Упражнения, формирующие обратную личностную связь

Цель: Создание условий для возникновения обратной связи более целостного характера, особенно в тех случаях, когда это соответствует потребностям участников тренинга. Установление позитивной обратной связи как средства стабилизации и повышения самооценки участников занятий, актуализация их личностных ресурсов, а так же создание позитивного эмоционального фона в группе.

Успешное овладение этими умениями членами группы сводит до минимума стесненность и отчуждение в группе, улучшает сотрудничество и помогает достижению групповых целей.

Активное слушание включает принятие человеком ответственности за то, что он слышит, путем подтверждения, уточнения, проверки значения и цели получаемого от другого сообщения. Согласно Карлу Роджерсу, активному слушанию иногда учат в контексте обучения основным ингредиентам помогающего взаимоотношения. Ведущим среди этих умений является точное эмпатическое понимание (эмпатия), которое объединяет способность слушать и передавать услышанное другому человеку.

Точное эмпатическое понимание включает процессы адекватного представления и коммуникации. Правильно представить – значит воспринять, что происходит внутри другого человека, что он переживает. Это требует достаточно тесного контакта в процессе общения, чтобы видеть мир глазами других и в то же время достаточно отчетливо отличать их переживания от своих. Адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека, является необходимым, но не достаточным, условием хорошей коммуникации. Эмпатически общаться – значит убедить других в своем понимании как их чувств, так и поведения и опыта, лежащих в основе этих чувств.

Следующие указания способствуют обучению точному эмпатическому пониманию:

1. Сосредоточьтесь на вербальных и невербальных сообщениях и формах эмоциональной экспрессии другого человека.

2. Пытайтесь на ранних стадиях обучения эмпатии использовать слова и выражения, по значению и эмоциональному заряду взаимозаменяемые с теми, которые употреблялись во время акта коммуникации. Это называется парафразом.

3. Формулируйте ответы на языке, который наиболее созвучен собеседнику.

4. Используйте эмоциональный тон, соответствующий тону, взятому собеседником.

5. Глубже постигая эмоциональное состояние другого, старайтесь уточнять и расширять смысл его сообщения. Это помогает собеседнику выразить чувства, которые до этого он выразить не мог.

6. Старайтесь осознать и понять чувства и мысли, которые не были прямо выражены собеседником, но, видимо, подразумевались в сообщении. Пытайтесь восполнить то, что упущено в сообщении, а не просто давайте собеседнику обратную связь.

1 упражнение. Все участники садятся по кругу.

Инструкция: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что обратим внимание друг на друга, подумаем друг о друге, и сделаем это так: закроем глаза (тренер делает паузу, ждет, пока все участники группы закроют глаза) и мысленно пройдем по кругу, ос­тановимся перед каждым участником группы и подумаем над тем, какие у этого человека есть сильные стороны, достоинства».

Тренер тоже участвует в упражнении, это, в частности, позволяет ему рассчитать время, кото­рое нужно для того, чтобы все успели выполнить задание и мысленно подойти к каждому.

«Откроем глаза. Теперь пусть один из вас бросит мяч тому участнику группы, которого он выберет, и скажет, каким безусловным достоинством или сильной стороной обладает этот человек. Тот, кому бросили мяч, передаст его сле­дующему и скажет о его сильной стороне или бе­зусловном достоинстве и т. д. до тех пор, пока мяч не побывает у каждого. Каждый должен уз­нать о своих сильных сторонах».

После того как круг замкнулся, тренер может предложить взять мяч тому участнику группы, кто хотел бы обратиться к кому-то, но не смог этого сделать, так как к этому человеку обратились рань­ше, чем мяч оказался у него. Таких желающих может оказаться несколько.

В ходе обсуждения можно спросить: «Как вы себя теперь (сейчас) чувствуете?» – и зафиксировать по­являющиеся, как правило, в ходе выполнения этого упражнения позитивные чувства и эмоции.

Следует, однако, учесть, что в ответ на этот вопрос кто-то из участников группы может ска­зать о трудностях, напряжении, которые возник­ли в тот момент, когда он говорил другому о его достоинствах или когда обращались к нему. Та­кой ответ побуждает перейти к более глубокому, содержательному обсуждению. Его (если это со­ответствует тематике тренинга, например, пред­стоит работа по теме: «Одобрение, положитель­ная обратная связь») можно вызвать специально, задав вопрос: «Что вы чувствовали, когда обра­щались к другому и когда обращались к вам?».

2 упражнение. Участники сидят по кругу.

Инструкция: «Начнем сегодняшний день с того, что, бросая по очереди друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросаем мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого».

Это упражнение можно проводить в начале дня, и в другое время.

3 упражнение. Все участники садятся по кругу.

Инструкция: «Наша работа подходит к концу. Мы расстаем­ся. Однако перед тем как разъехаться, соберем чемодан. Мы работали вместе, поэтому и соби­рать чемодан для каждого будем вместе. Содер­жимое чемодана будет особым. Так как мы зани­мались проблемой общения, туда мы „положим» то, что каждому из нас помогает в общении, и то, что мешает. Чемодан мы будем собирать в отсутствие человека, а когда мы закончим, то мы пригласим его и вручим чемодан. Он должен его взять и унести с собой, не задавая вопросов.

Собирая чемодан, мы будем придерживаться некоторых правил:

1.В чемодан надо положить одинаковое коли­чество помогающих и мешающих в общении качеств.

2. Каждое качество будет укладываться в чемодан только с согласия всей группы. Если кто-нибудь из нас, хотя бы, один, не согласен, то груп­па может попытаться его убедить в правильнос­ти своего решения, а если это не удастся сде­лать, качество в чемодан не кладется.

3. Положить в чемодан можно только те каче­ства, которые проявились в ходе работы группы.

4. Положить в чемодан можно только те ка­чества, которые поддаются коррекции.

5. Руководить сбором чемодана будет каждый из нас по очереди, допустим, ты, Михаил, начнешь, а дальше продолжит Люба и так далее. Просьба не забывать те правила, о которых мы говорили».

Тренер может предложить использовать для временного ориентира опыт обсуждения участни­ка, которому первому собирают чемодан. Переходить к обсуждению качеств следует только тогда, когда руководитель сбора чемодана выслушает предложения. Во время сбора чемодана тренер сидит за кругом.

Для того чтобы сделать эту процедуру более доброжелательной, не вызывающей обиды участ­ников, не следует разрешать вручать собранный чемодан в виде записи.

При планировании работы группы тренер дол­жен учесть, что на сбор чемодана в таком вариан­те уходит много времени: в среднем по 20 минут на каждого участника группы.

4 упражнение.Группа садится по кругу.

Инструкция: «Мы завершаем нашу работу. У каждого из нас есть возможность обратиться к двум участникам группы и попросить их назвать одно качество, которое помогает вам в общении, и одно, которое мешает. Участники, к которым обращаются с вопросом, какое-то время думают, а затем по очереди высказывают свое мнение».

Тренер может участвовать в упражнении, но помнить при этом, что члены группы могут пого­ворить с ним и по завершении работы.

5 упражнение. Группа садится по кругу.

Инструкция: «Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (тренер ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд, помогает вам в общении, и одно, ко­торое мешает. При этом надо помнить, что на­зывать следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того как все выскажут свое мнение, следу­ющий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т. д.».

6 упражнение Участники становятся по кругу.

Инструкция: «Одно время во всем мире было очень популярно движение хиппи. Хиппи имели разнообразные тра­диции, привычки, обычаи, отличающие их от дру­гих людей. Одной из таких традиций было делать какие-нибудь надписи на своей одежде, часто отра­жающие жизненную позицию, девиз ее обладателя.

Сейчас мы будем бросать этот мяч друг дру­гу со словами: «Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано...», проговаривая текст, который, с вашей точки зрения, мог бы быть написан на футболке человека, ко­торому вы бросаете мяч.

Тот, кому брошен мяч, должен сказать, согласен ли, надеть футболку с такой надписью или нет.

Будем внимательно следить за тем, у кого уже побывал мяч, а у кого нет. Надо, чтобы каждый из нас получил футболку с какой-то надписью».

Это упражнение лучше проводить, когда чле­ны группы уже узнали друг друга, например, на третий день работы тренинговой группы.

7 упражнение. Упражнение выполняется в группах по 4 человека.

Инструкция: «Сейчас каждый из участников группы будет го­ворить, обращаясь по очереди к остальным чле­нам „четверки»: „Мне кажется, что ты счита­ешь (думаешь), что я в общении...» и далее, продолжая эту фразу, скажет о том, какие качества или особенности поведения видит в нем именно этот человек. Например, Андрей скажет, обраща­ясь к Свете: „Мне кажется, что ты, Света, счи­таешь, что в общении я доброжелателен, порой нетерпелив, быстро реагирую, но не всегда точен в своих реакциях». Потом Андрей обратится, например, к Тане и скажет, что, с его точки зре­ния, о нем как о партнере по общению думает Таня и т. д. Те, к кому он будет обращаться, должны будут сказать, с чем из сказанного они согласны, а с чем нет, но при этом не надо говорить, что вы еще думаете об особенностях этого человека в общении. Только выразить согласие или несогла­сие с тем, что было сказано».

Для упражнения характерен большой объем личностной обратной связи, что дает участникам возможность уточнить представления о себе и других людях, потренироваться в установлении обратной связи.

8 упражнение. Все участники группы садятся по кругу.

Инструкция: «Представьте себе, что вы все известные худож­ники, и именно поэтому вас пригласили принять участие в весьма престижной выставке, которая очень скоро открывается в нашем городе. Вас попросили представить на выставку ваш авто­портрет. К сожалению, готового автопортрета у вас нет, но вы не хотите отказываться от участия в выставке, и садитесь за работу. Сей­час я раздам вам «холсты» (тренер держит в ру­ках листы плотной белой бумаги), и каждый бу­дет располагать некоторым временем для того, чтобы написать свой автопортрет. Вы можете сами решить, какое художественное направление вы будете представлять: абстракционизм, им­прессионизм, символизм, реализм и т. д. Помни­те, что творчество – процесс очень интимный, поэтому пишите автопортреты самостоятель­но, не советуясь с другими и не интересуясь тем, что изображено на полотнах ваших товарищей. Вы можете сесть там, где вам удобно. И еще один важный момент – не надо подписывать ав­топортрет, ставить на полотне какие-либо зна­ки, делать пометки».

По мере готовности тренер собирает автопорт­реты, причем старается запомнить (или записывает), в какой последовательности они к нему попадают. Когда работа закончена, все снова садятся по кругу.

«Теперь давайте перевоплотимся и представим себе, что мы все известные искусствоведы, кото­рых пригласили быть экспертами на этой выстав­ке. И вот, когда до открытия выставки осталось совсем немного времени, привезли последнюю пар­тию картин, и среди них оказалось неподписанное полотно. Это – автопортрет. Работа очень хо­рошая и было бы обидно, если бы она осталась не представленной на выставке. Но вы высококвали­фицированный специалист и можете определить автора по манере письма. Я раздам каждому из вас автопортреты, и вы должны будете надписать тот автопортрет, который вам достанется. Просьба сделать это самостоятельно, не советуясь с дру­гими «искусствоведами». Я постараюсь, раздавая автопортреты, сделать так, чтобы к вам не попа­ла ваша работа, но если это все-таки произойдет, скажите мне, и я поменяю работу».

После того как все работы подписаны, все са­дятся в более тесный круг, и каждый по очереди кладет в центр тот автопортрет, который он под­писывал, и поясняет, почему он поставил именно эту подпись. Тренер обращается ко всем с прось­бой не говорить, прав «искусствовед» или нет. Автор картины тоже никак не проявляется. Все только слушают, не высказывая своих интерпре­таций, и могут лишь задавать «искусствоведу» уточняющие вопросы.

После того как все работы представлены, тре­нер берет автопортреты, по очереди кладет их в центр круга и спрашивает: «Чей это автопортрет?».

Упражнение вызывает большую заинтересован­ность участников. Каждый пытается определить автора автопортрета, который вручен ему, а так­же авторов остальных работ.

Иногда в группе появляются несколько авто­портретов одного автора. Это, как и другие ошиб­ки, может быть связано с тенденцией к установ­лению портретного сходства, которую не может преодолеть участник, и с трудностями в рефлексии психологических причин того, почему именно так написан автопортрет. Все это может стать предметом обсуждения в группе.

9 упражнение. Упражнение проводится в конце дня, когда все участники высказали свои впечатления от работы. Группа сидит по кругу.

Инструкция: «Посмотрите, пожалуйста, и запомните ваших соседей справа и слева. Сейчас мы встанем и, преж­де чем уйти из этой комнаты домой, скажем, сво­им соседям справа и слева, каждому в отдельно­сти, что вам нравится в их поведении».

10 упражнение. Участники садятся по кругу.

Инструкция: «Вспомните, пожалуйста, тот момент, когда вы впервые увидели своего соседа слева, вспомните первое впечатление, которое у вас возникло в момент первого контакта. После того как все мы будем готовы слушать друг друга, мы по оче­реди выскажем эти наши первые впечатления».

11 упражнение. Участники садятся по кругу.

Инструкция: «Давайте скажем друг другу комплименты. Сде­лаем это так. Тот, кто захочет начать, возь­мет этот мяч, бросит его тому участнику, кого on выберет, и скажет этому человеку компли­мент. Тот, кому предназначен мяч, бросит его следующему и произнесет свой, комплимент и т. д. до тех пор, пока мяч не побывает у каждого».

Тренер очень внимательно следит за тем, что­бы мяч попал к каждому участнику группы.

Данное упражнение позволяет решить несколь­ко содержательных задач. К ним, в частности, относятся возможности установления межличност­ной обратной связи в более определенной персонифицированной форме. И, что особенно важно, эта обратная связь носит позитивный, поддержи­вающий характер. Так как подобные упражнения, как правило, проводятся на завершающей стадии работы группы (3 – 4-й день), то вызываемые ими позитивные эффекты способствуют переносу ре­зультатов тренинга в повседневную жизнь и деятельность его участников, «мониторингу прогресса». В то же время в ходе работы группы нередко возникают идеи, отражающие сложности установ­ления позитивной обратной связи, формулирова­ния своих впечатлений, суждений, относящихся к проявлениям конкретных участников. Эти сложности иногда объясняются действием ряда стереотипов. Например, высказывание позитивных впе­чатлений со стороны руководителя может выгля­деть как проявление слабости, может прозвучать мысль о том, что комплименты говорят льстивые, манипулирующие другими люди и т. д. Поэтому выполнение упражнения в различных модифика­циях дает материал для обсуждения группой этих проблем, а также позволяет участникам «потре­нироваться» в установлении позитивной обратной связи, в нахождении адекватных формулировок для своих впечатлений.

12 упражнение. Участники стоят по кругу.

Инструкция: «Давайте возьмемся за руки. Посмотрим друг на друга. Постараемся получше почувствовать друг друга. Сейчас кто-нибудь из нас войдет в круг и пойдет вдоль него по часовой стрелке, останав­ливаясь около каждого участника, который в этот момент скажет ему комплимент. После того как первый участник пройдет четверых из нас, второй начинает движение вслед за ним и т. д. по очереди».

13 упражнение. Все становятся в круг.

Инструкция: «Сергей (тренер обращается к одному из участ­ников), выйди, пожалуйста, в центр круга, посмо­три на нас и скажи одному из участников группы какой-нибудь комплимент. Если человек, кому пред­назначается комплимент, принимает его, то он сам выходит в круг, а ты становишься на его ме­сто. Вышедший в центр в свою очередь выбирает одного из нас и говорит ему комплимент и т. д.».

14 упражнение. Все становятся в круг.

Инструкция: «Давайте посмотрим друг на друга. Вспомним каж­дого из нас, наши действия, проявления в ходе ра­боты (тренер дает участникам возможность по­думать в течение 2 – 3 минут). А сейчас все мы по очереди будем выходить в центр круга и после­довательно говорить участникам комплименты».

15 упражнение. Все становятся по кругу.

Инструкция: «Давайте подумаем о Володе. Вспомним его дей­ствия, проявления, то, как он говорит, смот­рит, улыбается. А теперь мы все по очереди сде­лаем Володе комплимент».

16. «Интервью»

Участники разбиваются на две группы, первая группа – журналисты, которые берут интервью, во второй группе каждый выбирает, кто он будет, чью роль возьмет (спортсмен, митрополит, бизнесмен, президент и т. п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3 – 5 минут. В заключе­ние обсуждают: «Легко ли было общаться исходя из оп­ределенной роли? Какие переживания и мысли возникали во время выполнения упражнения? Что помогло понять это упражнение?»

