Диагностика компетенций студента, прошедшего курс.

И.В. Горбунов

ТЕОРИЯ И

МЕТОДОЛОГИЯ

ДИЗАЙНА

Модуль

Курс

Семестр

СОДЕРЖАНИЕ

ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ …………………………………………………………

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ТЕМА 1.Методология дизайн-проектирования средовых объектов. Системный подход в дизайне.

Лекция 1. Системный подход в дизайне.

1. Системный подход в дизайне. Сущность, основные понятия и структура системного подхода.

2. Системный дизайн как метод средообразования. Определение понятий «среда» и «средообразование».

Лекция 2. Основные фазы системного дизайна

1. Основные фазы системного дизайна. Дизайн-концепция.

2. Три иерархически зависимые концептуальные модели: концепция деятельности в целом (базовая), концепция идеального (прогностического) объекта и концепция конкретного (проектного) объекта. Центр дизайн-концепций - человек (его модель).

Лекция 3. Основные фазы системного дизайна

1. Основные фазы системного дизайна. Дизайн-программа. Типология программ.

2. Два вида дизайн-программы: дизайн-программа-1 (методический и тематический план работы дизайнера); дизайн-программа-2 (сложный комплексный объект).

Лекция 4. Основные фазы системного дизайна

1. Основные фазы системного дизайна. Дизайн-сценарий. Определение и типология дизайн-сценария.

2.Основные виды сценария: определяющий (тематический план работы дизайнера); постановочный (структура основных ситуаций сюжета «жизни» конкретного дизайн-объекта); тактический (порядок и характер действий по реализации дизайн-программы-2);стратегический (прогнозирует возможность самосовершенствования функциональной структуры дизайн – объекта).

Лекция 5. Аудиовизуальное единство характера среды.

1 Аудиовизуальное единство характера среды. Типология АВ-коммуникаций.

2 Исходные положения и задачи дизайна АВ-коммуникаций.

Лекция 6 .Дизайн фирменного стиля. Синтез искусств в дизайне среды.

1 Дизайн фирменного стиля. Носители, средства и функции фирменного стиля. Концепция, программа и сценарий фирменного стиля.

2Типология и специфика синтеза дизайна, архитек­туры и изобразительных искусств.

Лекция 7. Дизайн архитектурной среды и ее морфология

1Дизайн архитектурной среды и ее морфология. Дизайн среды внутренних архитектурных пространств. Типология и композиционные особенности интерьерных пространств

2 Основные структурные элементы среды. Объект дизайна– целостное единство содержания и формы. Построение идеальной модели целостно-структурированного объекта (ЦСО).

Лекция 8. Методическая организация архитектурно-дизайнерского проектирования.

1. Основные этапы дизайн-проектирования среды. Предпроектный анализ в дизайн-проектировании среды.

2 Особенности композиционного формирования средовых структур. Эмоциональная организация среды. Колористика предметно-пространственной среды. Суперграфика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………

ГЛОССАРИЙ ……………………………………………………………………..

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ……………………………………………………….

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………………

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ I.

Системный подход в дизайне. Сущность, основные понятия и структура системного подхода. Системный дизайн как метод средообразования. Определение понятий «среда» и «средообразование». Основные фазы системного дизайна. Дизайн-концепция.

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 2.

Три иерархически зависимые концептуальные модели: концепция деятельности в целом (базовая), концепция идеального (прогностического) объекта и концепция конкретного (проектного) объекта. Центр дизайн-концепций - человек (его модель). Основные фазы системного дизайна. Дизайн-программа. Типология программ. Два вида дизайн-программы: дизайн-программа-1 методический и тематический план работы дизайнера); дизайн-программа-2 (сложный комплексный объект).

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 3.

Основные фазы системного дизайна. Дизайн-сценарий. Определение и типология дизайн-сценария. Основные виды сценария: определяющий (тематический план работы дизайнера); постановочный (структура основных ситуаций сюжета «жизни» конкретного дизайн-объекта); тактический (порядок и характер действий по реализации дизайн-программы-2);стратегический (прогнозирует возможность самосовершенствования функциональной структуры дизайн – объекта).

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 4.

Аудиовизуальное единство характера среды. Типология АВ-коммуникаций. Исходные положения и задачи дизайна АВ-коммуникаций. Дизайн фирменного стиля. Носители, средства и функции фирменного стиля. Концепция, программа и сценарий фирменного стиля. Типология и специфика синтеза дизайна, архитек­туры и изобразительных искусств.

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 5.

Дизайн архитектурной среды и ее морфология. Дизайн среды внутренних архитектурных пространств. Типология и композиционные особенности интерьерных пространств. Основные структурные элементы среды. Объект дизайна– целостное единство содержания и формы. Построение идеальной модели целостно-структурированного объекта (ЦСО).

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 6

Основные этапы дизайн-проектирования среды. Предпроектный анализ в дизайн-проектировании среды. Особенности композиционного формирования средовых структур. Эмоциональная организация среды. Колористика предметно-пространственной среды. Суперграфика.

ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ

Курс «Теория и методология дизайна» – является составной частью единого комплекса учебных дисциплин при подготовке высококвалифицированных специалистов по дизайну предметно-пространственных комплексов и дизайну интерьеров. Сам термин «дизайн» сегодня употребляется (и устно, и в печати) практически всеми кругами нашего общества. Ввиду этого видимо стоит четко разграничить круг интересов и мнений в этом сложнейшем вопросе. Поэтому термин «дизайн» сегодня употребляется для характеристики процесса художественного технического проектирования, результатов этого процесса –проектов(эскизов, макетов и других визуальных материалов ). А также осуществленных проектов-изделий, средовых объектов, полиграфической продукции. Применительно к учебному процессу в ВГУ им. П.М. Машерова под этим видом понимаем проектирование музейно-выставочных комплексов, интерьеров гражданских и общественных зданий. Результатом проектной деятельности является разработка научно-обоснованной концепции с привязкой к конкретному объекту- музею, музейной выставке, международной промышленной выставке, общественным зданиям, сооружениям, мемориалам, объектам рекламного характера. Стандартом установлены правила оформления проектной документации для этих объектов. Основная цель изучаемого курса – познакомить студентов с организацией и методикой проектирования выставок и крупных музеев, объектов социально-бытового назначения не только на территории Беларуси, но и в дальнем и близком зарубежье. Под этим углом зрения задачи дисциплины можно выделить в виде следующих тезисов:

-изучить современные факторы формообразования , влияющие на выставочный объект в широком значении этого слова как со стороны художника-проектировщика, так и эргономиста;

-рассмотреть основные способы проектирования ( модельно-макетные технологии, методы объемной макетоскопии в компьютерных программах 3 D MAX, и ряд других современных проектных технологий;

-развить у студентов умения разрабатывать и выполнять проектно-конструкторскую документацию, макеты в заданном масштабе и объеме объектов дизайна;

-познакомить студентов с современными компьютерными системами и технологиями разработки конструкторской документации.

.В процессе овладения теоретическими знаниями у студентов формируются практические умения определения функциональных, конструктивных, технологических и эстетических свойств и качеств объектов дизайна-интерьеров и экстерьеров гражданских и общественных зданий.

Опираясь на усвоенную систему знаний по черчению, проектированию, технологии, приобретенный учебно-производственный опыт, на практических занятиях по проектированию студенты учатся разрабатывать и выполнять основную проектно-конструкторскую документацию на объекты социально-бытового назначения-офисы, магазины, крупные торгово-промышленные выставки и т.д.

Изучение основных этапов развития художественно-конструкторской деятельности человека на длительном отрезке времени ( от каменного века до конца ХХ столетия) является стержневой проблемой. Для этого студент изучает теорию и методологию дизайна, что в свою очередь способствует развитию гибкого образного конструктивно-конструкторского мышления.

В итоге изучения данного курса студенты расширяют, углубляют и конкретизируют ранее усвоенные знания, в тоже время они обогащают свою память новыми понятиями и готовятся к проектной и исследовательской деятельности по созданию разнообразных моделей и объектов средового дизайна.

Полученные теоретические знания и практические умения по данному курсу студенты реализуют их в ходе выполнения учебных курсовых и дипломных работ. Все разделы дисциплины «Теория и методология дизайна» являются пропедевтикой и строго обязательным курсом на отделении «Дизайн». При составлении курса лекций, были учтены все последние достижения теоретической мысли и автор выражает особую признательность профессорам кафедры « теории и методологии дизайна» учреждения образования «Белорусская государственная академия искусств» и непосредственно ректору БГАИ М.Г. Борозне, автору учебного пособия «Теоретические основы дизайна» И.М. Коновалову, заведущей кафедрой дизайна БГАИ К. Стрикалевой и многим другим теоретикам и практикам отечественного дизайна. Особое внимание автор и составитель уделяет проблеме синергетики в методологии. Это вязано именно с тем, что впервые этот опыт описал и ввел в научный оборот Каган Моисей Самойлович, который родился 18 мая 1921 г. в г. Вклад М. С. Кагана в науку выразился в разработке в 70-80-е гг. системного подхода, а в 90-е гг. синергетического подхода к изучению культуры и их применение в сфере гуманитарного знания. В начале 70-х гг. это было сделано в эстетике и теории человеческой деятельности, в 80-е гг. в теории общения, в 90-е гг. в философии культуры, в философской антропологии, в теории ценности, в методологии изучения истории мировой культуры и ее применении в исследовании закономерностей развития культуры человечества и истории культуры Петербурга. Сам предмет достаточно полно изложен в монографии «Основы теории и методологии дизайна» доктора искусствоведения В.Ф. Рунге -одного из основоположников принципов и методов формообразования изделий оптико-механической промышленности и кандидата искусствоведения Сеньковского В.В. –профессора Европейского университета, академика РАЕН, академика Международной академии наук по природе и обществу. Мне пришлось обобщить труды Санкт-Петербургских теоретиков дизайна таких как И.А. Розенсон и составить данный курс на основе ее вводного курса «Основы теории и методологии дизайна» с учетом специфики нашего ВУЗа для специальности « Дизайн интерьеров и Дизайн предметно-пространственных комплексов» Цель преподавания дисциплины– познакомить студентов с организацией и методикой проектирования выставок и крупных музеев, объектов социально-бытового назначения не только на территории Беларуси, но и в дальнем и близком зарубежье. Задачи дисциплины: изучить современные факторы формообразования, влияющие на выставочный объект в широком значении этого слова, как со стороны художника-проектировщика, так и эргономиста.

Дизайн - один из самых молодых видов проектно-художественной деятельности Его история берет свое начало на рубеже XIX и XX веков, когда после триум­фального шествия по многим европейским странам про­мышленной революции были созданы все необходимые условия для зарождения и развития новой сферы худо­жественного формообразования массовых индустриаль­ных изделий. Причина дефицита отечествен­ной литературы по теории и методологии дизайна связана с недостатком отечественной литературы по методологии дизайна на Беларуси. Причем, острота проблемы возрастает в связи с открытием специальности "дизайн" во многих учебных заведениях республики Беларусь. Стремлением частично восполнить образовавшийся пробел вызвана подготовка автором и издание настояще­го модуля - это обобщение и систематизация существующего материала по теории и методологии дизайна, главным образом, по отечественным источникам, в области теории дизайна. Поэтому материал излагается в расчете на студента, достаточно подготовленного в области художественной терминологии истории искусств, архитектуры, эргономики и материаловедения. Материал излагается конспективно, с приведением многочисленного состава имен и дат. В конце модуля приводится список литературы, которой студент может воспользоваться при самостоятельном изучении материала. Модуль может быть использован также для обучения студентов средних учебных заведений, готовящих специалистов различных художе­ственных и архитектурных специальностей и, в частности, дизайнеров. Модуль представлен в двух разделах, каждый из которых имеет ряд самостоятельных подразделов. Специально в модуле при­водится краткий биографический материал по персона­лиям - наиболее известным личностям в области станов­ления и развития дизайна. Отдельно излагается матери­ал по истории отечественного дизайна. Учитывая специфику восприятия материала модуля обучающимися, он представляется в двух относительно автономных и приблизительно равновеликих ин­формационных частях - текстовой и иллюстративной, дополняющих, но не дублирующих друг друга. (Приложение в виде CD-ROM диска) В связи с вышеназванным курс является весьма актуальным. История дизайна связана с рядом чрезвычайно важных для дизайнерской деятельности проблем. В настоящее время большая часть дизайнеров-проектировщиков реализует свои замыслы с ее помощью. История дизайна остается одним из самых интересных предметов в развитии творческих навыков в обучении, повышение общего кругозора дизайнера.

Цель модуля.Подготовлен в соответствии с типовой учебной программой по курсу ««Теория и методология дизайна» для студентов отделения дизайн интерьеров и дизайна предметно-пространственной среды художественно-графического факультета. Излагаются онтологические основы формообразования в дизайне, история дизайна как феномен материальной культуры. Предназначен для студентов отделения дизайн интерьеров и дизайна предметно-пространственной среды художественно-графического факультета «Отделения дизайн интерьеров и дизайна предметно-пространственной среды» и всех интересующихся вопросами развития современного искусства и дизайна.

Задачи модуля.

.

1. Раскрытие роли и места методики и уровня содержательного анализа формообразующих факторов в процессе проектной разработки дизайн-концепции

2. Освоение теоретических и методологических знаний для выполнения проектов разнообразных изделий и интерьеров.

3. Развитие у студентов творческого подхода к методологи с точки зрения проектного анализа, законов диалектики материального мира и теории познания в частностию

Структура модуля.

