Оформление отечественной теории социальной работы
Появление идей помощи, защиты в древности связано с развитием письменности и проникновением через христианскую литературу идей призрения и милосердия. Особое внимание было уделено трудам Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Афанасия Александрийского.
В «Изборнике 1076 г.» ведущую роль занимает тема милосердия, представленная в 4-х главах: «В слове некоего отца к сыну», «Наказание богатым», «О звании сильных» и «О златолюбце».
Теория милосердия развивается по трем направлениям: осмысление милосердия как философской категории, как христианского пути спасения и как «средство управления» общественными отношениями.
Особую роль представляют «Поучения» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника.
Григорий Богослов поучал: «Ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение: хотя Бог несравненно больше благодетельствует, а человек меньше, сообразно со своими силами». Иоанн Златоуст писал: «Человек всего более должен учиться милосердию, ибо оно и делает человека человеком». И Григорий Богослов и Иоанн Златоуст считали, что власть устанавливается Богом и необходимо поддерживать социально ущербные слои населения. Вл. Мономах обращается ко всем: «Более убогих не забывайте, но, сколько можете, по силам кормите».
Вл. Мономах в «Поучениях» пишет о вдовах и сиротах. «Дайте суд сироте, оправдайте вдову», «подайте сироте и вдовицу оправдайте», «убогую вдовицу не давайте в обиду сильным» и далее «просящему у тебя – дай, стучащему – открой, да не отвергнут будешь Царствия Небесного». Милосердие к нуждающимся он считает атрибутом власти.
Милость князя – это помощь, вспомоществование, спасение человека от оков нищеты: «Многие ведь дружат со мной, за столом тянут руку со мной в одну солонку, а в несчастье становятся врагами и даже помогают поставить мне подножку; глазами плачут со мною, а сердцем смеются надо мной». Даниил Заточник поучает, что бедность может привести к воровству, разбою, распутству.
В определениях Владимировского собора – Своде канонических текстов, регламентируется деятельность священников по отношению к нуждающимся, представлены этические принципы христианского социального служения. В «Правиле Кирилла» митрополита русского, рассматриваются принципы исполнения обязанностей священника. Это высокие моральные требования, грамота, умение разъяснять «трудные вопросы».
В «Святительском поучении новопоставленному священнику» представлена тема морального дома и ответственности священника, это такие качества: «добронравие», «святительское подобие», «любовь», «прощение», «трезвение», «удержание».
Священнику необходимо самому идти к пастве: «убогих сирот, ли болит кто, ли умрет, ли родит, слышав, и незван иди». «Нищих кормление, обидимым помогание, странным прилежание в напастях пособие, в пожаре и в потопе, пленным искупление, в гладе кормление, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, худобе умиранье покрова и гробы и погребение, живым прибежище и утешение, а мертвым память». Здесь уже просматриваем конкретные направления социальной помощи.
С XIV по XIII в. в теории милосердия происходят изменения, оформляется «теория призрения», вначале она называлась «теория нищепитательства».
В XVIII в. в работе «Политика» Ю. Крижанович, отдавая предпочтение развитию внутреннего рынка, предлагает систему поддержки трудового населения через выдачи кредитов под залог имущества. Крижанович пишет, что при условии государственного регулирования под заклад можно выдавать деньги «убогим людям».
Убогие люди делились на собственно убогих, охраняемых государством, и «больных членов», куда он включал бездельников, пьяниц, слепых, хромых, нищих, к которым следует относится по принципу «любви по Божьей заповеди». Бездельников, пьяниц необходимо строго наказывать, «отдавать их в деревни в холопство боярам и ссылать в Сибирь или иначе наказывать». Первое светское произведение о сущности милосердия – «Слово о милости…» написал Епифаний Славинецкий. В основу милосердия он кладет принцип Богоуподобия и любви к ближнему, рассматривает общественное призрение, выделяя три уровня поддержки – помощь духовная, «нищепиталище долговое» и «нищепиталище общее». Епифаний Славицкий выступает против профессионального нищенства «Множество трудных тунеядцев и здоровы, и жены младые с детьми, паче же девицы по стогнам бродящих, уже в таковое бесчинство, паче же злодейство,… яко грудные дети понимают, ради милостыни лестию взятия».
Особый комитет их 10 человек занимается распределением через «милостынедателя». Применяются превентивные меры – это кассы для временно нуждающихся, где под заклад без процентов могли получать деньги, а вдовы и бедняки освобождались от заклада.
В 1682 г. разработан указ «О мерах государственного», где впервые определено начало государственного подхода к социальной помощи в России. Указ состоит из трех больших частей: «об бедных, увечных и старых людях», об организации призрения нищих и детях нищих.
В первой части указа выделены группы нуждающихся, к которым относятся бедные, увечные, «старые люди», нищие. Если у увечных и старых не было родственников, государству предлагалось «по смерть их кормить».
Нищих делили на две подгруппы: первая подгруппа – «притворные нищие», они должны были насильно отрабатывать свое попечение – «хлеб свой заживать работой или каким ремеслом к общенародной пользе». Вторая группа – это «нищие со странными болезнями», их лечил «государственный доктор» за положенное ему жалование – «Дохтура работу себе бы нашли, которые ныне государево жалованье емлют же, а некоторым делать нечего».
Во второй части указа расписаны мероприятия по ограничению нищенства. Организованные меры предусматривали призрение нищих в монастырях, где лечат больных. Законодательно предлагалось бесплатное лечение и призрение инвалидов из бывших крестьян.
Ставится вопрос об обучении нищенских детей, «робят и девок», в основном ремеслам: шелковым, суконным, часовым и др.
Секуляризация идеологии XVIII в. приводит к появлению светской науки об общественном призрении. Выделяются основные направления в области социальной помощи: социально-административное или реформистское, социально-философское, социально-медицинское, социально-педагогическое. Они развиваются в работах мыслителей XVIII-XIX вв., оказывая влияние на становление различных областей знаний – от психологии и педагогики до социологии и медицины. Это нашло отражение в проектах Ф. Салтыкова, А. Курбатова, законодательной деятельности Петра I, Екатерины II и др. общественных деятелей. Рассматриваются вопросы социального восприятия материального достатка.
Ясно просматривается на рубеже XIX–XX вв. два подхода – это Церковь с догматами милосердия и благотворительность в рамках социальной справедливости. Складывается частная благотворительность, так называемое частное дело общественной важности.
Так купец 1-й гильдии Н.А. Алексеев построил психиатрическую больницу и два начальных училища в память покойного отца. Московский миллионер Г.Г. Солодовников построил клинику кожных болезней, которая действует и сейчас, и два дома дешевых квартир (сейчас это весьма дорогие здания в Москве).
П.М. Третьяков построил приют (огромный дом) для вдов и сирот русских художников, а также богадельню для вдов бедных художников на Б. Серпуховской улице.
К.В. Рукавишников, сын владельца горных заводов, золотопромышленник, открыл в Москве приют для исправления малолетних преступников, где они обучались ремеслам, после выхода из приюта воспитанников опекали ещё 2-3 года, 95% из них никогда больше не возвращались к преступному прошлому.
М.Ф. Морозова, вдова Т.С. Морозова, известного промышленника (владельца трех фабрик и трех заводов) и благотворителя, выделила большую сумму денег и построила Биржу труда имени покойного супруга, а также ночлежный дом в четыре этажа, где могли разместиться на ночлег 800 бездомных, сейчас здесь размещается ПТУ. Приют престарелых, неизлечимых и слепых им. Поповых (предприниматель) на Донской улице.
В.И. Герье, автор теории общественного призрения в России, уделял внимание вопросам помощи нуждающимся, предлагая для регулирования безработицы устроение домов трудолюбия.
В исследованиях ряда авторов рассматривается генезис нищенства, даются классификации и типологии профессиональных нищих, предлагаются законодательные меры и меры репрессивного характера: высылка, изоляция, определение в трудовые помещения. Пьянство и алкоголизм, проституция изучаются как социальный недуг. Это исследования Н. Григорьева, Я. Михайловского, А. Коровина, Д. Бородина, С. Первушина, Д. Воронова.
Общественная помощь рассматривается по следующим направлениям: теологическое, конфессиональное, правовое, теория законодательства в социальных вопросах, общественная благотворительность и призрение, воспитание и исправительное воспитание, теория страхования, теоретические проблемы помощи инвалидам, «призрение нравственно падших и патронат над выпущенными из тюрем».
В России определены условно два периода в теории социальной работы. Первый – с 1919 по 1941 г. – организация социального обеспечения и социального страхования в советской России. Разрабатывается проблема инвалидности. Создан в 1930 г. Центральный научно-исследовательский институт организации труда инвалидов.
В 50-60-е гг. выходят монографии по вопросам социальной медицины. «Врачебно-трудовая экспертиза и трудоустройство инвалидов» (1967), «О теоретических основах врачебно-трудовой экспертизы» (1963) и др. В 70-е гг. поднимается вопрос о научном статусе врачебно-трудовой экспертизы.
Выходят сборники по теории и практике социального обеспечения в 1978 г., в 1980 г. В этих сборниках ставятся вопросы пенсионного обеспечения, трудоустройства инвалидов, социальной помощи слепым и глухим.
Следующий этап развития социальной помощи приходится на начало 90-х гг. В 1991 г. Госкомтруда СССР вводит новую профессиональную квалификацию – социальный работник. С 1992 г. начинаются теоретические исследования по теории и истории социальной работы, переводятся зарубежные исследования.
Складывается три группы подходов в теории социальной работы:
1) индивидуальный, или личностный;
2) средовой, социетальный;
3) социально-деятельностный.
В социальной работе сочетаются теоретические наработки и практическая деятельность.
Контрольные вопросы
1. В чем сущность и различие отечественной и западной моделей социальной работы?
2. Каковы были представления о помощи и поддержке нуждающихся в древности?
3. В чем особенности зарубежного опыта теоретического осмысления социальной поддержки нуждающихся?
4. В чем особенности оформления христианских представлений о помощи ближнему?
5. Каковы основные подходы в оформлении научных подходов к социальной благотворительности в Западной Европе?
6. Каковы основные направления научного этапа становления социальной работы в XX в.?
7. В чем особенности концепций «милосердия» и «призрения» в православии?
8. В чем специфика теоретической парадигмы социальной работы в 1970-1990 гг.?
9. Каковы тенденции древнейших представлений о помощи ближнему?
10. Каковы теоретические подходы к общественному и частному призрению?
11. Покажите особенности научной парадигмы социальной работы.
12. Раскройте социальную миссию потребительской кооперации через служение людям.