Становление основ социальной работы с осуждёнными к лишению свободы в отечественной пенитенциарной системе

Как справедливо отмечает Ю. В. Баранов, в условиях осознания государством и обществом приоритетов, связанных с использованием и раз-витием человеческого ресурса страны, восприятия пенитенциарного сооб-щества как составной части гражданского общества, актуализируется пробле-ма социальной работы с осуждёнными. Новым уголовно-исполнительным законодательством России усилена социально-педагогическая направлен-ность деятельности учреждений УИС. Формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, толерантного отношения к бывшим осуждённым становится одним из важных элементов общественного сознания[3].

Автор отмечает, что указанные процессы обусловили включение в существующую систему ресоциализации осуждённых арсенала социально-педагогических средств, расширения исправительно-воспитательного потен-циала пенитенциарных учреждений, общественного воздействия, активи-зации личностных возможностей осуждённого путём специально органи-зованной социальной работы[4].

Необходимым условием успешного реформирования УИС является её обеспеченность квалифицированными кадрами специалистов различных про-филей, в том числе социальными работниками. Социальная работа в пенитенциарной системе России только начинает развиваться. Правильная её организация ускорит процесс реформирования УИС и будет способствовать гуманизации условий исполнения наказаний[5].

Роль социальной работы в УИС на сегодняшний день очень велика, так как целью социальной работы является создание предпосылок для исправле-ния и ресоциализации осуждённых, а также для их успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.

Развивая данную мысль, обратимся к определению социальной работы с осуждёнными в УИС Н. С. Фомина. Он отмечает, что социальная работа с осуждёнными в УИС представляет собой комплексную деятельность социаль-ных работников совместно с другими службами исправительных учреждений, а также общественностью, территориальными службами занятости, социаль-ной защиты населения и другими заинтересованными структурами с целью оказания социально-педагогической помощи осуждённым и оказания им поддержки в период отбывания наказаний и во время подготовки к освобождению[6].

С определением Н. С. Фомина можно согласиться по нескольким причи-нам. Во-первых, современная социальная работа в условиях проведения социально-экономических реформ в нашей стране чрезвычайно актуальна, так как злободневным остаётся вопрос о социальной защите населения, в том числе и социально-педагогической поддержке лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы. Во-вторых, данная работа должна носить комплек-сный характер и осуществляться несколькими субъектами на различных стадиях исправления, что, несомненно, будет приносить более качественные результаты социальной работы.

Как отмечает И. Б. Ускачева, первые положения о тюремной системе России были закреплены в Судебнике 1550 г., её создание было продиктовано необходимостью укрепления государства. На начальном этапе (середина XVI – начало XIX вв.) пенитенциарная система в России функционировала как карательный институт с широким диапазоном репрессивных мер, но, тем не менее, ещё со времён XVI века из-за сострадания и жалости народ оказывал регулярную и достаточно существенную социальную помощь заключённым[7].

Однако данная помощь не вполне соотносилась с социальной работой, осуществляемой уполномоченными субъектами и не преследовала чётких целей, поэтому отсчитывать с данного момента зарождение социальной работы с осуждёнными в УИС считаем нецелесообразным.

Тюремное заключение применялось без указания сроков нахождения человека, совершившего преступление, в условиях изоляции и в сочетании с другими видами наказаний. При этом социально-педагогическое содержание в систему наказания не включалось. Дальнейшее развитие российской пенитен-циарной практики и её идеологии было сопряжено с теорией и прогрессивным опытом применения уголовных наказаний в западноевропейских странах, с динамичным развитием российского общества и связанным с ним многосторонним реформированием государственного управления[8].

Началом зарождения социально-педагогической поддержки в практике пенитенциарной системы России специалисты считают 20-е гг. XIX века, когда стали всё чаще говорить о нравственном исправлении преступников с указанием средств исправительно-воспитательной работы, участием общест-венности и церковнослужителей в исправительном процессе. Данные положения в частности были закреплены в Уставе попечительского о тюрьмах общества 1819 года (далее – Устав)[9].

Соглашаясь с мнением А. И. Зубкова, можно условно обозначить зарож-дение социальной работы с осуждёнными в УИС с момента появления Устава общества попечительского о тюрьмах 1819 года, так как на попечительские о тюрьмах общества были возложены следующие задачи: организация социаль-ной работы с арестантами, организация здравоохранения в тюрьмах, организация духовного окормления, распределение гуманитарной помощи, организация материально-вещевого снабжения, организация школ и т. д. По сути, указанные общественные организации взяли на себя значительную часть функций тюремной администрации.

Средства исправления в Уставе были указаны следующие: 1) ближай-ший и постоянный надзор над заключёнными; 2) размещение их по роду преступлений или обвинений; 3) наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности, на оном основанной; 4) занятие их приличными упражнениями; 5) заключение провинившихся или буйствую-щих в уединённое место. Исполнительными органами общества были комитеты, мужской и женский; членам комитетов было предоставлено право посещать во всякое время тюрьмы и дома, где содержатся заключённые. Во главе общества поставлен президент, по назначению Государя.

С начала XIX века также приходит осознание необходимости организа-ции в самом исправительном учреждении воспитательного, духовно-нравственного воздействия на осуждённого. На последующее развитие гуманистических и духовно-нравственных начал пенитенциарной системы Российского государства определённое влияние оказали рекомендации международных тюремных конгрессов (Франкфурт, 1846 г.; Брюссель, 1847 г.; Франкфурт, 1857 г.), пропагандировавшие необходимость проявления гуманизма в местах лишения свободы, защиту личности преступника от произвола администрации, активизацию участия общественности в управ-лении пенитенциарной системой[10].

В 1890 г. в Петербурге был проведён очередной Международный тюремный конгресс, определивший курс на проведение реформы пенитен-циарной системы. Заметное усиление социально-педагогической составляю-щей в пенитенциарной системе произошло в последней трети XIX – начале XX вв. Например, в начале XX века были законодательно закреплены особые условия раздельного содержания и воспитания несовершеннолетних право-нарушителей мальчиков и девочек. Также данный период можно рассмат-ривать как начало организационно-содержательного становления социально-педагогической поддержки осуждённых в истории развития пенитенциарной системы России[11].

С начала XX века государство стало проявлять заботу не только о создании пенитенциарных условий и обеспечении воспитательного, духовно-нравственного воздействия на личность несовершеннолетних, но и о проблемах их последующей постпенитенциарной ресоциализации. На рубеже XIX и XX столетий наряду с социальной помощью лицам, лишённым свобо-ды, воспитательная работа с осуждёнными становится важным средством их исправления. Значимый для развития отечественной пенитенциарной системы и совершенствования социально-педагогической поддержки осуждённых этап – это начало XX века, он характеризуется проникновением прогрессивных идей гуманизации и демократизации в тюремную систему[12].

В дальнейшем (30-е гг. XX в.) развитие пенитенциарной системы в России характеризуется созданием исправительно-трудовых колоний, заме-нивших тюрьмы, расширением социально-педагогического содержания и принципов управления исправительными учреждениями, постепенным обнов-лением нормативно-правовой базы. В начале этого периода активно внедрялись в пенитенциарную практику идеи педагогической системы А. С. Макаренко. Однако стратегия развития социально-педагогической под-держки осуждённых в процессе их ресоциализации на различных этапах этого периода сдерживалась и тормозилась преобладанием карательных мер уголов-ного наказания и ослаблением социально-воспитательных форм влияния на жизнь осуждённых[13].

Особо следует выделить современный этап развития пенитенциарной системы, который начинается с момента вступления в силу нового уголовно-исполнительного законодательства РФ и характеризуется целевой ориента-цией исправительных учреждений на социально-педагогическую поддержку осуждённых.

В конце XX – начале XXI вв. в уголовно-исполнительной практике России происходит резкое возрастание социально-педагогической компонен-ты. Пенитенциарная система реально развивается на принципах гуманизации и демократизации. Деятельность исправительных учреждений ориентируется на ресоциализацию осуждённых в соответствии с международными стандар-тами и рекомендациями[14].

Формируется единое социально-педагогическое пространство, в которое, кроме коллективов структурных подразделений исправительных учреждений, входят семья, государственные, негосударственные, общественные, религиоз-ные и иные организации. Опора на социальную активность осуждённых, ока-зание им юридической, медицинской, психологической, социально-педагогической и иной помощи и поддержки становятся главным инстру-ментом в методике исправительно-воспитательной деятельности пенитен-циарной системы[15].

Процесс ресоциализации осуществляется в тесном взаимодействии с международными организациями. Воспитательные меры начинают преобла-дать над карательными[16].

На современном этапе развития законодательства о социальной работе можно выделить следующие особенности социальной работы в местах лише-ния свободы: жёсткая правовая регламентация условий жизни; педагогически неблагоприятная среда; ограниченные возможности взаимодействия с социумом; потребность расширения социально-педагогических средств сопро-вождения процесса ресоциализации; своеобразие подходов и технологий привлечения осуждённых к общественно полезному труду; отсутствие меха-низма межведомственного взаимодействия исправительных учреждений с другими институтами в социально-педагогической поддержке осуждённых и др[17].

Таким образом, можно сделать вывод о том, социальная работа с осуж-дёнными к лишению свободы в отечественной пенитенциарной системе прошла несколько этапов своего развития, которые условно можно поделить на три:

а) дореволюционный этап (до 1917 г.). С возникновением и развитием гуманистических идей в Российском государстве начали зарождаться отго-лоски современной социальной защиты осуждённых, находящихся в изоляции от общества. С начала XIX века в России всё чаще в научных кругах стали говорить об организации в исправительном учреждении не только каратель-ного, но и воспитательного воздействия на осуждённого. Однако западные прогрессивные идеи, направленные на гуманизацию исполнения наказания, как правило, оставались только на бумаге, на практике «тюремное дело» было в плачевном состоянии, и говорить о реальной социальной помощи и поддержки осуждённым в указанный период не приходится.

б) советский этап (с 1917 по 1996 гг.). С начала XX века в советском государстве была провозглашена идея перевоспитания осуждённых, однако социальная и воспитательная работа остались на уровне законов и не были реализованы в жизнь. В период с 30-х по 60-е гг. прошлого столетия осуждён-ные к лишению свободы использовались в своей основной массе как дешёвая рабочая сила, и советское государство не было обеспокоено оказанием социальной поддержки последним. Позднее в 70-80-е гг. осуждённые были лишены многих прав на социальное обеспечение в период отбывания наказания (к примеру, долгое время в нашей стране осуждённым к лишению свободы не выплачивались пенсии и пособия). Иными словами в указанный период социальная работа с осуждёнными к лишению свободы находилась на стадии зарождения и не имела комплексного и целенаправленного характера в ИУ.

в) современный этап (с 1996 г. по настоящее время). На современном этапе развития законодательства можно выделить следующие особенности социальной работы в местах лишения свободы: социальная работа с осуждёнными (пенитенциарная социальная работа) профессионально направ-лена на преодоление проблем, связанных с криминальным прошлым и позитивное личностное развитие осуждённого. Это специфический вид про-фессиональной деятельности по оказанию социальной помощи, поддержки и защиты осуждённых в целях их исправления и ресоциализации в период исполнения наказания, а также адаптации в обществе после освобождения. Цели и задачи социальной работы с осуждёнными к лишению свободы будут рассмотрены ниже.

Наши рекомендации