Дидактический модуль -34 часа ««Теория и методология дизайна», состоит из 32 часа, из них: 16 часов - лекционных, 12 часов- практических занятий, 8 часов - самостоятельной работы. Студент, прошедший курс, должен:

Знать:

-Организацию информационного обеспечения процесса проектной разработки дизайн-концепции и типологический анализ предметных аналогов и прототипов по потребительской функции в условиях эксплуатации.

- Антропометрический, психофизиологический и эргономический анализ прототипов и функционально структурный анализ технологических и операционных циклов обслуживания объекта проектирования.

-Возможные пути поиска вариативного поиска объемно-пространственного и пластического решения базовых элементов и их функционально-конструктивных связей в объекте проектирования.

- Методы и средства художественно-графического представления материалов проектного решения.

Уметь:

-выделять основные этапы дизайн-деятельности.

-находить пути разрешения и устранения технических противоречий в процессе предпроектных исследований.

Владеть:

Владеть и определять по Оксфордскому словарю как по годам, и исторически складывалось современное понятие «дизайн»:

Междисциплинарные связи.

Курс ««Теория и методология дизайна» носит междисциплинарный характер. Тесная взаимо­связь Истории дизайна с теорией и методологией дизайна легко обнаруживается при сопоставлении их предметов. Предмет в общем виде можно определить как системный подход в формировании предметно-пространственной среды. Предмет ««Теория и методология дизайна» это методологические принципы организации проектного этапа и поиск методов эскизно-поискового макетирования и пластического моделирования основных формообразующих элементов системы в целом. Поиск цвето-графической разработка композиционной структуры проектируемой системы. Нахождение методик и технологий исполнения демонстрационных макетов.

Как область междисциплинарного научного знания, предлагаемый курс также интегрирует в себе знания целого ряда дисциплин, курсов: композиции, теории стилеобразования, эргономики, материаловедения и технологии в дизайне, цветоведения , архитектоники. философия и др., что позволяет рассматривать изучаемые понятия и явления с различных точек зрения.

Диагностика компетенций студента, прошедшего курс.

В процессе изучения курса ««Теория и методология дизайна» каж­дый студент формирует свою методологическую мини- картотеку и курс лекций по методологии дизайна, в состав которого входит:

• выполнение практических работ (дисциплинарные модули: 1, 2, 3, 4, 5, 6);

• выполнение заданий (ответы на вопросы или на тесты) для самоконтроля теоретических знаний по лекциям: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

• выполнение самостоятельных заданий для самоконтроля по практическим работам (дисциплинарные модули: 1, 2, 3, 4, 5, 6).

Итоговая оценка «конспекта лекций и практических заданий» будет основываться на уровнях, соот­ветствующих следующим количественным и качественным критериям:

А («отлично») — самый высокий уровень. Содержание такого «конспекта лекций и практических заданий» свидетельствует о владении в полной мере учебным материалом курса, больших приложенных усилиях и очевидном прогрес­се студента в продвижении по образовательному маршруту, наличии вы­сокого уровня самооценки и творческого отношения к обучению. В содер­жании и оформлении «», проявляются профессиональные качества дизайнера.

В («хорошо») — высокий уровень. «конспекта лекций и практических заданий» этого уровня демонст­рирует успешное продвижение студента по образовательному маршруту курса, но, в отличие от предыдущего, основан на репро­дуктивном методе, а также может быть недостаточно выражена ориги­нальность в содержании и отсутствовать творческий элемент.

С («удовлетворительно») - средний уровень. «конспекта лекций и практических заданий» демонст­рирует недостаточное владение студентом основным учебным материа­лом, ошибки в выполненных заданиях, отсутствие оригинальности и креа­тивности в выполнении заданий.

D («неудовлетворительно») - слабый уровень. В таком «конспекте лекций и практических заданий» представлены отрывочные знания и умения или вообще прослеживается неспособность творчески выполнить задания.

Краткий обзор содержания модуля «Теории и методологии дизайна».

Дидактический модуль состоит из вводного модуля, теоретической части (лекционный курс) и практической части (дисциплинарные модули).

Теоретическая часть

БЛОК 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Изучение способов технологической и эргономической корректировки формы на основе общего композиционно-образного принципа организации проектируемой системы, предметно-пространственной среды. Для этого студент изучает теорию и методологию дизайна, что в свою очередь способствует развитию гибкого образного конструктивно-конструкторского мышления.

Тема лекции

Лекция 1 (2 часа)

Цель лекции-

Задачи лекции.

-познакомить с литературой по теории и методологии дизайна в контексте современных требований к теоретическим моделям образования в сфере дизайна

-познакомить с последними достижениями отечественного дизайна в БГАИ. Минск. С работой кафедры дизайна интерьера академии, с теоретическими трудами белорусских ученых.

Наши рекомендации