Евгений Леонидович Доценко

Гений Талантович Неизвестный

Студент IV курса, группа № 7777-7. E-mail: [email protected]

Евгений Леонидович Доценко

Руководитель: д.психол.н., профессор. E-mail: [email protected]

Аннотация: В этом абзаце пишется краткая аннотация к вашим тезисам (тезисы тезисов…). Аннотацию читают, чтобы быстро понять, что сделано и определено. Вся суть работы должна быть понятна из семи-восьми полных строк. Мол, проведено исследование того-то, такими-то методами выявлено то-то, получены такие-то результаты, замечено то-то ... что, по нашему мнению, свидетельствует о … Иначе говоря, пишите по существу: обозначьте решаемую проблему, укажите общую логику того как и с помощью чего вы решаете поставленную проблему, раскройте идею метода получения и измерения результатов, сформулируйте утверждение, которое получено и отстаивается в данной работе. Аннотация на курсовую/дипломную/диссертационную работу – это информация о научном достижении, о результате. Текст аннотации и ключевых слов отделён от основного текста линией. Обратите внимание: весь текст пишется от третьего лица («выявлено…, определено…»).

Ключевые слова: тут, через запятую приведите четыре-пять основных понятий, используемых терминов.

Тезисы – это краткое изложение научной работы и/или план таковой[1]. Для вас это изложение курсовой (дипломной) работы или ее план. Лучшие тезисы будут отбираться и храниться на кафедре общей и социальной психологии как образец и материал для последующих исследований. Лучшим из лучших будет предложено опубликоваться в научных журналах и выступить с докладом на научной конференции в другом городе. Публикация и апробация работы – хорошее подспорье на защите уже дипломной работы. С этими работами познакомятся ректор, деканы, заведующие кафедрами, преподаватели и студенты ТюмГУ и других университетов России. Ваши тезисы помогут другим студентам, следующим за вами, лучше выполнить свою работу. Кроме того, это улучшит систему обучения в нашем университете. Многие увидят качество выполненной вами работы, смогут сослаться на результаты вашего исследования. Это, наконец, будет ваш личный успех, на который вы сможете ссылаться сами; преподаватели, коллеги и родители будут вами гордиться. В общем, есть смысл сделать это хорошо. J

Объем тезисов. Две, целиком заполненные страницы. Не меньше и не больше. Это сделать не трудно, так как ваша научная работа существенно больше.

Параметры страницы. А4, две колонки шириной 8,25 см, расстояние между колонками – 0,5 см. (всё как в этом шаблоне, просто не меняйте форматирование и всё). Все поля – 2 см.

Формат текста. Шрифт – Times New Roman, 10 пт. Отступ первой строки (красная строка) – 0,5 см. Автоматический перенос слов. Каждая колонка выравнивается по ширине. Названия разделов выделяются жирным шрифтом. Межстрочный интервал – одинарный. Отступов между разделами не делать. Курсивом, подчеркиваниями и прочими выделениями не злоупотреблять – чем их меньше, тем лучше.

Структура тезисов должна содержать все перечисленные ниже разделы:

1. Введение.

2. Теоретическая часть.

3. Эмпирическая часть(сколько сделано).

4. Результаты исследования(какие уже есть).

5. Интерпретация результатов(можно гипотезой).

6. Выводы.

7. Благодарности.

8. Список источников.

Тезисы – это компактное по форме и краткое по существу изложение содержания основных достижений исследовательской работы, распространённая форма представления информации. Труды лучших конференций издаются в форме тезисов со строгими правилами оформления. Принятый стандарт – один полный лист. Такой формат даёт возможность видеть существо работы. Авторы представляют основной результат, следуя правилу: одна главная мысль – одна статья. Здесь – только то, чем вы гордитесь в данной части вашей большой исследовательской работы. Это промежуточный или уже основной итог вашего труда. Не допускайте вольностей в стиле изложения. Тезисы – важный показатель качества учебного процесса нашего университета. Они показывают уровень работы - вашей, вашего научного руководителя, ваших товарищей – участников исследования, нашего общего с вами труда.

В тезисах пишите то, что выполнено вами лично, где ваше участие неоспоримо. Если научная работа выполнена совместно, в разделе «Благодарности» укажите участников и покажите их участие. Если ваша работа – часть общей работы, то укажите в названии работы именно тот аспект, который раскрыт вами. Научное исследование могут выполнять несколько студентов, но у каждого своя задача и свои тезисы. Первым проверяет тезисы научный руководитель. Он подписывает работу и ставит оценку. После его подписи и защиты научной работы файлы тезисов и курсовой (дипломной) работы нужно разместить на компьютере кафедры.

Что в каком разделе тезисов писать:

Введение(содержит описание проблемы, объект и предмет исследования, цель работы). С введения вы и начинаете свои тезисы (сразу после аннотации и ключевых слов). Введение – это обоснование для выполнения работы. Должно быть кратким, лаконичным, понятным. Введение указывает место вашей работы среди других. Объём введения – не больше 10-20 строк.

Как писать проблему исследования, объект, предмет и цель обсуждалось на занятиях и указано в пособии «Методологические основы психологии».