17. «Слепое слушание»

Цель: продемонстрировать участникам группы неэф­фективность передачи информации без обратной связи.

Инструкция: Одна или две нары выполняют упражне­ние, остальные наблюдают. Члены пары садятся за стол так, чтобы не видеть рук друг друга (за преградой или спиной к друг другу). Каждому члену пары дается по 7 спичек, одному из них ведущий составляет из 7 спичек фигуру. Задача этого члена пары объяснить другому, как лежат спички, чтобы тот смог выложить из своих спичек точно такую же фигуру. Запрещается смотреть на то, что делает партнер и задавать друг другу какие-либо вопросы. Затем преграда снимается, сравниваются результат и обра­зец. Участники обсуждают трудности, которые они испы­тывали в ходе задания

Управление конфликтом

Цель: ознакомление со способами управления внутриличностными и межличностными конфликтами; формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях. Обучение выбору эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей.

Внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. С такими конфликтами человек сталкивается постоянно. Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Но деструктивные внутриличностные конфликты несут серьезную опасность для личности, от тяжких переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения – суицида. Поэтому для каждого человека важно знать сущность внутриличностных конфликтов, их причины и способы разрешения.

Для разрешения внутриличностных конфликтов важно:

1) установить факт такого конфликта;

2) определить тип конфликта и его причину;

3) применить соответствующий способ разрешения.

Формы проявления внутриличностных конфликтов:

· Неврастения. Симптомы: невыносимость к сильным раздражителям, подавленное настроение, снижение работоспособности, плохой сон, головные боли.

· Эйфория. Симптомы: показное веселье, выражение радости неадекватно ситуации, «смех сквозь слезы».

· Регрессия. Симптомы: обращение к примитивным формам поведения, уход от ответственности.

· Проекция. Симптомы: приписывание негативных качеств другому, критика других, часто необоснованная.

· Рационализм. Симптомы: самооправдание своих поступков, действий.

Способы разрешения внутриличностных конфликтов:

· Компромисс. Содержание действий: сделать выбор в пользу какого-то варианта и приступить к его реализации.

· Уход. Содержание действий: уход от решения проблемы.

· Переориентация. Содержание действий: изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему.

· Сублимация. Содержание действий: перевод психической энергии в другие сферы деятельности – занятие творчеством, спортом, музыкой и т. п.

· Идеализация. Содержание действий: предавание мечтаниям, фантазиям, уход от действительности.

· Вытеснение. Содержание действий: подавление чувств, устремлений, желаний.

· Коррекция. Содержание действий: изменение Я-концепции в направлении достижения адекватного представления о себе.

Упражнение.

Цель: Показать студентам механизмы вовлечения чело­века в состояние внутриличностного конфликта, ознакомить их со способами предотвращения конфликта и выхода из него, научить их методам стрессоустойчивости.

Участники игры:

1. Чиновник.

2. Начальник чиновника.

3. Представитель общественности.

4. Проситель.

5. Представитель местной мафии.

6. Жена чиновника.

7. Совесть чиновника.

8. Группа экспертов.

В игре могут принять участие от 7 – 8 до 30 и более человек.

Игровая ситуация

1. Муниципальный отдел по аренде и использованию земли воз­главляет некий чиновник. Отдел получил распоряжение соответствующих городских властей, запрещающее использование детских, спортивных, игровых и иных площадок для каких-либо других целей (например, застройки, организации автостоянок и др.). Однако непосредственный начальник чиновника интер­претирует полученное распоряжение по-своему и требует от чиновника дать соответствующие указания на ликвидацию не­кой детской площадки. Чиновник начинает выполнять указа­ние начальника.

2. В это же время к чиновнику на прием приходят посетители: представитель общественности, который требует соблюдения закона и восстановления детской площадки; проситель, предлагающий взятку за предоставление ему в аренду очищаемой (освобождаемой) территории; представитель местной мафии, угрожающий чиновнику расправой, если искомая территория не будет передана его людям.

3. Окончив рабочий день, чиновник идет домой и с ним происхо­дит следующее: диалог со своей совестью по поводу того, что произошло с ним за день; разговор с женой, которая недовольна его постоянными задержками на работе («дети без отца; жена без мужа»). В свою очередь, чиновника раздражает то, что его не понимают даже дома, в семье.

Порядок проведения игры:

1. Распределить все перечисленные роли среди студентов (роль чиновника распределяется только по желанию претендента). Назначить группу экспертов.

2. Игра начинается с разговора начальника с чиновником. Даль­нейший порядок игры описан в «Игровой ситуации».

3.В ходе игры участники меняются ролями, привлекаются еще не вовлеченные непосредственно игроки.

4. Высказывание экспертов и подведение итогов игры-тренинга.

2. «Просьба»

Инструкция: «Как много зависит от того, как попросить человека о каком-то одол­жении, каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением вы изложи­те свою просьбу. От этого по существу зависит – «быть или не быть». А между тем, существует совсем небольшое количество приемов, которые могут значительно повысить вероятность выполнения вашей просьбы. Ну, давайте попробуем.

Выберите себе партнера и пока, в порядке шутки, попросите его о чем-нибудь. Попросите у него на время, например, очки, авторучку. Можно что-то более существенное, можно попросить о каком-то одолжении с его стороны, но все зависит от той формы, в которой вы изложите свою просьбу. Собеседники всегда ценят тактичность, диплома­тичность, а также оригинальность и находчивость. Трудно отказать в просьбе, если она исходит от друга, а ведь можно создать дружеское расположение к себе и у совсем незнакомого человека. Если ваша прось­ба будет начинаться с комплимента, упоминания заслуг того, к кому вы обращаетесь, его авторитета и значимости, ваши шансы повышаются. Это, конечно, размягчит сердце партнера. Известно, что когда к мужчине обращается с просьбой женщина, можно ожидать большего успеха. Если за просьбой следует тут же, еще до получения ответа, косвенная призна­тельность, благодарность за предстоящую услугу, уже трудно отказать. Итак, давайте попробуем. Выберите себе партнера, подойдите к нему, присядьте рядом и попробуйте, может быть, начиная издалека, попросить у него что-нибудь. Пожалуйста, начали. Теперь просьба каждому - подойти к ведущему со своими трофеями. Ра­зумеется, их придется вернуть, но первенство все равно сохранится за тем, кто набрал больше всего трофеев».

3. «Нахал»

Инструкция: «Ну, бывает же так: вы стоите в очереди и вдруг перед вами кто-то «влезает»! Ситуация очень жизненная, а ведь частенько и слов не нахо­дится, чтобы выразить свое возмущение и негодование. Да и не всяким словом легко отбить охоту на будущее такому нахалу. А тем не менее, как же быть? Ведь не мириться же с тем, что такие случаи должны быть неиз­бежны. Давайте попробуем разобрать такую ситуацию. Пожалуйста, раз­бейтесь на пары. В каждой паре партнер слева – добросовестно стоит в очереди. «Нахал» заходит справа. Пожалуйста, отреагируйте экспромтом, да так, чтобы было не повадно. Начали!

Теперь, давайте поменяемся ролями. Теперь нахал будет заходить слева, правые игроки каждой пары должны отреагировать. Начали. Спа­сибо. Ну, а теперь, давайте устроим конкурс на лучший ответ в данной ситуации. Пожалуйста, ведущий, организуйте это соревнование и оцени­те самого находчивого игрока этого соревнования. Ведущий, пожалуйста! Спасибо. На этом игра закончена.

4. «Польза от ошибок»

Инструкция: «Кто не ошибается? Разве, что тот, кто ничего не делает. Всем нам, так или иначе, приходилось ошибаться, изменять свою точку зрения. Но как нелегко признавать свои собственные ошибки, особенно когда это нужно делать на людях. Но жизнь есть жизнь. Надо уметь достойно признавать себя на каком-то этапе побежденным, чтобы в следующий раз избежать этих ошибок. Надо уметь показать и другим пример. Пожалуйста, заду­майтесь все на несколько секунд, припомните самокритично, какие были самые существенные ошибки в вашей жизни. Представьте себе, что вы вернулись в то старое время, и вот сейчас вы в преддверии совершения этой ошибки. Конечно, задним числом все кажется иначе. И то, что это была ошибка, ясно только сейчас. Но все же как бы вы поступили, если бы с сегодняшним багажом опыта вы вернулись в прошлое? В тот самый момент, когда вы находитесь в преддверии той самой ошибки. Что бы вы сказали окружающим?

Представьте себе ситуацию, когда можно было поставить вопрос иначе. Итак, ваша речь в ситуации, в присутствии тех лиц, когда можно было избежать ошибки. Проговорите это в течение од­ной минуты мысленно, с закрытыми глазами. Затем все желающие смогут поднять руку и рассказать о своем печальном опыте, а также о том, как бы вы сейчас повели себя в той ситуации. Итак, для мысленной подготов­ки вам дается одна минута. Начали! Минута закончилась. Сейчас желающие поднимают руку, берут слово. Начали! Спасибо. Те­перь давайте обсудим наши впечатления».

5. «Репетиция поведения»

Инструкция: «Вспомните, какие случаи общения с другими людьми вызывают у вас трудности? Может быть, вам придет в голову какой-то самый неприятный и неловкий для вас случай. Подумайте.

Сейчас у вас будет воз­можность вернуться в прошлое и попытаться выйти из этой ситуации с честью, и, что самое главное, найти для вас оптимальное поведение в такого рода ситуациях. Для начала, объединитесь, пожалуйста, в неболь­шие группы, по 4 – 6 человек. В каждой подгруппе расскажите по очереди свои случаи партнерам. После того, как все рассказы будут вы­слушаны, решите в каждой группе, какой из случаев наиболее эмоцио­нально заряжен, требует внимания и помощи.

С другой стороны, это дол­жен быть эпизод, удобный для сценической постановки. Решайте, просим вас. А сейчас, в каждой группе, автор выбранного эпизода стано­вится режиссером своей истории и исполнителем главной роли. На дру­гие роли он назначает партнеров из группы. В задачу режиссера входит постановка двух эпизодов.

Один – это неудачный эпизод, имевший место в реальности. Лучше всего, если это будет комедия, где все происходя­щее можно довести до гротеска и пародии. Другой эпизод - это удачное решение ситуации. Решение должно быть вашим собственным, но перед постановкой посоветуйтесь с партнерами. Они могут вам дать ценные советы. Итак, 20 минут на подготовку.

Приступим к про­смотру сценических работ. Пожалуйста. Поздравляем группу-победительницу. В заключение обсудим уже в кругу всех участников игры, какие победы вам удалось одержать внутри себя? Что вам в этом помог­ло?

6. «Техника вежливого отказа»

Инструкция: «Предположим, к вам пришел рекламный агент с целью вынудить вас что-нибудь купить или еще с каким-то подобным навязчивым намерени­ем. Вы торопитесь и, кроме того, совершенно не заинтересованы в том, что вам предлагается. Как быть? Выгнать – не удобно... А время идет... Рекламный агент специально обучен, действует расчетливо, используя все ваши слабые стороны. Нужно как-то решить эту проблему.

У вас три цели: 1. Не потерять время.

2. Не выйти из себя.

3. Не поддаться на уговоры.

Предлагаем вам поиграть в эту игру в парах. Объединитесь, по­жалуйста, в пары.

Один из вас – рекламный агент, другой – сопро­тивляющийся клиент. Стратегия агента: всеми способами пытаться «зацепить клиента», не давать ему возможность повторять один и тот же «заезженный отказ», пытаться тем или иным способом переиграть его. Стратегия клиента: отвечать таким образом, чтобы в ответе прозвучало «да» человеку: «Вы очень любезны», «Вы так внимательны и добры», и «нет» делу: «Спасибо, но я в этом не заинтересован». При попытках аген­та расширить каким-либо образом круг обсуждаемых проблем, чтобы все-таки навязать свою «игру» - применяется «принцип заезженной пластин­ки»: что бы ни говорил человек, ему с неизменной вежливостью повторя­ется одна и та же фраза, например: «Спасибо, но меня это не интересу­ет». Если коротко, то схема поведения клиента может быть сведена к трем пунктам:

1. Что вам надо?

2. Спасибо, вы очень любезны.

3. «Заезженная пластинка».

Итак, попробуйте провести первый раунд этой игры.

Во втором раунде поменяйтесь мес­тами: пусть клиент станет агентом и наоборот».

7. «Внутренний голос»

Участники делятся на две команды. Одна команда сидит по кругу, другая – стоит вокруг сидящей команды. Стоящий участник являет­ся «внутренним голосом» сидяще­го. Сидящие ведут между собой беседу. Стоящие слуша­ют. Затем тренер прерывает беседу и просит стоящих сказать по очереди, что на самом деле думает сидящий человек.

Перед началом игры дается инструкция: «Положи руки на плечи сидящего и попытайся прочувствовать того, чьим «внутренним голосом» ты будешь». Опрос ве­дется по очереди или выборочно. Затем игроки меняют­ся местами. «Внутренний голос» становится «внешним». В конце игры каждый высказывается о том, на­сколько верным был его «внутренний голос».

8. «Проталкивание в автобусе»

Все участники встают спиной друг к другу, а один участник долженпротискиваться между ними, как в автобусе. Затем у него спрашивают, какое было к нему отношение, какие чувства испытывал..

9. «Я – идеал».(Реквизит: листы бумаги и ручки)

Инструкция: «Эта игра для углубления взаимопонимания с партнером, а также для лучшего понимания самого себя. Для начала, объединитесь, пожалуйста, в пары. Сначала каждому участнику предлагается нарисовать свой автопортрет в любой манере (символической, сюрреалистической, карикатурной и т. п). Ничего страшного, если вы совсем не умеете рисо­вать. Рисуйте, как дети, лишь бы вы сами могли объяснить, что у вас изо­бражено (в случае сложных символических рисунков, вы специально объ­ясните партнеру, что к чему). Кроме себя надо изобразить все, что бы вы хотели видеть рядом с собой. Это могут быть дети, животные, деревья, дома, звезды и т.п. После того, как автопортрет будет готов, переверните листок на другую сторону и изобразите там «Я-идеал», то есть такого се­бя, каким бы вы хотели быть в идеале и что бы вас там окружало, (на ли­стках надо специально отметить, где «Я-реальное», а где «Я-идеал»).

Обменяйтесь, пожалуйста листками. Теперь задание каждому: рас­смотрите внимательно оба рисунка вашего партнера. Затем по очереди рассказывайте друг другу, как бы вы себя чувствовали, если бы оказались на месте автора внутри этих рисунков. Рассказ ведется от первого лица. Нужно постараться выразить максимально подробно все свои мысли, чувства, впечатления, возникающие у вас при проникновении в мир ри­сунков партнера. Пожалуйста, начали».

После того, как рассказ выслушан, рисунок возвращается его автору, и тут уже сам автор должен рассказать от своего лица, что он вложил в эти рисунки, что чувствовал и что имел в виду.

В заключение игры партнеры дарят друг другу рисунки, а идеалы оставляют у себя в душе.

10. «Мои сильные стороны»

Инструкция: «Все садятся в круг. Каждый член группы в течение 2 минут должен рассказать о своих сильных сторонах; о том, что он любит, ценит и принимает в себе; о том, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Важно, чтобы говоря­щий не «брал в кавычки» свои слова, не умалял своих достоинств, не критиковал себя, не говорил о своих ошиб­ках и недостатках. Это упражнение направлено и на уме­ние мыслить о себе в положительном ключе».

Если человек говорит о себе меньше 2 минут, оставше­еся время все равно принадлежит ему. Это значит, что остальные члены группы остаются только слушателями, не могут высказаться, уточнять детали, просить доказа­тельств или разъяснений. Может быть, значительная часть этого времени пройдет в молчании. Ведущий может, если он почувствует в этом смысл, спросить молчащего: «А еще какие-нибудь свои сильные стороны ты не мог бы назвать?» По истечении 2 минут начинает высказываться следующий член группы, сидящий справа от предыдущего выступающего, и так, пока не выскажутся все по очереди.

Межличностные конфликтыотносятся к самым распространенным. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений.

Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах – внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность субъекта по отношению к конкретному конфликту.

Сферы межличностных конфликтов: коллектив (организация), семья, общество (учреждения социальной сферы, государственные учреждения, улица, общественный транспорт и т. п.).

Причины и факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну:

· информационные факторы – неприемлимость информации для одной из сторон;

· поведенческие факторы – неуместность, грубость, бестактность и т.п.;

· факторы отношений – неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами;

· ценностные факторы – противоположность принципов поведения;

· структурные факторы – относительно стабильные объективные обстоятельства, которые трудно поддаются изменению.

