II. Проверка домашнего задания. III. Сообщение темы и целей урока
III. Сообщение темы и целей урока
— Сегодня на уроке мы познакомимся с употреблением знаков препинания в предложениях с союзами а, но.
IV. Орфографическая разминка
Скаж.. ты мне, какой ч..дак Соверш..нно без п..ленок.
И днем, и ноч..ю носит фрак? Сразу куртку и штанишки
Вырастает пингв..ненок Над..вают на сынишку. А. Зацаринная
— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
— Назовите однородные члены предложения. На какие вопросы они отвечают? К какому слову относятся? Чем являются в предложении?
— Определите части речи.
— В каких случаях употребляется глагол одеть, в каких — надеть?
V. Чистописание
п.нгвин п..ликан п..тух
— Вставьте пропущенные буквы.
— Подберите к словам однокоренные.
— Какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово петух. Это домашняя птица. Пингвин и пеликан — экзотические птицы.)
-— Что интересного вы знаете об этих птицах? Где они живут? Чем питаются?
- Какие еще необычные птицы живут в жарких странах?
I. Работа с текстом:
Г..ворит п..пугай п..пугаю:
— Я т..бя, п..пугай, п..пугаю!
П..пугаю в ответ п..пугай:
— П..пугай, п..пугай, п..пугай!
Объясните знаки препинания во втором предложении. Какими частями речи являются выделенные слова? (Существительное, глагол.) На какие вопросы они отвечают? Сделайте морфемный разбор этих слов. '
2. Грамматическая арифметика «Отгадай слово»:
ЛИК + ПЕНА = ... птица с большим зобом. (Пеликан.)
3. Найдите между строк название птицы:
Следы коСТРА У Самой пальмы,
Кора в ожогах... Факт печальный.
(Страус.) ...
Физкультминутка
VI Работа с учебником
I Упр. 54, с. 38
Выпишите предложения с однородными членами. На какие вопросы они отвечают? К какому слову относятся? Какими членами предложения они являются?
Работас правилом (с. 38).
Составьте предложения с однородными членами на тему «В зоопарке».
Письмо по памяти.
Весь день рыбак в в..де ст..ял,
М..шок рыбешкой наб..вал.
С..брал порядочный уло.., ......
Взл..тел с в..ды — и был таков.
(Пеликан.)
— Объясните написание пропущенных орфограмм.
— Подчеркните однородные члены предложения. Определите, чем они являются в предложении.
Физкультминутка
4.Упражнения в нахождении однородных членов предложения.
П..ликаны
На берегу п..ликаны кажутся громоз..кими и неуклюж..ми птицами. Но на в..де п..ликан похож на сказоч..ную ладью!
Т..лкутся синие волны с белыми гр..бешками, а между волн, вып..тив белую гру..ь, плывут неторопливые п..ликаны. Опускают в воду клювы-. сач..ки — ловят рыбу.
— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
— Выпишите предложения с однородными членами.
5. Работа с текстом:
1) Полюсе, ж..вут, на, императорские, Южном, п..нгвины. 2) Там, землю, год, покрывает, ле.., круглый, 3) Не, п..нгвины, умеют, л..тать. 4) Питаются, они, рыбой. 5) Этих, превратились, крылья, в, птиц, пл..вники. 6) С, они, их, быстро, п..мощью, плавают. 7) Под, у, много, кож.и, ж..ра, птиц, т..пло, чтобы, уд..ржать. 8) Густым, п..нгвины, п..крыты, мехом, перьями, и.
— Составьте из слов предложения.
— Вставьте пропущенные орфограммы.
— Обозначьте части речи.
8.Упр. 55, с. 39.
9.Упр. 56
VII. Рефлексия
— Как отделяются друг от друга однородные члены предложения?
— Объясните значение выражения: «Распустил я хвост, как павлин».
Это интересно:
Императорские пингвины могут нырять на глубину до 265 м и быстро возвращаться на поверхность, что спасает их от декомпрессии.
Домашнее задание
Упр. 58, с. 40
Урок 12. Тема: Главные и второстепенные однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Цели:познакомить с употреблением знаков препинания в предложениях с союзами а, но; учить использовать предложение с однородными членами в устной и письменной речи; расширять знания о перелетных птицах и причинах отлета птиц в теплые края; показать, какую пользу приносит дятел, уничтожая вредных насекомых.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока