Общие требования и структура занятий
Лисенкова Л.Н.
Л63 Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 16 с.
15ВК 5-9219-0181-4
Пособие рассчитано для занятий с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в формировании навыка чтения. Содержит различные задания и упражнения, построенные в игровой форме, которые направлены на коррекцию и развитие пространственного и зрительного восприятия, зрительной и слухоречевой памяти, способности схватывать целостные образы слов, различать похожие по написанию слова и буквы и т.д.
ББК 74.212
Охраняется Законом РФ об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или ее части без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке.
©Лисенкова Л.Н., 2002
5-9219-0181-4 |
© Издательство «Школьная Пресса», 2002
Пояснительная записка
Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.
В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения — это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информацию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.
Чтение как вид деятельности можно представить процессом декодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:
1) опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи);
2) слияние нескольких букв в слог (слогослияние);
3) слияние нескольких слогов в слово;
4) интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в за
конченную фразу или высказывание.
Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения.
В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.
В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.
Трудности в формировании навыка, чтениямогут быть вызваны причинами различного характера:
• нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;
• нарушением зрительно-моторной координации;
• нарушением моторики, графомоторных навыков;
• нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;
• нарушением произвольного внимания;
• нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;
• нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднениями при воспроизведении последовательности движении, последовательности в пространстве, во времени, в речи;
• нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно
при вербализации пространственных, временных представлений.
Для детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, можно организовать коррекционные группы1, для занятий в которых разработана эта программа, преследующая три основные цели:
1. Диагностика, коррекция и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения.
2. Формирование навыка чтения.
3. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.
Для достижения этих целей в программу включены следующие блоки:
1. Формирование функционального базиса навыка чтения.
2. Коррекция несовершенного навыка чтения.
Общие требования и структура занятий
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, и реализуется в течение 5 месяцев при четырех занятиях в неделю в группе и ежедневных упражнениях дома. Так как одной из важнейших задач является преодоление негативного отношения к чтению, то занятия, как правило, проводятся в игровой форме, в форме веселых соревнований. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, необычные упражнения из обоих блоков, что обеспечивает формирование ряда важнейших операций, лежащих в основе чтения.
Ожидаемый эффект — формирование быстрого, правильного, осмысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности.
1 Так было сделано в «Центре помощи детям» Ярославской области (для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи).