Диагностика компетенций студента, прошедшего курс.
И.В. Горбунов
ТЕОРИЯ И
МЕТОДОЛОГИЯ
ДИЗАЙНА
Модуль
Курс
Семестр
СОДЕРЖАНИЕ
ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ …………………………………………………………
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА 1.Методология дизайн-проектирования средовых объектов. Системный подход в дизайне.
Лекция 1. Системный подход в дизайне.
1. Системный подход в дизайне. Сущность, основные понятия и структура системного подхода.
2. Системный дизайн как метод средообразования. Определение понятий «среда» и «средообразование».
Лекция 2. Основные фазы системного дизайна
1. Основные фазы системного дизайна. Дизайн-концепция.
2. Три иерархически зависимые концептуальные модели: концепция деятельности в целом (базовая), концепция идеального (прогностического) объекта и концепция конкретного (проектного) объекта. Центр дизайн-концепций - человек (его модель).
Лекция 3. Основные фазы системного дизайна
1. Основные фазы системного дизайна. Дизайн-программа. Типология программ.
2. Два вида дизайн-программы: дизайн-программа-1 (методический и тематический план работы дизайнера); дизайн-программа-2 (сложный комплексный объект).
Лекция 4. Основные фазы системного дизайна
1. Основные фазы системного дизайна. Дизайн-сценарий. Определение и типология дизайн-сценария.
2.Основные виды сценария: определяющий (тематический план работы дизайнера); постановочный (структура основных ситуаций сюжета «жизни» конкретного дизайн-объекта); тактический (порядок и характер действий по реализации дизайн-программы-2);стратегический (прогнозирует возможность самосовершенствования функциональной структуры дизайн – объекта).
Лекция 5. Аудиовизуальное единство характера среды.
1 Аудиовизуальное единство характера среды. Типология АВ-коммуникаций.
2 Исходные положения и задачи дизайна АВ-коммуникаций.
Лекция 6 .Дизайн фирменного стиля. Синтез искусств в дизайне среды.
1 Дизайн фирменного стиля. Носители, средства и функции фирменного стиля. Концепция, программа и сценарий фирменного стиля.
2Типология и специфика синтеза дизайна, архитектуры и изобразительных искусств.
Лекция 7. Дизайн архитектурной среды и ее морфология
1Дизайн архитектурной среды и ее морфология. Дизайн среды внутренних архитектурных пространств. Типология и композиционные особенности интерьерных пространств
2 Основные структурные элементы среды. Объект дизайна– целостное единство содержания и формы. Построение идеальной модели целостно-структурированного объекта (ЦСО).
Лекция 8. Методическая организация архитектурно-дизайнерского проектирования.
1. Основные этапы дизайн-проектирования среды. Предпроектный анализ в дизайн-проектировании среды.
2 Особенности композиционного формирования средовых структур. Эмоциональная организация среды. Колористика предметно-пространственной среды. Суперграфика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………
ГЛОССАРИЙ ……………………………………………………………………..
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ……………………………………………………….
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………………
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ I.
Системный подход в дизайне. Сущность, основные понятия и структура системного подхода. Системный дизайн как метод средообразования. Определение понятий «среда» и «средообразование». Основные фазы системного дизайна. Дизайн-концепция.
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 2.
Три иерархически зависимые концептуальные модели: концепция деятельности в целом (базовая), концепция идеального (прогностического) объекта и концепция конкретного (проектного) объекта. Центр дизайн-концепций - человек (его модель). Основные фазы системного дизайна. Дизайн-программа. Типология программ. Два вида дизайн-программы: дизайн-программа-1 методический и тематический план работы дизайнера); дизайн-программа-2 (сложный комплексный объект).
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 3.
Основные фазы системного дизайна. Дизайн-сценарий. Определение и типология дизайн-сценария. Основные виды сценария: определяющий (тематический план работы дизайнера); постановочный (структура основных ситуаций сюжета «жизни» конкретного дизайн-объекта); тактический (порядок и характер действий по реализации дизайн-программы-2);стратегический (прогнозирует возможность самосовершенствования функциональной структуры дизайн – объекта).
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 4.
Аудиовизуальное единство характера среды. Типология АВ-коммуникаций. Исходные положения и задачи дизайна АВ-коммуникаций. Дизайн фирменного стиля. Носители, средства и функции фирменного стиля. Концепция, программа и сценарий фирменного стиля. Типология и специфика синтеза дизайна, архитектуры и изобразительных искусств.
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 5.
Дизайн архитектурной среды и ее морфология. Дизайн среды внутренних архитектурных пространств. Типология и композиционные особенности интерьерных пространств. Основные структурные элементы среды. Объект дизайна– целостное единство содержания и формы. Построение идеальной модели целостно-структурированного объекта (ЦСО).
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 6
Основные этапы дизайн-проектирования среды. Предпроектный анализ в дизайн-проектировании среды. Особенности композиционного формирования средовых структур. Эмоциональная организация среды. Колористика предметно-пространственной среды. Суперграфика.
ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ
Курс «Теория и методология дизайна» – является составной частью единого комплекса учебных дисциплин при подготовке высококвалифицированных специалистов по дизайну предметно-пространственных комплексов и дизайну интерьеров. Сам термин «дизайн» сегодня употребляется (и устно, и в печати) практически всеми кругами нашего общества. Ввиду этого видимо стоит четко разграничить круг интересов и мнений в этом сложнейшем вопросе. Поэтому термин «дизайн» сегодня употребляется для характеристики процесса художественного технического проектирования, результатов этого процесса –проектов(эскизов, макетов и других визуальных материалов ). А также осуществленных проектов-изделий, средовых объектов, полиграфической продукции. Применительно к учебному процессу в ВГУ им. П.М. Машерова под этим видом понимаем проектирование музейно-выставочных комплексов, интерьеров гражданских и общественных зданий. Результатом проектной деятельности является разработка научно-обоснованной концепции с привязкой к конкретному объекту- музею, музейной выставке, международной промышленной выставке, общественным зданиям, сооружениям, мемориалам, объектам рекламного характера. Стандартом установлены правила оформления проектной документации для этих объектов. Основная цель изучаемого курса – познакомить студентов с организацией и методикой проектирования выставок и крупных музеев, объектов социально-бытового назначения не только на территории Беларуси, но и в дальнем и близком зарубежье. Под этим углом зрения задачи дисциплины можно выделить в виде следующих тезисов:
-изучить современные факторы формообразования , влияющие на выставочный объект в широком значении этого слова как со стороны художника-проектировщика, так и эргономиста;
-рассмотреть основные способы проектирования ( модельно-макетные технологии, методы объемной макетоскопии в компьютерных программах 3 D MAX, и ряд других современных проектных технологий;
-развить у студентов умения разрабатывать и выполнять проектно-конструкторскую документацию, макеты в заданном масштабе и объеме объектов дизайна;
-познакомить студентов с современными компьютерными системами и технологиями разработки конструкторской документации.
.В процессе овладения теоретическими знаниями у студентов формируются практические умения определения функциональных, конструктивных, технологических и эстетических свойств и качеств объектов дизайна-интерьеров и экстерьеров гражданских и общественных зданий.
Опираясь на усвоенную систему знаний по черчению, проектированию, технологии, приобретенный учебно-производственный опыт, на практических занятиях по проектированию студенты учатся разрабатывать и выполнять основную проектно-конструкторскую документацию на объекты социально-бытового назначения-офисы, магазины, крупные торгово-промышленные выставки и т.д.
Изучение основных этапов развития художественно-конструкторской деятельности человека на длительном отрезке времени ( от каменного века до конца ХХ столетия) является стержневой проблемой. Для этого студент изучает теорию и методологию дизайна, что в свою очередь способствует развитию гибкого образного конструктивно-конструкторского мышления.
В итоге изучения данного курса студенты расширяют, углубляют и конкретизируют ранее усвоенные знания, в тоже время они обогащают свою память новыми понятиями и готовятся к проектной и исследовательской деятельности по созданию разнообразных моделей и объектов средового дизайна.
Полученные теоретические знания и практические умения по данному курсу студенты реализуют их в ходе выполнения учебных курсовых и дипломных работ. Все разделы дисциплины «Теория и методология дизайна» являются пропедевтикой и строго обязательным курсом на отделении «Дизайн». При составлении курса лекций, были учтены все последние достижения теоретической мысли и автор выражает особую признательность профессорам кафедры « теории и методологии дизайна» учреждения образования «Белорусская государственная академия искусств» и непосредственно ректору БГАИ М.Г. Борозне, автору учебного пособия «Теоретические основы дизайна» И.М. Коновалову, заведущей кафедрой дизайна БГАИ К. Стрикалевой и многим другим теоретикам и практикам отечественного дизайна. Особое внимание автор и составитель уделяет проблеме синергетики в методологии. Это вязано именно с тем, что впервые этот опыт описал и ввел в научный оборот Каган Моисей Самойлович, который родился 18 мая 1921 г. в г. Вклад М. С. Кагана в науку выразился в разработке в 70-80-е гг. системного подхода, а в 90-е гг. синергетического подхода к изучению культуры и их применение в сфере гуманитарного знания. В начале 70-х гг. это было сделано в эстетике и теории человеческой деятельности, в 80-е гг. в теории общения, в 90-е гг. в философии культуры, в философской антропологии, в теории ценности, в методологии изучения истории мировой культуры и ее применении в исследовании закономерностей развития культуры человечества и истории культуры Петербурга. Сам предмет достаточно полно изложен в монографии «Основы теории и методологии дизайна» доктора искусствоведения В.Ф. Рунге -одного из основоположников принципов и методов формообразования изделий оптико-механической промышленности и кандидата искусствоведения Сеньковского В.В. –профессора Европейского университета, академика РАЕН, академика Международной академии наук по природе и обществу. Мне пришлось обобщить труды Санкт-Петербургских теоретиков дизайна таких как И.А. Розенсон и составить данный курс на основе ее вводного курса «Основы теории и методологии дизайна» с учетом специфики нашего ВУЗа для специальности « Дизайн интерьеров и Дизайн предметно-пространственных комплексов» Цель преподавания дисциплины– познакомить студентов с организацией и методикой проектирования выставок и крупных музеев, объектов социально-бытового назначения не только на территории Беларуси, но и в дальнем и близком зарубежье. Задачи дисциплины: изучить современные факторы формообразования, влияющие на выставочный объект в широком значении этого слова, как со стороны художника-проектировщика, так и эргономиста.
Дизайн - один из самых молодых видов проектно-художественной деятельности Его история берет свое начало на рубеже XIX и XX веков, когда после триумфального шествия по многим европейским странам промышленной революции были созданы все необходимые условия для зарождения и развития новой сферы художественного формообразования массовых индустриальных изделий. Причина дефицита отечественной литературы по теории и методологии дизайна связана с недостатком отечественной литературы по методологии дизайна на Беларуси. Причем, острота проблемы возрастает в связи с открытием специальности "дизайн" во многих учебных заведениях республики Беларусь. Стремлением частично восполнить образовавшийся пробел вызвана подготовка автором и издание настоящего модуля - это обобщение и систематизация существующего материала по теории и методологии дизайна, главным образом, по отечественным источникам, в области теории дизайна. Поэтому материал излагается в расчете на студента, достаточно подготовленного в области художественной терминологии истории искусств, архитектуры, эргономики и материаловедения. Материал излагается конспективно, с приведением многочисленного состава имен и дат. В конце модуля приводится список литературы, которой студент может воспользоваться при самостоятельном изучении материала. Модуль может быть использован также для обучения студентов средних учебных заведений, готовящих специалистов различных художественных и архитектурных специальностей и, в частности, дизайнеров. Модуль представлен в двух разделах, каждый из которых имеет ряд самостоятельных подразделов. Специально в модуле приводится краткий биографический материал по персоналиям - наиболее известным личностям в области становления и развития дизайна. Отдельно излагается материал по истории отечественного дизайна. Учитывая специфику восприятия материала модуля обучающимися, он представляется в двух относительно автономных и приблизительно равновеликих информационных частях - текстовой и иллюстративной, дополняющих, но не дублирующих друг друга. (Приложение в виде CD-ROM диска) В связи с вышеназванным курс является весьма актуальным. История дизайна связана с рядом чрезвычайно важных для дизайнерской деятельности проблем. В настоящее время большая часть дизайнеров-проектировщиков реализует свои замыслы с ее помощью. История дизайна остается одним из самых интересных предметов в развитии творческих навыков в обучении, повышение общего кругозора дизайнера.
Цель модуля.Подготовлен в соответствии с типовой учебной программой по курсу ««Теория и методология дизайна» для студентов отделения дизайн интерьеров и дизайна предметно-пространственной среды художественно-графического факультета. Излагаются онтологические основы формообразования в дизайне, история дизайна как феномен материальной культуры. Предназначен для студентов отделения дизайн интерьеров и дизайна предметно-пространственной среды художественно-графического факультета «Отделения дизайн интерьеров и дизайна предметно-пространственной среды» и всех интересующихся вопросами развития современного искусства и дизайна.
Задачи модуля.
.
1. Раскрытие роли и места методики и уровня содержательного анализа формообразующих факторов в процессе проектной разработки дизайн-концепции
2. Освоение теоретических и методологических знаний для выполнения проектов разнообразных изделий и интерьеров.
3. Развитие у студентов творческого подхода к методологи с точки зрения проектного анализа, законов диалектики материального мира и теории познания в частностию
Структура модуля.
Дидактический модуль -34 часа ««Теория и методология дизайна», состоит из 32 часа, из них: 16 часов - лекционных, 12 часов- практических занятий, 8 часов - самостоятельной работы. Студент, прошедший курс, должен:
Знать:
-Организацию информационного обеспечения процесса проектной разработки дизайн-концепции и типологический анализ предметных аналогов и прототипов по потребительской функции в условиях эксплуатации.
- Антропометрический, психофизиологический и эргономический анализ прототипов и функционально структурный анализ технологических и операционных циклов обслуживания объекта проектирования.
-Возможные пути поиска вариативного поиска объемно-пространственного и пластического решения базовых элементов и их функционально-конструктивных связей в объекте проектирования.
- Методы и средства художественно-графического представления материалов проектного решения.
Уметь:
-выделять основные этапы дизайн-деятельности.
-находить пути разрешения и устранения технических противоречий в процессе предпроектных исследований.
Владеть:
Владеть и определять по Оксфордскому словарю как по годам, и исторически складывалось современное понятие «дизайн»:
Междисциплинарные связи.
Курс ««Теория и методология дизайна» носит междисциплинарный характер. Тесная взаимосвязь Истории дизайна с теорией и методологией дизайна легко обнаруживается при сопоставлении их предметов. Предмет в общем виде можно определить как системный подход в формировании предметно-пространственной среды. Предмет ««Теория и методология дизайна» это методологические принципы организации проектного этапа и поиск методов эскизно-поискового макетирования и пластического моделирования основных формообразующих элементов системы в целом. Поиск цвето-графической разработка композиционной структуры проектируемой системы. Нахождение методик и технологий исполнения демонстрационных макетов.
Как область междисциплинарного научного знания, предлагаемый курс также интегрирует в себе знания целого ряда дисциплин, курсов: композиции, теории стилеобразования, эргономики, материаловедения и технологии в дизайне, цветоведения , архитектоники. философия и др., что позволяет рассматривать изучаемые понятия и явления с различных точек зрения.
Диагностика компетенций студента, прошедшего курс.
В процессе изучения курса ««Теория и методология дизайна» каждый студент формирует свою методологическую мини- картотеку и курс лекций по методологии дизайна, в состав которого входит:
• выполнение практических работ (дисциплинарные модули: 1, 2, 3, 4, 5, 6);
• выполнение заданий (ответы на вопросы или на тесты) для самоконтроля теоретических знаний по лекциям: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
• выполнение самостоятельных заданий для самоконтроля по практическим работам (дисциплинарные модули: 1, 2, 3, 4, 5, 6).
Итоговая оценка «конспекта лекций и практических заданий» будет основываться на уровнях, соответствующих следующим количественным и качественным критериям:
А («отлично») — самый высокий уровень. Содержание такого «конспекта лекций и практических заданий» свидетельствует о владении в полной мере учебным материалом курса, больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе студента в продвижении по образовательному маршруту, наличии высокого уровня самооценки и творческого отношения к обучению. В содержании и оформлении «», проявляются профессиональные качества дизайнера.
В («хорошо») — высокий уровень. «конспекта лекций и практических заданий» этого уровня демонстрирует успешное продвижение студента по образовательному маршруту курса, но, в отличие от предыдущего, основан на репродуктивном методе, а также может быть недостаточно выражена оригинальность в содержании и отсутствовать творческий элемент.
С («удовлетворительно») - средний уровень. «конспекта лекций и практических заданий» демонстрирует недостаточное владение студентом основным учебным материалом, ошибки в выполненных заданиях, отсутствие оригинальности и креативности в выполнении заданий.
D («неудовлетворительно») - слабый уровень. В таком «конспекте лекций и практических заданий» представлены отрывочные знания и умения или вообще прослеживается неспособность творчески выполнить задания.
Краткий обзор содержания модуля «Теории и методологии дизайна».
Дидактический модуль состоит из вводного модуля, теоретической части (лекционный курс) и практической части (дисциплинарные модули).
Теоретическая часть
БЛОК 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Изучение способов технологической и эргономической корректировки формы на основе общего композиционно-образного принципа организации проектируемой системы, предметно-пространственной среды. Для этого студент изучает теорию и методологию дизайна, что в свою очередь способствует развитию гибкого образного конструктивно-конструкторского мышления.
Тема лекции
Лекция 1 (2 часа)
Цель лекции-
Задачи лекции.
-познакомить с литературой по теории и методологии дизайна в контексте современных требований к теоретическим моделям образования в сфере дизайна
-познакомить с последними достижениями отечественного дизайна в БГАИ. Минск. С работой кафедры дизайна интерьера академии, с теоретическими трудами белорусских ученых.