Он навещает больного
Истинный мусульманин навещает больного, рассматривая подобные посещения как одну из исламских обязанностей, к выполнению которой побуждает его религия единобожия, а не как одолжение или добровольное дело. Приходя к больному, он полностью уверен в том, что выполняет веление посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), который сказал:
«Кормите голодного, навещайте больного и освобождайте оказавшегося в плену.» (Аль-Бухари)
Кроме того, сообщается, что Аль-Бара ибн Азиб, да будет доволен Аллаh ими обоими, сказал: "Посланник Аллаhа приказывал нам навещать больного, провожать погребальные носилки, желать блага чихнувшему,[202] способствовать поклявшемуся в выполнении клятвы,[203] помогать притесняемому, принимать приглашение[204] и распространять мир"[205]. (Аль-Бухари и Муслим)
И эта привычка, основы которой в жизни мусульман заложил благородный посланник (мир ему и благословение Аллаhа) пустила в жизни исламского общества такие глубокие корни, что превратилась в обязанность каждого мусульманина по отношению к его брату, выполнения которой он вправе требовать от него, если тот вообще станет пренебрегать ее выполнением или допускать какие-либо упущения, ведь пренебрегающий правами своего брата или соблюдающий их не полностью, с точки зрения чистого шариата, совершает грех, проявляет нерадивость и обижает прежде всего самого себя. Сообщается, что посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Пять вещей входят в число обязанностей каждого мусульманина по отношению к другому: отвечать на приветствие, навешать больного, провожать погребальные носилки, отвечать на приглашение и желать блага чихнувшему.» (Аль-Бухари и Муслим)
В другой версии этого хадиса сообщается, что однажды посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал: "Пять вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению к друг другу". Люди спросили: "Что это за обязанности?" Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) ответил:
«Если встретишься с ним, приветствуй его, если он пригласит тебя, прими его приглашение, если попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнет и воздаст хвалу Аллаhу, пожелай ему блага, если он заболеет, навести его, а если умрет, проводи его (в последний путь).» (Аль-Бухари и Муслим)
Об этом говорится во многих аятах Корана и хадисах, призывавших людей навещать своих братьев во время болезни. Эти аяты и хадисы пробуждают в людях братские чувства по отношению к другим и способствуют тому, что человек начинает испытывать внутреннюю необходимость навестить больного.
Так, например, сообщается, что посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Поистине, мусульманин, навестивший своего больного брата, будет пребывать среди плодов рая до тех пор, пока не вернется (от него).» (Муслим)
И Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) также сказал:
«Если мусульманин навестит больного мусульманина утром, семьдесят тысяч ангелов обязательно станут обращаться к Аллаhу с мольбами за него до самого вечера, а если он навестит его вечером, семьдесят тысяч ангелов обязательно станут обращаться с мольбами за него до самого утра и будут для него собраны райские плоды.[206]» (Ат-Тирмизи)
Благодаря своей проницательности и хорошему знанию особенностей человеческой души посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) понимал, какое большое воздействие оказывает посещение как на самого больного, так и на его родных, и поэтому никогда не упускал возможности навестить больных, обратиться к Аллаhу с мольбами за них и сказать им самые теплые слова сочувствия. И его благородство было столь велико, что он навестил даже заболевшего юношу-иудея, прислуживавшего ему, о чем сообщил Анас, да будет доволен им Аллаh, который сказал: "Когда юноша-иудей, прислуживавший Пророку (мир ему и благословение Аллаhа) заболел, Пророк пришел навестить его, селу его изголовья и сказал ему: "Прими ислам!" Этот юноша посмотрел на стоявшего рядом отца, который сказал ему: "Повинуйся Абу-ль-Касиму!",[207] и он действительно принял ислам, после чего Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) вышел со словами: "Хвала Аллаhу, который спас его от огня!" (Аль-Бухари)
Таким образом, мы видим, что придя к этому заболевшему юноше, Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) не упустил возможности также и призвать его к исламу. Он знал, что его посещение окажет большое воздействие и на этого юношу, и на его отца, по отношению к которым он проявил такое великодушие и доброту, и они действительно подчинились велению благородного посланника, а простое посещение больного закончилось тем, что человек был выведен на правильный путь. А когда Пророк покидал больного, он воздавал хвалу Аллаhу за то, что Он спас душу от огня. Сколь же великим человеком был этот посланник и как тонко и мудро он призывал людей к истинному пути!
Свидетельством большого значения, которое благородный посланник (мир ему и благословение Аллаhа) придавал посещению больных, является то, что он ввел этот обычай и соблюдал его, придерживаясь определенных правил, что осталось в памяти его сподвижников и было зафиксировано в чистой сунне.
Так, например, он всегда садился у изголовья больного, о чем нам уже известно из того хадиса, в котором сообщается о посещении им юноши-иудея. Об этом же сообщает и Ибн Аббас, да будет доволен им Аллаh, который сказал: "Когда Пророк навешал больного, он всегда садился у его изголовья, а потом семь раз повторял: "Прошу Аллаhа Великого, Господа великого трона, чтобы Он исцелил тебя!"
Ас'алю-Ллаха-ль-'Азым, Рабба-ль-'арши-ль-'азым ан йашфийакя (Аль-Бухари в "Аль-Адаб аль-муфрад".)
И одним из правил, соблюдавшихся Пророком (мир ему и благословение Аллаhа) было то, что он поглаживал тело больного правой рукой и при этом обращался к Аллаhу с мольбами за него, как сообщает об этом госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллаh, которая сказала: "Пророк всегда навешал болевших членов своей семьи, поглаживал больного своей правой рукой и говорил: "О Аллаh, Господь людей, удали болезнь, исцели так, чтобы не осталось болезни, Ты — Целитель, и нет исцеления, кроме Твоего исцеления".
Аллаhумма, Рабба-н-нас азхиб аль-ба'с, ишфи, Анта-ш-Шафи, ля шифа'а илля шифа'икя, шифа'ал ля йугадиру сакман. (Аль-Бухари и Муслим)
Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллаh, что как-то раз Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) навестил одного заболевшего бедуина, а когда он заходил к больному, то всегда говорил: