Синергия в учебной аудитории
Я, как преподаватель, пришел к убеждению, что многие из по-настоящему удачных
уроков или семинаров балансируют на самом краю хаоса. Синергия проверяет,
действительно ли преподаватель и студенты открыты для восприятия принципа, в
соответствии с которым целое большее суммы его частей.
Бывают моменты, когда ни преподаватель, ни студенты не знают наверняка, что
именно должно произойти. Все начинается в спокойной атмосфере, располагающей людей к
открытости и желанию узнавать и выслушивать взгляды друг друга. Потом следует
"мозговая атака", по правилам которой дух оценивания подчиняется духу творчества,
воображению и интеллектуальному взаимодействию. И тогда начинает происходить нечто
феноменальное. Семинар полностью преображается благодаря радостному возбуждению от
нового импульса новой идеи и нового направления, которые с трудом поддаются
определению, но почти осязаемы всеми участниками.
Возникает такая синергия, словно вся группа сообща решила отказаться от старых
сценариев и написать новые.
Я никогда не забуду занятий по философии и стилю руководства, которые я вел в
университете. Прошло около трех недель с начала семестра, когда один из студентов во
время своего ответа стал рассказывать, об очень сильном личном переживании, чрезвычайно
эмоциональном и глубоко осмысленном. Дух уважения и признательности опустился на
присутствующих – уважения к индивидуальности этого человека и признательности за его
мужество.
Это общее чувство стало благодатной почвой для возникновения синергии и
творческого порыва. Зараженные рассказанным, другие студенты стали делиться своими
наблюдениями, открытиями и сомнениями. Спокойная и доверительная атмосфера
побуждала к максимальной открытости. Вместо того, чтобы обсуждать тему, к которой они
готовились дома, студенты поглощали информацию, содержащуюся в рассказах их
товарищей, и начали создавать совершенно новый сценарий семинара, отличный от
первоначально задуманного.
И я был увлечен этим процессом. Я попал под гипнотическое воздействие его
творческой магии. И я обнаружил, что моя привязанность к заданной структуре семинара
постепенно ослабевает и открываются абсолютно новые перспективы. Это не было простым
полетом фантазии; в том, что происходило, чувствовались зрелость, стабильность и смысл,
значительно превосходящие старые замыслы и планы.
Мы отказались от прежней программы, отложили в сторону учебники и
сформулировали новые цели, наметили новые проекты и определили новые задания. Нас
настолько вдохновило происшедшее, что еще целых три недели мы были переполнены
желанием делиться с другими тем, что случилось с нами.
Мы решили написать книгу, содержащую наши выводы и открытия, связанные с
изучаемым предметом – принципами руководства. Задания были изменены, были запущены
новые проекты, сформированы новые творческие команды. Все заработали гораздо
интенсивней, чем это было при старой структуре обучения, и мотивы для такой работы были
совершенно иными.
В результате этого опыта возникла уникальная, сплачивающая, синергитическая
культура, которая сохранилась и после окончания семестра. Многие годы эта группа
собиралась на традиционные встречи выпускников. Даже и теперь, много лет спустя,
встречаясь, мы часто вспоминаем то, что испытали, и стараемся вновь осмыслить, что
именно произошло и почему.
Меня особенно изумляла одна вещь: насколько мало потребовалось времени для
создания уровня доверия, достаточного, чтобы вызвать такую синергию. По-моему, это
случилось, в значительной мере, благодаря тому, что участники этого события были людьми
достаточно зрелыми. Это был последний семестр их выпускного курса, и, я думаю, они
хотели получить что-то большее, чем просто очередное занятие. Они жаждали чего-то
нового и волнующего, они сами хотели творить, создавать что-то поистине значительное.
Эта идея уже созрела в них, а они созрели для этой идеи.
В добавление к этому и сам процесс обучения был организован верно. Я чувствовал,
что участие в синергитическом процессе значительно весомее, чем разговор о нем, что
создавать что-то новое гораздо важнее, чем просто читать что-то старое.
Как и большинству людей, мне приходилось испытывать и такие моменты в жизни,
которые были уже почти синергитическими, которые балансировали на грани хаоса и по
каким-то причинам именно хаосом и заканчивались. К сожалению, обжегшись на подобных
примерах из жизни, люди часто приступают к новому делу с мыслью о возможном провале.
Стремясь защититься от этого, они отсекают себя и от синергии.
Это похоже на руководителей, которые для оказания воздействия на нескольких
нерадивых сотрудников вводят драконовские правила, ограничивающие свободу и
творческие возможности всех остальных, или деловых партнеров, которые, представляя себе
наихудший из возможных сценариев развития отношений, именно его описывают в
договоре, уничтожая этим сам дух творчества, предпринимательства и синергии.
Оглядываясь на свой опыт консультирования и обучения руководящих кадров, могу
сказать, что главный акцент почти всегда делался на синергию. В начале работы обычно
требовалось значительное мужество для того, чтобы честно взглянуть правде в глаза и
сказать о человеке или организации, или семье то, что сказать нужно, но для этого нужно
сочетание смелости и истинной любви. Затем все становились более естественными,
открытыми и искренними и начинался процесс синергитического общения. Он становился
все более и более творческим и завершался таким осмыслением ситуации и такими планами,
которых сначала никто из участников не ожидал.
Как утверждал Карл Роджерс: "Самое индивидуальное является одновременно самым
общим". Чем более искренним вы становитесь, чем откровеннее вы в ваших высказываниях,
– особенно, говоря о своем собственном опыте или своих собственных сомнениях, – тем
больше люди откликаются на сказанное вами и тем больше крепнет их чувство
безопасности, способствующее их собственному самовыражению Их открытость, в свою
очередь, заражает других участников, и возникает общая творческая эмпатия,
обеспечивающая более глубокое осмысление, получение новых знаний и поддерживающая
ощущение радостного возбуждения, не позволяющее этому процессу прекращаться.
Люди начинают понимать друг друга молниеносно, практически с полуслова, по
обрывкам фраз. И вот перед ними открываются, давая пищу для размышлений, целые новые
миры, новые горизонты, новые парадигмы с многими вариантами решений и новые
альтернативы. Конечно, иногда случается, что эти новые идеи повисают в воздухе, но, как
правило, они находят свое отражение в реальных практических решениях.