Теоретическая часть(содержит краткий анализ того, что уже изучено в отношении заинтересовавшего вас феномена и, как следствие этого анализа, содержит обоснование гипотезы эмпирической части исследования).Здесь – только главное, только необходимое для понимания исследуемого явления. Не поучайте, не фиксируйтесь на недостатках других исследований! Лучше покажите их роль в своем. Ссылайтесь на литературу (в тексте тезисов, из экономии места, отсылки к списку источников делаются цифрой в квадратных скобках). Все подробности, все детальные расчеты и важные детали – в полной версии курсовой (дипломной) работы. Теоретическую часть лучше назвать содержательно, а не просто «Теоретическая часть», например: «Основные подходы в исследовании психогенной аноргазмии у женщин». Если эмпирическая часть не выполнена, то подробнее раскройте теоретическую часть - обосновывая эмпирическую гипотезу.

Эмпирическая часть(содержит формулировку эмпирической гипотезы; формулировки переменных: зависимой, независимой, всех контролируемых; план исследования – описание хода исследования, какими методами, методиками и как именно что делалось, на какой выборке).Если эмпирическая часть еще не готова, то смоделируйте ее, спрогнозируйте результаты, основываясь на тех данных, что уже есть. Это поможет спланировать исследование (не делать потом лишнего), а, кроме того, вы сможете проверить свою исследовательскую интуицию и получить обратную связь. Эмпирическую часть лучше назвать содержательно, а не просто «Эмпирическая часть», например: «Эмпирическое исследование роли родительской семьи в формировании психогенной аноргазмии у женщин».

Результаты исследования(данный раздел содержит перечисление и обобщение основных полученных данных, баллов, шкал, факторов, узлов кластерных деревьев и т.п. по каждой используемой методике). Укажите здесь и параметры статистической значимости результатов, процедуры их обработки. Рисунки, схемы, фото, диаграммы, графики, таблицы и т.п. (если только они крайне необходимы) следует расположить по ширине колонки (не более 8,5 см). Прежде чем разместить рисунок – подумайте, может быть достаточно показать лишь какую-то его часть... В тезисах ничего лишнего, второстепенного. При острой необходимости допускается расположение более крупных рисунков шириной не более 11 см. В этом случае расположите рисунок на второй странице в верхней её части. Подпись к рисунку (9 пт.) должна быть подробной, так как рисунок должен быть понятен без основного текста.

Интерпретация результатов(в этом разделе нужно описать полученные результаты в свете известной вам теории, указанной вами в теоретической части – т.е. нужно увидеть смысл результатов. Мол, полученные результаты свидетельствуют о…; анализ обозначившихся факторов позволяет заключить, что…; гипотеза такая-то подтверждена/не подтверждена, что однозначно указывает на…; опираясь на такие-то исследования следует сделать вывод…; в контексте таких-то данных, выработанных в такой-то школе, наши результаты следует истолковать как свидетельство того-то…).Сравните результаты с известными, с данными других авторов, с близкими исследованиями.

8. Выводы(анализ результатов позволяет заключить, что…; в результате проведённого исследования можно уверенно утверждать, что…; в настоящем исследовании установлено…).Напишите, чего удалось достигнуть, что твердо установлено. Три-четыре предложения для ответа на вопрос, поставленный в названии и проблеме исследования. Что надежно обнаружено, что явно определено, лучше всего измерено, несомненно выяснено, точно найдено? Обязательно – величины, числовые значения, конкретные утверждения, ясные однозначные заключения – это своего рода положения, выносимые на защиту. Хорошо, когда выводы сформулированы определенно и их можно использовать для прогноза.

9. Благодарности(спасибо такому-то за участие в том-то; такому-то за помощь в организации того-то…; такой-то за обеспечение возможности такой-то…).Благодарите тех, кто помогал, если таковые были. Однако, не благодарите в тезисах научного руководителя (чаще всего вы его соавтор, он тоже несёт ответственность за эти тезисы). Не благодарите и преподавателей (это их обязанность помогать вам).

10. Список источников (соблюдайте правила оформления ссылок на источники информации. Смотрите рекомендации к оформлению списков источников в пособии). В списке источников к тезисам указывайте не более пяти самых важных для исследования работ. Вы можете использовать алфавитный порядок или порядок в котором появляются в тексте ссылки на данные источники. Пример форматирования списка литературы:

1. Безрукова В. С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу / М., Издательство: Речь, 2008. - 176 с.

2. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования / М.: Институт психологии РАН, 1994. – 163 с.

3. Захаров А.А., Захарова Т.Г. Дневник аспиранта / в помощь студентам, аспирантам, докторантам, научным сотрудникам. – 3 изд. – М.: Московский философский фонд. 2003. – 47 с.

4. Золкин А.С. Как написать курсовую работу: Метод. пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2002. 56 с.

5. Потапов А.С., Потапов В.А. Дипломная работа по психологии и педагогике: Информационно-методи­ческое пособие / М., 2003 г.

6. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие / Пер. с ит. Е. Костюкович. – М.: Книжный дом «Университет», 2003. – 2 изд. – 240с.; М., Издательство: Симпозиум, 2004. - 304 стр.

[1] В создании шаблона использованы наработки А.С. Золькина (Новосибирский гос. университет).

Наши рекомендации