Место дисциплины в структуре ООП ВПО. Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:

Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:

«Этика и корпоративная культура организаций», «Деловой этикет и культура коммуникаций», «Глобальные проблемы современности».

Цикл, в который входит дисциплина Базовая или вариатив-ная часть (в том числе по выбору студента) Семестр, в котором преподается дисциплина Трудоемкость дисциплины Вид промежу-точной аттестации
Зачет-ные едини-цы Часы
Общая В том числе
Аудиторная СРС
Гуманитарный, социальный и экономический цикл Вариатив-ная часть Зачет
ИТОГО Зачет за 1 семестр

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Речевая коммуникация»

№ пп. Формируемые компетенции Номер/ индекс компетенции
Общекультурные (ОК)
Способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владеет культурой мышления ОК-1
Способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь ОК-2
Способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы ОК-9
Профессиональные (ПК)
Способен участвовать в постановке целей проекта (программы), его задач при заданных критериях, целевых функциях, ограничениях, разработке структуры их взаимосвязей, определения приоритетов решения задач с учетом правовых и нравственных аспектов профессиональной деятельности ПК-6
Способен разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы ПК-13

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Результат образования Номер/ индекс компетенций
знать:
- нормы, виды (функциональные стили, жанры) и средства ясной, аргументированной, литературной устной и письменной речи ОК-2, ПК-13
- особенности восприятия, анализа и обобщения вербальной и невербальной речевой информации ОК-1, ПК-6
- особенности работы с официально-деловыми (нормативными правовыми) документами в своей деятельности ПК-13
- основные положения и принципы гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач ОК-9
уметь:
- логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь ОК-2
- выстраивать общение с коллегами на работе ОК-9, ПК-6
- работать с официально-деловыми (нормативными правовыми) документами в своей деятельности ОК-1, ПК-13
- стремиться к саморазвитию, приобретать новые знания в области гуманитарных наук ОК-1, ОК-9
- уважительно и бережно относиться к культурным традициям ОК-1, ОК-9
владеть:
- навыками аргументированной, ясной, кодифицированной устной и письменной речи, правильного оформления результатов мышления ОК-2, ПК-13
- культурой мышления и речи, способностью к восприятию, анализу и обобщению информации ОК-1, ПК-6
- навыками социального взаимодействия на основе принятых в обществе моральных и правовых норм ОК-9, ПК-6

4 Структура дисциплины «Речевая коммуникация»

Дисциплина преподается в 1 семестре.

Виды учебных занятий Трудоемкость, час
Аудиторные занятия
Практические занятия (ПЗ)
Всего
Самостоятельная работа студентов
Выполнение домашних заданий (ДЗ)
Самостоятельное изучение тем разделов программы
Всего
Итого по дисциплине

5 Содержание дисциплины «Речевая коммуникация»

5.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)

Номер раздела Название раздела Семестр Трудоемкость в часах Формы текущего контроля успеваемости
Л ПЗ ЛР КП (КР) СРС Всего
Раздел 1«Речевая коммуникация как процесс» I Не предусмотрено учебным планом Не предусмотрено учебным планом Модульные тесты
Раздел 2 «Совершенствование навыков речевой деятельности» I Модульные тесты
  Всего    

Матрица соотнесения разделов дисциплины и формируемых при освоении этих разделов профессиональных и общекультурных компетенций приведена в приложении А.

5.2 Содержание разделов дисциплины «Речевая коммуникация»

5.2.1 Раздел 1 «Речевая коммуникация как процесс» (36 часов)

1) При реализации программы дисциплины «Речевая коммуникация» используются различные образовательные технологии. В процессе практической подготовки используется контекстное обучение, игра, работа в команде. Самостоятельная работа студентов включает работу под руководством преподавателя (консультации по выполнению контрольных работ) и индивидуальную работу студента с рекомендованными источниками информации.

