Темы для докладов и сообщений 4 страница
Формальная группа — реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью. Официальные группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, закрепленные права и обязанности ее членов (учебная группа, группа детского сада и т. п.).
Неформальная группа — реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатии либо на основе прагматической пользы. Неформальные группы могут выступать как изолированные общности или общности, складывающиеся внутри официальных групп. Их
интересы могут иметь различную направленность в зависимости от целей и ценностей группы.
— по уровню развития: на группы высокого и низкого уровня развития.
К группам низкого уровня развития относят: диффузную группу, группу-ассоциацию, группу-кооперацию, группу-корпорацию. К группам высокого уровня развития — коллективы.
— по направленности активности:
а) на группы просоциальные: просоциальная ассоциация, кооперация, коллектив;
б) группы асоциальные: асоциальная ассоциация, корпорация.
— по значимости: на группы референтные и группы член- j ства.
Референтная группа выполняет, в основном, две функ- j ции: нормативную и сравнительную. Нормативная функция проявляетсяв мотивационных процессах. Референтная группа выступает как эталон, посредством которого индивид мо- j жет оценить себя и других. Нормативные и сравнительные функции могут выполняться одной и той же группой.
Выделяются также «положительные» и «отрицательные» j референтные группы. К положительным относятся те, с ко-торымииндивид идентифицирует себя и членом которых он I хочет стать. К «отрицательным» относятся референтные группы, вызывающие у индивида неприятие. "У каждого человека I обычно имеется несколько референтных групп — в зависимости от разных видов отношений и деятельности, например, се- I мья, дворовая компания и т. д.
Группа членства — группа, с членами которой индивид! постоянно контактирует.
— по признаку деятельности: на группы по интересам, учебные, производственные, психокоррекционные и др.
Группы общения или группы по интересам — группы,! в которых дети проводят свободное время, общаются, выпол-j няют различную деятельность. Названные группы могут быть 1 формальными и неформальными. Интересы детей, входящих | в эти группы, могут иметь различную направленность: кружки I
технического творчества, дружеские компании, самодеятельность и т. д.
Группы учебные — это формальные группы, создаваемые специально для осуществления учебно-воспитательной работы в учебном или специализированном заведении.
Группы психокоррекционные — это небольшие временные объединения людей» обычно имеющие назначенного руководителя, общую цель межличностного взаимодействия, личностного научения, роста и самораскрытия (например, облегчение выражения эмоций; порождение ощущения принадлежности к группе; обязательность самораскрытия; опробование новых видов поведения и др.). По функции руководителя и эмоциональной стимуляции выделяют (М.А. Робер и Ф. Тильман) следующие виды психокоррекционных групп: рациональные; аффективные; группы центрированные на руководителе; группы тренинга умений; группы встреч; гештальтгруппы; группы телесной терапии; психодрама; группы танцевальной терапии; группы терапии искусством и др. Наиболее существенными параметрами всех названных групп являются степень осуществления руководителем ведущей роли в структурировании и функционировании группы и степень эмоциональной стимуляции в противоположность рациональному мышлению.
— по возрастной принадлежности. На основании возрастной периодизации выделяются следующие виды групп: группы дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников, студентов, молодежи, группы среднего возраста, зрелого возраста и пр.
Как видим, в соответствии с принятой классификацией существует огромное количество видов групп, возникающих в результате взаимодействия людей друг с другом и представляющих определенную ценность для каждого конкретного человека.
Для понимания сущности процесса социальной реабилитации детей с ограничениями жизнедеятельности представляют интерес не все виды групп, существующие в обществе, а в первую очередь малые группы. Обусловлено это тем, что дети с первых дней своей жизни связаны с определенными малыми группами, такими как семья, группа детского сада, группа учебного заведения и т. д. Причем, они не только находятся в пространстве этих групп, но испытывают их определенное влияние, получают от них информацию о внешнем мире, организуют в них взаимодействие, а в дальнейшем и деятельность.
Малая группа. Истоки возникновения
групповых отношений и некоторые
особенности их становления у детей
с ограниченными возможностями здоровья
Индивидуальное развитие человека происходит в процессе установления многообразных прямых и косвенных связей, осознаваемых и неосознаваемых отношений с окружающими людьми, включенными в различные социальные общности, членом которых по мере взросления становится и сам ребенок. Для ребенка с ограниченными возможностями особое значение для удовлетворения его социальных потребностей приобретает малая группа.
Малая группа — относительно небольшое число контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами. Это может быть семья, объединение близких ребенку людей, группы в детских дошкольных, общеобразовательных и специализированных учреждениях, группы сверстников и т. п.
Малая группа отличается от других групп своей относительно простой структурой. Это означает, что в малых группах есть авторитарный лидер (если группа неофициальная), или авторитетный руководитель (если официальная), вокруг которого объединены остальные члены группы. Если же внутри группы, занятой какой-либо деятельностью, появляются другие лидеры и часть ее членов начинает поддерживать их и вводимые ими нормы и ценности, то малая группа становится структурно сложной и нередко распадается на две или более малые группы.
Новые группы вступают в межгрупповые отношения независимо одна от другой. Если малая группа занята социально значимой и ценной деятельностью, то она может стать группой высокого уровня развития.
К отличительным признакам малой группы относят:
— пространственное и временное соприсутствие людей. Оно дает возможность установлению личных контактов, которые включают в себя все стороны общения: информационную, интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (способность воспринимать человека человеком);
— наличие постоянной цели совместной деятельности. Она может выступать в виде ближней перспективы, то есть
быстро реализуемой цели по времени и значимой для группы; в виде вторичных целей — более длительных по времени и выводящих на интересы других групп; в виде дальней перспективы. Цели совместной деятельности способствуют сплочению группы;
— наличие в группе организующего начала. Оно может быть представлено в виде лидера, руководителя, а также распределено между членами группы, и лидерство может носить ситуативно-специфический характер. То есть роль лидера в определенной ситуации принимает на себя один из членов группы;
— разделение и дифференциация персональных ролей. Каждый член группы вносит свой вклад в совместную деятельность;
— наличие эмоциональных отношений между членами группы. Они влияют на групповую активность, формируют внутреннюю структуру межгрупповых отношений;
— выработка специфической групповой культуры, т. е. норм, правил, определяющих поведение большинства членов группы.
Малая группа постоянно изменяется и развивается. Ей присущи следующие общие закономерности:
1) в группе постоянно происходят структурные изменения;
2) группа развивается (либо прогресс, либо регресс);
3) между членами группы может происходить обмен «ролями ».
Малые группы, в которые оказывается вовлеченным ребенок с ограниченными возможностями, являются не только местом, где удовлетворяются социальные потребности, но и важнейшим фактором и условием формирования его как личности. Включаясь в систему отношений, свойственных данной группе, ребенок постепенно усваивает ее ценности и нормы, регулирующие поведение, и, в конечном итоге, он в своих поступках и действиях становится похожим на других членов группы.
Исследование слепоглухонемых детей, проведенное основателем отечественной тифлосурдопедагогики И.А. Соколян-ским, показало, что их развитие, хотя вследствие отсутствия зрения и слуха бедное и ограниченное, имеющее огромные диспропорции между хронологическим и психологическим возрастом, подчиняется общим закономерностям онтогенетического развития. У слепоглухонемых, как и у детей
зрячеслыщащих, психическое и личностное развитие начинается в условиях неразрывного единства ребенка и взрослого в их совместной деятельности по удовлетворению элементарных органических побуждений. Причем, важнейшим условием этих отношений является установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и взрослым.
Аналогичным образом протекает процесс психического и личностного развития детей, имеющих другие ограничения жизнедеятельности, то есть он подчиняется тем же общим закономерностям: взрослый представляет для ребенка ту микросреду, с которой ребенок активно взаимодействует, приобретает определенный социальный опыт, эмоционально переживает свои взаимоотношения с окружающими его людьми.
Вместе с тем, динамика развития нормального и аномального ребенка, хотя и подчинена общим закономерностям, характеризуется специфическими особенностями, причем сугубо индивидуальными для определенного вида аномального развития. Наиболее общей доминирующей закономерностью при всех видах отклонений является нарушение речевого общения, способности к приему и переработке информации. Другая важная закономерность психического развития аномальных детей — трудность их социальной адаптации, установления взаимоотношений с социальной средой.
Рассмотрим некоторые особенности начальной стадии зарождения общения и взаимоотношений между ребенком и взрослым и их влияние на последующее психическое и личностное развитие ребенка.
Появившийся на свет ребенок с первых минут жизни начинает испытывать влияние социальной среды. Существует ряд звеньев, через посредство которых общество «прикасается» к отдельной личности. В качестве наиболее близкой к личности клеточки общества выступает микросреда, куда входит семейное окружение ребенка. Личностная микросреда ребенка, по определению Я.Л. Коломинского, представляет собой единство двух основных социально-психологических подсистем: «взрослый—ребенок» и «ребенок—ребенок».
Подсистема «взрослый—ребенок» возникает сразу после рождения ребенка и продолжает действовать до тех пор, пока он не станет взрослым. Сначала взаимоотношения взрослого и ребенка носят односторонний характер — без психологического отклика со стороны ребенка. Но постепенно у него появляется объективная потребность во взрослом человеке,
которая начинает ярко проявляться при нормальном развитии на третьем месяце жизни в виде « комплекса оживления ». С этого момента в психической жизни ребенка появляется новый.элемент — общение, малыш делает первые попытки общаться, взаимодействовать с другим человеком.
Когда общение приобретает двусторонний характер, система «мать—ребенок» с социально-психологической точки зрения становится «малой группой». Именно здесь ребенок приобретает тот социально-психологический опыт, который на следующих возрастных этапах ведет к расширению круга общения, распространяется на других значимых взрослых, в том числе и в системе «ребенок—ребенок».
Таким образом, образование «малой группы» приходится на первые месяцы жизни ребенка. Она становится точкой отсчета его развития как биосоциального существа и универсальной системой межличностного общения на протяжении всей последующей жизни. Появление малой группы знаменует новый человеческий этап отношений ребенка с другими людьми.
Психологами замечено, что если у ребенка в онтогенезе раньше появляются психические новообразования, то его развитие качественно меняется. Так, если ребенок раньше начинает выполнять целенаправленные манипулятивные действия с игрушками и другими предметами, у него более эффективно формируется зрительно-двигательная координация, развивается потребность к «исследовательской» деятельности. Более раннее овладение прямой походкой делает его более самостоятельным и создает лучшие условия для освоения окружающего пространства, повышает жизненный тонус, усиливает активность. Овладение предметной деятельностью способствует интенсивному развитию речи. Формирование речи в более ранний период становится основой своевременного или ускоренного развития общего психического развития.
То же самое происходит и с появлением «малой группы», возникшей в процессе взаимодействия матери и ребенка. Если «комплекс оживления» появляется своевременно, то ребенок раньше переходит от простого эмоционального общения к сотрудничеству с взрослыми, к активному овладению сначала манииулятивными действиями, а затем и действиями с орудиями-предметами: кружкой, ложкой и т. д. Все это развивает интерес к игровой деятельности, стимулирует своевременное появление зачатков самостоятельности.
Такова динамика возникновения отношений в системе «взрослый—ребенок» у нормально развивающихся детей. У тех же, которые имеют определенные виды ограничений (слепые, глухие, глухонемые, умственно отсталые и т. д.)» возникновение малой группы может значительно задерживаться, приобретать качественно иной характер и, естественно, ограничивать или тормозить поступательное психическое и личностное развитие.
Отсюда возникают серьезные помехи в реализации ребенком сензитивных периодов, в появлении психических и личностных новообразований, в возникновении ведущих типов деятельности не только в дошкольном детстве, но и в последующие возрастные периоды. Может также деформироваться развитие ведущих социальных потребностей, таких, как: потребности в общении с взрослыми, с помощью которой ребенком усваивается социальный опыт; потребности во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей; потребности в общении со сверстниками, посредством реализации которой приобретается положительный опыт сотрудничества и взаимопомощи, а также потребности в движениях, приводящей к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.
Так, у нормально развивающегося ребенка в дошкольный период в процессе межличностного взаимодействия с детьми активно складывается познавательная и личностная формы общения. Познавательное общение проявляется в виде задавания многочисленных вопросов (возраст почемучек) на различные темы, причем ребенок требует, чтобы взрослый всерьез отно- j сился к нему — как к товарищу. Личностная форма общения характеризуется тем, что ребенок активно стремится к обсуждению с взрослыми поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм.
У ребенка же с ограниченными возможностями, в зависимости от тяжести дефекта, данные формы общения в период дошкольного детства находятся, как правило, в зачаточном состоянии или вообще отсутствуют.
Определенной деформации подвергаются и такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм, формирование произвольности поведения, то есть такого поведения, для которого характерна устойчивость, неситуатив-ность, соответствие внешних поступков внутренней позиции.
Итак, в начальной системе отношений «взрослый — ребенок» зарождается и получает стимул к развитию и саморазвитию
потребность в общении. По выражению Л.И. Божович, потребность в общении, как и потребность в новых впечатлениях, относится к такой качественно новой форме потребности, когда человека побуждают к действию не нужда в чем-либо, не недостаток, а стремление к новому переживанию, к овладению, достижению. В результате психические духовные потребности становятся ненасыщенными, приобретают возможность самодвижения.
В то же время задержка в появлении этого новообразования, особенно при наличии у ребенка того или иного дефекта, ослабляет социальный фактор развития, делает его недостаточно эффективным, влечет за собой отставание в психическом и личностном развитии.
Нарушения развития у детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, как правило, многоплановы. Они могут проявляться в интеллектуальной, двигательной, речевой, сенсорной неполноценности, причем в разных формах и в разной степени выраженности и, если своевременно не будут приняты необходимые лечебно-оздоровительные и педагогические меры, могут возникнуть вторичные нарушения в структуре дефекта. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обнаружить у ребенка отклонения в развитии, оказать ему необходимую помощь, а также создать соответствующие условия для повышения роли социального фактора в развитии его личности.
Концепции развития малой группы
Важнейшим вопросом социально-психологического анализа малых групп является проблема их становления и развития. Особый интерес к данной проблеме возник в конце XIX в. и не снижается до сих пор. Изучением групп из числа зарубежных авторов занимались такие ученые, как Э. Дюрк-гейм, Г. Тард, Ф. Теннис, В. Меде, К. Левин, Ф. Олпорт, Ч. Бернард, Т. Ньюком, М. Шериф, Ч. Кули, Ш. Бюлер и многие другие. Они исследовали процессы, происходящие в обществе, специфические особенности человеческого существования и, тем самым, создавали основу для теоретического и эмпирического исследования малых групп. Многие из них изучали и сами малые группы.
В настоящее время в западной психологии в изучении малых групп сложилось три основных исследовательских
подхода: социометрический, социологический и «групподи-намический»..
1. Социометрическое направление— связано с именем Дж. Морено. Теоретическими посылками данного направления является стремление объяснить все стороны социальной жизни, в том числе экономические, политические, состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Методика, предложенная Дж. Морено, широко применяется для изучения системы эмоциональных отношений в малой группе. Она позволяет выразить количественно и графически структуру межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.
2. Социологическое направление.В исследовании малых групп делается акцент на изучение закономерностей их функционирования в обществе. Данное направление связывается с традицией, которая была заложена в экспериментах Э. Мэйо. Изучая малые группы, он пришел к выводу о существовании в ней двух типов структур, формальной и неформальной, что открыло широкую перспективу для исследований в социальной психологии.
3. Школа «групповой динамики».Изучение малых групп базируется на разработанной К. Левиным «теории поля». Центральная идея «теории поля» состоит в том, что законы социального поведения следует искать через познание социальных и психологических сил, детерминирующих его. Важнейшим методом анализа сил «психологического поля» явилось создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и последующее их изучение. Совокупность этих исследований получила название «групповой динамики» . По определению К.Левина, «групповая динамика» — это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе.
В отечественной психологии на изучение проблем «малой группы» большое влияние оказали идеи В.М. Бехтерева о функции коллективных целей, о факторах согласования индивидуальных и выработки коллективных действий, о типологии коллективов и многие другие, высказанные им в 20-е годы. Активно изучением проблем малой группы в 20—30 гг. занимались Б.В. Беляев, А.С._ Залужный, А.С- Макаренко и др.
Но наибольшее число исследований по данной проблематике приходится на последние десятилетия XX века. В это
время складываются социально-психологические центры в Ленинграде, Москве, Ярославле, Курске, Костроме и других городах, которые были ориентированы, главным образом, на проблематику малых групп и коллективов, функционирующих в сфере образования.
На основе выполненных в них в 70-е и в последующие годы исследований в изучении малой группы сложился ряд исследовательских подходов: методологический; деятельностный; стратометрический, параметрический; организационно-управленческий; социометрический, социально-перцептивный, каждый из которых предлагал свои концепции развития малой группы.
Наиболее рельефно из названных концепций и направлений выделяются две концепции: стратометрическая концепция, или концепция опосредования деятельностью межличностных отношений (А.В. Петровский), и параметрическая концепция, или концепция поэтапного развития группы как коллектива (Л.И. Уманский).
Стратометрическая концепция,названная позже психологической теорией коллектива, разработана в середине 70-х годов А.В. Петровским и его сотрудниками. В ней был представлен новый подход к анализу межличностных отношений в малых группах с целью выявления принципиальных отличий групп высшего уровня развития — коллективов — от всех других видов групп.
Стратометрическая концепция распространяла принцип деятельности на область социальной психологии. Так же как индивид в предметной деятельности преобразует окружающий мир и посредством этого изменяет себя, становясь личностью, социальная группа в совместной социально значимой деятельности преобразует окружающую действительность и посредством этого изменяет систему межличностных отношений, становясь коллективом.
Системообразующим признаком коллектива в данной концепции выступает деятельностное опосредование. Осуществляя свою цель в конкретном предмете деятельности, группа тем самым изменяет себя, совершенствует свою структуру и преобразует систему межличностных отношений. Характер и направленность изменений, происходящих в ней, зависит от конкретного содержания деятельности и ее ценностей, исходящих из более широкой социальной общности. Содержание совместной деятельности членов группы опосредует все процессы внутригрупповой динамики: развитие межличностных
отношений» восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности.
Согласно стратометрической концепции, коллектив обладает глубинной, многоуровневой (стратометрической) структурой. Центральное звено групповой структуры (страта А) образует сама групповая деятельность, ее содержательная, общественно-экономическая и социально-политическая характеристика.
Первый слой (страта Б) фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности, ее социальный смысл для каждого участника.
Во второй страте (В) локализуются характеристики межличностных отношений, опосредованных содержанием совместной деятельности (ее целями, задачами, ходом выполнения), а также принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями. В ней происходит совпадение ценностей, касающихся совместной деятельности, развитие определенной мотивации членов группы, эмоциональной идентификации с группой и пр.
Выделяется также третий слой (Г), где фиксируются поверхностные связи между членами группы. Это те же межличностные отношения, та их «часть», которая построена на непосредственных эмоциональных контактах, где ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.
Согласно данной концепции, группы в своем развитии могут проходить несколько стадий, которые типологически объединяются в пять позиций (см. рис. 7.1).
1) Диффузные группы — общности, где люди только соприсутствуют (экскурсия, пассажиры автобуса, учебная группа в первый день занятия и др.), где отсутствие опосредования межличностных отношений обусловлено отсутствием совместной деятельности.
