как религия. В кн.: Русский эрос или философия любви в России.М..1991.
38. Розин В., Шапиньская Р. Природа любви.М.1993.
39. Рудестам Н.Групповая психотерапия. М.1990.
40. Русский эрос или философия любви в России. М.1991.
41. Сатир В. Как строить себя и свою семью.. М.1992.
42. Секс в жизни мужчины. М.1991.
43. Секс в жизни женщины.М.1991.
44. Синицына И.Е.Человек и семья в Африке. М.1989.
45. Снайдер М., Снайдер Р.,Снайдер-младший Р. Ребенок как личность. М.,-С.-Пб. 1995,
46. Старович З.Секс в культурах мира.М.1991.
47. Сосновский А.Лики любви.М.1992.
48. Страсти человеческие. Эрос.М.1992.
49. Хорни К. Женская психология.С.-Пб. 1994.
50. Юнг К.Г.Аналитическая психология. Сю-Пб.1994.
51. ЮнгК.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. С.-Пб.,1994.