Существуют следующие этапы управления межличностными конфликтами:

1. Прогнозирование конфликта

2. Предупреждение конфликта

3. Регулирование конфликта

4. Разрешение конфликта.

1 упражнение.Тренер пишет на доске или листе бумаги слово КОНФЛИКТ. Предлагает группе по одному перечислить слова, приходящие в голову при мыслях о конфликте – такие как, например, «боль, борьба, энергия, изменение». Когда больше идей нет или лист бумаги заполнен полностью, тренер просматривает вместе с группой составленный список слов. Далее берется два маркера разного цвета (либо используются знаки «+» и «-»). Обращение к группе: «Какие слова являются положительными, какие отрицательными, какие нейтральные?» Возможно, в группе возникнут разногласия, (которые нет необходимости разрешать), по определению отдельных слов в ту или иную категорию.

2 упражнение. Инструкция: «Представьте линию, проведенную из одного угла комнаты в противоположный угол. Выстройтесь на этой воображаемой линии следующей образом. Если вы считаете, что конфликт – это всегда плохо, займите место в правом углу. Если вы считаете, что и то и другое, то встаньте по середине линии либо ближе к одному или другому краю. Выберите себе место на линии, которое покажет ваше отношение к конфликту».

Когда все выбрали свое место, тренер спрашивает: «Кто-нибудь хочет объяснить, почему он выбрал именно данное место на линии?» После высказываний участников тренер продолжает: «Сойдите с линии, потому что я хочу провести другую. Когда вы думаете, что вам предстоит вступить в конфликт, вы сразу же приступаете к действиям или пытаетесь уйти, спрятаться от конфликта? Или вы просто ждете и ничего не делаете настолько долго, насколько это возможно? А возможно, вы не всегда поступаете одинаково, но какова ваша наиболее типичная реакция? Если вы сразу действуете - займите место в правом углу, если стараетесь уйти от конфликта - идите в левый угол. Если выжидаете – станьте посередине. Еще раз напоминаю, вы можете выбрать любое место на линии». Снова предложите объяснить их выбор. В конце упражнения: «Если вы желаете по-другому реагировать на конфликт, пожалуйста, займите место, где бы вы хотели быть». Дается время на перестановку. В конце упражнения обсуждение.

3 упражнение.Работа в парах, один партнер А, другой В. А – швейцар в здании, куда В крайне необходимо войти. В дается четыре минуты, чтобы попытаться убедить А пропустить его. Затем тренер определяет, кто смог пройти, а кто оказался в ситуации все возрастающей перепалки.

Для тех, кто прошел, он смог это сделать:

1) с помощью обмана или подкупа;

2) честным путем;

3) пытаясь войти в доверие службы охраны.

Какие проблемы могут вам доставить обман и подкуп? Кто-нибудь подружиться с А, стараясь проникнуть в здание? В конце упражнения обсуждение.

4 упражнение. Написать слова ВЛАСТЬ и СИЛА ДУХА вверху двух колонок на доске или больших листах ватмана. Попросить всю группу называть по одному слова, которые, по их мнению, можно записать в ту или иную колонку. Давать объяснения предлагаемым словам не надо. Когда идеи исчерпаны или вся бумага исписана, просмотреть список вместе с группой. Спросить группу, в чем различия между двумя концепциями. Использовать список для аргументирования вывода, что у всех у нас есть личная сила (сила духа), и мы можем ее использовать в положительном или отрицательном ключе по отношению к другим людям. Мы лично ответственны за ее правильное использование.

5 упражнение.Взять несколько листов газеты, ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы все вместе могли на них стать.

Инструкция: «Когда я скажу: «Начали!», все должны находиться на газете, но не на голом полу (нельзя также использовать предметы мебели) – это единственное условие, которое я даю». Команда: «Начали!» Затем нужно уменьшить газету наполовину, и снова дать команду «Начали!» Уменьшить газету еще раз наполовину и вновь команда «Начали!». Возможно, участники разорвали газету на несколько частей. Оставить один кусок газеты, достаточный для того, чтобы все могли лишь коснуться, но не устоять на нем (возможно, на этом этапе придется взять новый кусок), затем скомандовать «Начали!»

Группа может находить разные решения на каждом этапе, Как правило, после первой команды все стоят на газете. После второй все стоят на ней на одной ноге. После третьей – или у них получается то же самое, поддерживая друг друга, или участники разрывают газету на мелкие части и каждый стоит на одной из них. После четвертой команды задание все еще выполнимо, если каждый удержится на носках, и подпрыгивая в воздухе. Но нужно, чтобы группа работала самостоятельно, не давать советов!

В конце упражнения обсуждение. Обратить внимание участников, что решить задачу можно, объединив свои усилия.

6 упражнение.Группу разбить на пары. Попросить каждую пару, чтобы партнеры рассказали друг другу, что они сделали на этой неделе такое, чем они гордятся. Каждому дать по минуте. Когда оба закончили говорить, попросить их поделиться тем, что вызывает у них конфликт (большой или малый) на данный момент (две минуты на каждого). Затем спросить, хочет ли кто-нибудь из группы рассказать о конфликте, о котором они говорили (не о конфликте их партнера, а о своем), с тем, чтобы группа могла поработать над ним. Выбрать того, кто искренне хотел бы вместе с группой с его/ее проблему.

Если предлагается три – четыре проблемы, тренер может выбрать ту, которая кажется наиболее интересной для остальной части группы.