2) Просоциалъная ассоциация — общность, где высокий уровень развития социальных ценностей лишь в очень слабой мере опосредует групповые процессы. Возможно, это только что созданная группа с далеко еще не сложившейся совместной деятельностью. Здесь успех одного человека не определяет успешности деятельности*других, и неудача одного не влияет на результаты другого. Нравственные ценности в такой
группе функционируют, но они не отработаны в процессе общения и совместного труда, а привнесены из широкой социальной среды. Их дальнейшая судьба зависит от того, будет ли налажена многоплановая совместная деятельность, которая их повседневно созидает и укрепляет.
3) Асоциальная ассоциация — общность, где взаимоотношения людей фактически не опосредуются общими факторами совместной деятельности, а обнаруживают зависимость от асоциальных взглядов и представлений. Например, группа агрессивно настроенных подростков, где опосредование межличностных отношений какой-либо деятельности минимально — при максимально асоциальных опосредующих факторах.
4) Антиобщественная корпорация — группа, где налицо высокий уровень опосредования взаимоотношений индивидов, но факторы, которые их опосредуют, являются глубоко реакционными, враждебными социальному прогрессу.
5) Коллектив — группа, объединенная общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития и отвечающая требованиям общественного прогресса. Высокая социальная значимость факторов в максимальной степени определяет и опосредует межличностные отношения, делает такое сообщество высоко сплоченным.
Параметрическая концепцияразрабатывалась также в середине 70-х годов Л.И. Уманским с сотрудниками Курской социально-психологической лаборатории: А.С. Чернышевым, Л.И. Акатовым, А.Н. Лутошкиным, Е.И. Шаниным и др. Данная концепция не противоречит психологической теории коллектива. Понятия уровней поэтапности и ступенчатости, по определению А.В. Петровского, прямо связаны со страто-метрической концепцией интрагрупповой активности в коллективах.
Основная идея параметрической концепции состоит в том, что реальная контактная группа проходит в своем развитии ряд этапов. Ее поэтапное развитие осуществляется в процессе совместной деятельности и общении, благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров.
В качестве основных и достаточных параметров, характеризующих контактную группу как коллектив, были названы:
1)Направленность активности группы — включает в себя интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации;
2) Организационное единство — проявляется в способности группы ксамоуправлению, в умении самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, согласованно выдвигать лидера-организатора на все необходимые управленческие ступени, приходить к единому мнению, особенно при принятии решений, оценке людей, важных событий, действий.
3)Психологическая коммуникативность — проявляется винтеллектуальном, эмоциональном и волевом единстве группы.
4)Групповая подготовленность —в сферетой или инойдеятельности.
Качественная характеристика названных параметров определяет уровень развития группы как коллектива.
Уровни развития группы обозначаются следующими терминами: группа-кооперация, группа-автономия, группа-коллектив. Отличие каждой стадии или уровня развития группы определяется по уровню развития каждого параметра.
Параметрическая концепция предполагает «нулевую точку», момент создания группы, отрезки положительной и отрицательной протяженности, соответствующим группам просоциального и антисоциального характера(см. рис. 7.2.).
Такой «нулевой точкой» названа группа-конгломерат — группа ранее незнакомых людей, оказавшихся или собранных на одном пространстве и в одно время. Взаимообщение и взаимодействие в такой группе носят поверхностный и ситуативный характер, например, группа детей, только что приехавших в детский лагерь из разных мест. Группа-конгломерат — это факт «рождения» нового социального организма, первичная природная предпосылка для формирования коллектива.
Группа-кооперация в основном соответствует понятию «кооперация* — объединению людей, собравшихся для выполнения определенной задачи. Группа такого уровня отличается реальной успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Межличностные отношения и внутригруп-повое общение носят, прежде всего, сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности. Направленность и психологическая совместимость выступают здесь вторичными производными от единства, целей и взаимодействия, но активность вторых резко интенсифицирует и актуализирует развитие первых. Это и создает условия перехода группы уровня кооперации на следующую ступень.