Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. менее оказалась достаточно сильной, чтобы привести Бар­бару на терапию


I

ПРОБЛЕМА ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ




менее оказалась достаточно сильной, чтобы привести Бар­бару на терапию.

Следующий случай иллюстрирует расщепление отождествленности у человека, личность которого сохра­нилась больше, чем у Барбары. Генри был очень благо­получным мужчиной пятидесяти лет, который обратился ко мне из-за того, что не чувствовал удовольствия и удов­летворенности своей жизнью. Он много работал, чтобы достичь этого, но что-то было не так. «Деньги — не про­блема» — сказал он. когда мы обсуждали его доходы, но деньги ему помочь не могли. Успех принес подавлен­ность, предъязвенное состояние желудка и сильное же­лание «уйти от всего этого». Он только и думал о том времени, когда сможет оставить бизнес, но предполагал, что и это не принесет ему желанного облегчения. Он постоянно сталкивался с проблемами, которые, по его словам, мог разрешить, если бы они возникали пооди­ночке, но они обрушились на него все разом, и это ока­залось ему не по силам.

Описывая юность, Генри сказал, что был в семье «паршивой овцой» и не мог сравняться с другими ее чле­нами. Поэтому, однажды, он решил доказать, что может добиться успеха. Он действительно сделал это, но успеш­ность принесла с собой новые выборы и большую ответ­ственность. От успешности нелегко было отказаться. Что бы это принесло? Жалуясь на свои затруднения. Генри приходил в возбуждение от представлявшихся возможнос­тей, которые представлялись. Добившись успеха, он дол­жен был и дальше оставаться успешным. Это тяжелая ноша, поскольку успех не допускает разочарования, и ос­вободиться от него можно только потерпев провал.

Решив пройти курс аналитической терапии, Генри получил возможность увидеть свою ношу. Часть ее легла на терапевта, и Генри почувствовал себя лучше и свобод­нее. Когда я показал ему, насколько запущено его тело, это произвело на него достаточно сильное впечатление. Он задумался и начал уделять телу больше внимания, что временно помогло ему. У этого пациента хватало воли и



сил для упорной работы, нацеленной на то. чтобы изме­нить свой паттерн поведения, но ему не удавалось сохра­нять усилие, чтобы не терять того, что достигнуто. Он принимал терапию как еще один выбор, на который от­кликался своей характерной направленностью. Сама по себе терапия, таким образом, тоже становилась ношей.

Однажды во время нашей встречи, когда мы об­суждали его проблемы, он позволил себе зайти дальше, чем обычно. Его голова склонилась набок, лицо обвисло, он выглядел очень усталым, а в глазах застыло пораже­ние. Он выглядел так, как будто был побежден, но не знал об этом.

Согласно образу Я. Генри был непобедим, он от­вергал внутреннюю реальность чувств. Он не был уверен, что всегда будет победителем, но был постоянно нацелен на то, что никогда не проиграет и не потерпит пораже­ния. А вот физически мой пациент был проигравшим, побежденным мужчиной, который отказывается принять свое поражение. Его попытка найти личностный смысл в финансовом успехе потерпела неудачу. Он был в отчая­нии из-за невозможности найти какое-нибудь удовольствие в жизни. Он пришел на терапию, чтобы избежать чувства поражения и отчаяния, но чтобы обрести себя самого, ему необходимо было принять как раз эти чувства.

По сравнению с телом Барбары его тело было более живым. Мускулатура развита лучше, кожа была теп­лой и не бледной. Сильные мышечные напряжения вы­зывали изгиб спины, он сутулился, ему приходилось при­лагать усилия, чтобы выпрямиться. Мускулатура спины была сильно напряжена, а шея — укорочена. В стрессо­вом состоянии ему было очень трудно дышать, это про­являлось в виде шумных выдохов. Он много курил. На­пряженные мышцы сковывали его словно цепи. Он бо­ролся с внутренними оковами, которых не сознавал, но вся его энергия уходила на то, чтобы быть успешным во внешнем мире. Налицо, таким образом, был разлом меж­ду образом Я и реальностью тела, между внешними ас-



Наши рекомендации