Раздел 1 «Речевая коммуникация как процесс» подготавливает обучающихся к усвоению раздела 2 «Совершенствование навыков речевой деятельности», дисциплины «Этика и корпоративная культура организаций».

4) Перечень практических занятий (4 часа)

Номер ПЗ Тема практического занятия Трудоемкость в часах Форма (вид) ПЗ
  Основные понятия речевой коммуникации. Разновидности национального языка и функциональные стили речи. Этика речевой коммуникации. Речевые тактики. Контекстное обучение, игра, работа в команде
Максимы Г. Грайса и Дж. Лича. -«-

5) Виды СРС (32 часа)

№ пп. Вид СРС Трудоемкость в часах
Выполнение домашних заданий (ДЗ)
Самостоятельное изучение тем разделов программы
  Итого:

7) Перечень тем домашнего задания

Контрольно-измерительные материалы для самостоятельной работы студентов-заочников. – УМК «Речевая коммуникация». – Уфа: УГНТУ, 2011. – 110 с.

8) Темы раздела 1, рекомендуемые студентам для самостоятельного изучения (28 часов)

Этика речевой коммуникации. Речевые тактики. Жанры речевой коммуникации. Формы и типы речевой коммуникации. Модель речевой коммуникации. Коммуникативные барьеры. Общие принципы речевой коммуникации.

5.2.2 Раздел 2 «Совершенствование навыков речевой деятельности» (36 часов)

1) При реализации программы дисциплины «Речевая коммуникация» используются различные образовательные технологии. В процессе практической подготовки используется контекстное обучение, игра, работа в команде. Самостоятельная работа студентов включает работу под руководством преподавателя (консультации по выполнению контрольных работ) и индивидуальную работу студента с рекомендованными источниками информации.

Раздел 2 «Совершенствование навыков речевой деятельности» подготавливает обучающихся к усвоению дисциплин «Деловой этикет и культура коммуникаций», «Глобальные проблемы современности».

4) Перечень практических занятий (4 часа)

Номер ПЗ Тема практического занятия Трудоемкость в часах Форма (вид) ПЗ
  Навыки письменной речи. Лексические нормы. Морфологические нормы Контекстное обучение, игра, работа в команде
Речевая норма и культура речи -«-

5) Виды СРС (32 часа)

№ пп. Вид СРС Трудоемкость в часах
Выполнение домашних заданий (ДЗ)
Самостоятельное изучение тем разделов программы
  Итого:

7) Перечень тем домашнего задания

Контрольно-измерительные материалы для самостоятельной работы студентов-заочников. – УМК «Речевая коммуникация». – Уфа: УГНТУ, 2011. – 110 с.

8) Темы раздела 2, рекомендуемые студентам для самостоятельного изучения (28 часов)

Совершенствование навыков устной речи. Вербальные и невербальные средства речевой коммуникации. Виды речевой деятельности. Нравственные установки участников коммуникации. Виды публичной коммуникации. Виды общения.

Средства общения: вербальное общение; факторы вербального речевого воздействия; факторы невербального речевого воздействия (жесты, мимика и т.п.).

Логико-композиционное построение речи: логические формы изложения (анализ, синтез, сравнение, обобщение); приемы изложения (индукция, дедукция, традукция); композиция речи (вступление, основная часть, заключение).

Техника речи: компоненты техники речи (интонация, голос, дыхание, темп, пауза, дикция, ударение, мелодика); смыслоразличительная роль интонации; основные качества профессионального речевого голоса (динамический диапазон, полетность, тембр, подвижность, выносливость); тембр как психофизический навык.

Речевая норма и культура речи: понятие культуры речи; коммуникативные качества речи (правильность, точность, логичность, чистота, богатство и разнообразие, выразительность, уместность); нормативный аспект речи; понятие нормы; орфоэпические и акцентологические нормы; лексические нормы; морфологические нормы; синтаксические нормы.

Лексические и синтаксические средства речевой выразительности.

Наши рекомендации