7 упражнение. Член группы добровольно предлагает свою проблему для обсуждения. Объяснить группе: «Эта проблема принадлежит Сергею и никто, кроме него самого, не может ее решить. Ceйчас мы проведем упражнение, чтобы помочь Сергею выработать различные шаги, которые он мог бы предпринять, но только он может решить, какой вариант выбрать».

Этап 1. «В чем заключается проблема?» Попросить Сергея рассказать группе своими словами, в чем заключается проблема. Если необходимо, задать ему вопросы, чтобы выяснить детали. Затем члены группы также могут задать вопросы, но чтобы прояснить ситуацию.

Этап 2. Возможные варианты. Напомнить группе о технике мозгового штурма – предлагается все, смешное и серьезное; предложения не обсуждаются и не критикуются. Предложения, выработанные путем мозгового, штурма, должны касаться того, что Сергей мог бы сделать, Записать тезисно каждое предложение на доске или стенде.

Этап 3. Выбор. Предложить Сергею просмотреть список и выбрать два или три предложенные варианта, которые он считает возможным попробовать. (При желании он может попросить автора идеи дать пояснения). Когда Сергей выбрал два варианта, попросить его назвать одну причину, почему каждый из них может быть полезным, и одну проблему, которую вариант может повлечь за собой.

Этап 4. Трудности. По каждому из предложений в последовательности попросить группу методом мозгового штурма разработать пути преодоления трудностей, о которых сказал Сергей.

Этап 5. Решение. Спросить Сергея, чувствует ли он, что сможет попытаться воспользоваться выбранными им одним или двумя предложениями; если да, пусть скажет группе, когда планирует это сделать. В конце упражнения обсуждение.

8 упражнение.Попросить группу разбиться на пары, занять места, сидя напротив друг друга, и решить, кто будет А, а кто В в каждой паре. Предложить каждому участнику выбрать для обсуждения тему, которая их интересует. Упражнение состоит из трех этапов; и между каждым этапом просить группу прокомментировать, например, «Было ли это приятно или наоборот», «Было ли трудно кому-нибудь говорить», «По каким признакам можно определить, что вас слушают (или не слушают)», (время, указанное ниже, не включает в себя комментарии).

1) Предложить партнерам одновременно говорить на свою тему (45 секунд).

2) Попросить всех А говорить, о чем они хотели рассказать, в то время как все В делают что-нибудь (кроме разговоров и покидания своего места), демонстрируя, что это их абсолютно не интересует (1 мин.).

3) То же самое, но теперь В говорят, А не слушают (1 мин).

4) Предложите всем А говорить снова (они могут сменить тему, если хотят). Теперь В делают все возможное, чтобы показать насколько им интересно, но молча (2 мин.).

5) То же самое, только А и В меняются ролями (2 мин.). Обсуждение.

9 упражнение.Участники разбиваются на пары. Тренер читает пять незаконченных предложений. После каждого предложения А должны повторить и закончить его. (Затем наступит очередь всех В). Попросить их сказать только одну или две фразы и не переходить к разговорам, а ждать следующего предложения. Тренер читает каждое предложение.

1) «Что меня больше всего волнует— это...»

2) «Если я на самом деле думаю об этом, я чувствую...»

3) «Когда я задаю себе вопрос, что я могу сделать, я думаю...»

4) «Человек, с которым я могу об этом поговорить — это...»

5) «То, что дает мне надежду — это...»

Теперь предложить В обобщить то, что они услышали, чтобы их партнерам А стало ясно, поняли ли их. По окончании попросите всех А поблагодарить партнеров, как хороших слушателей. Повторить полностью упражнение, где В говорят, А слушают. Напомните группе о соглашении о конфиденциальности.

10. Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение»

Цель деловой игры: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.

Время проведения: около 1 часа.

Порядок проведения.

1. Ознакомление всех участников с условиями игры
(Приложение 1).

2. Попросите каждого из них самостоятельно проранжировать указанные предметы с точки зрения их важнос­ти для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 – у второго по значению и т. д., цифра 15 будет соответствовать самому менее полезному предмету). На этом этапе упражнения дискуссии между участниками запрещены. Отметьте среднее индивидуальное время выполнения задания.

3. Разбейте группу на подгруппы примерно по 6 чело­век. Одного студента из каждой подгруппы попросите быть экспертом.

Предложите каждой подгруппе составить общее для труппы ранжирование предметов по степени их важности (так же, как они это делали по отдельности).

На этом этапе допускается дискуссия по поводу выра­ботки решения.

Отметьте среднее время выполнения задания для каж­дой подгруппы.

4. Оцените результаты дискуссии в каждой подгруппе.
Для этого:

а) выслушайте мнения экспертов о ходе дискуссии и о
том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование веских доводов, аргументов и т. д.;

б) зачитайте «правильный» список ответов, предложен­ный экспертами ЮНЕСКО (приложение 2). Предложите сравнить «правильный» ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, который присвоил ему индивидуально каждый студент, группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Сложите абсо­лютные значения этих разностей для всех предметов.

Если сумма больше 30, то участник или подгруппа «утонули»;

в) сравните результаты группового и индивидуального
решения. Явился ли результат группового решения более
правильным по сравнению с решениями отдельных людей?

Комментарий к проведению игры.

– Это упражнение дает возможность количественно
оценить эффективность группового решения.

– В группе возникает большее количество вариантов
решения и лучшего качества, чем у работающих в одиноч­ку.

– Решение проблем в условиях группы обычно зани­мает больше времени, чем решение тех же проблем от­дельным индивидом.

– Решения, принятые в результате группового обсуж­дения, оказываются более рискованными, чем индивиду­альные решения.

– Индивид, обладающий особыми умениями (способ­ности, знания, информация), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку групповых решений.

Наши рекомендации