Социализация (обмен мнениями)

Проектирование современного урока

Рожкова Анна Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 33 города Смоленска

Воспитывать – значит возвышать ум и характер,

Значит вести к вершинам.

Андре Моруа

Великая цель образования – это не знания, а

Действия.

Гербер Спенсер

Искренне верю, что учителя бывают родными, школы – любимыми, слёзы на выпускных вечерах – настоящими, благодарность – искренней; уроки такими, на которые идут с удовольствием, на которых понятно и интересно, а дети чувствуют себя спокойно и комфортно. "Смертельный грех учителя – быть скучным", – сказал И.Ф. Гербарт. Я стараюсь сделать каждое своё занятие незабываемым для ученика. Когда в школьнике гаснет искра успеха, он перестаёт интересоваться предметом. Моя задача – поддерживать огонь в душе ребёнка и зажигать новые таланты.

Образовательная (предметная) область «Филология» («Языки и литература») занимает в настоящее время одно из ведущих мест в федеральном государственном образовательном стандарте основного и среднего (полного) образования.

Методы преподавания русского языка и литературы, используемые мною, в полной мере ориентированы на речевое развитие учащихся, развитие их творческих способностей, на самостоятельную деятельность школьников по приобретению и использованию знаний, на сотворчество ученика и учителя.

Особую значимость приобретает контекстно-деятельностный подход, который обеспечивает:

· формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

· проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

· активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

· построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Сущность контекстно-деятельностного подхода:

1. Конечной целью обучения является формирование способа деятельности и решение ситуации социально-контекстного характера.

2. Способ деятельности может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью.

3. Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью.

Учебная деятельность − это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных и метапредметных знаний, умений и навыков), - с другой – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии,обеспечивающих самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.

Таким образом, контекстно-деятельностный подход в системе школьного образования реализует идею формирования внутреннего контекста и составляет методологическую основу урока. В свете требований ФГОС к уроку и особенностей контекстно-деятельностного подхода выделяю следующие этапы учебного занятия: организационный, содержательно-ситуативный, мотивационно-целевой, учебно-деятельностный, аналитический, оценочный, рефлексивный. Т.е. учебное занятие выстраиваю по следующей дидактической структуре:

  Ситуация социально-контестного характера

Цель

Учебная задача

Проектирование учебной деятельности

  Учебная деятельность

Решение ситуаций

Оценка качества выполнения учебной задачи

Подобная структура учебного занятия способствует значительному обновлению урока, а именно:

• Формулировка и решение на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД.

• Комплексный подход к планированию результатов урока.

• Обновление форм организации учебных занятий.

• Смещение приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные, индивидуальные.

• Выбор в качестве ведущих деятельностного, исследовательского, проблемно-поискового методов обучения.

• Систематическое использование технологий.

Таким образом, урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.

Хороший урок отличает плановость, четкость построения.

Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников.

Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.

Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.

Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.

Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.

Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла. Завершенность — одно из требований к хорошему уроку.

Критерии оценки качества урока:

1. Чёткость целеполагания и мотивация обучающихся к учебной деятельности.

2. Соответствие типа, формы и содержания урока поставленным целям

3. Оптимальность структуры урока.

4. Разнообразие форм учебной деятельности.

5. Адекватность выбранных форм, методов и приёмов.

6. Особенность дидактического оснащения урока.

7. Направленность заданий на развитие УУД.

8. Разнообразие форм контроля результатов обучения.

9. Оценка результата совместной деятельности учителя и учеников.

10. Деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке.

Рассмотрим возможности применения контекстно-деятельного подхода на примере урока развития речи в 10 классе. Представлен опыт организации предметной образовательной среды, обеспечивающей учебно-социальную практику подготовки к ЕГЭ обучающихся при взаимодействии участников образовательного процесса и приобретения ими позитивного социального опыта.

Перед учащимися поставлено практическое задание социально-контекстного характера, основанное на жизненных примерах и тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся; неизвестное, которое нужно открыть, востребовано личностью одиннадцатиклассника на данном этапе жизнедеятельности. Решение учебной ситуации вызывает у учащихся потребность в усваиваемом знании.

«Когда тайное становится явным»

/в поисках потерянного смысла/

1) Тип урока: урок развития речи (подготовка к написанию сочинения в форме ЕГЭ)

2) Класс: 10

3) Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска

4) Цели урока:

1. Подготовить обучающихся к написанию сочинения в форме ЕГЭ.

2. Совершенствовать умение формулировать проблему и выявлять позицию автора.

3. Развивать речь и мышление обучающихся.

4. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, свою жизнь, за все, что происходит вокруг.

6) Задачи урока:

1. Показать, что проблема текста не всегда лежит на поверхности, часто она скрыта, её надо почувствовать, понять и осмыслить, пропустив текст "через себя".

2. Убедить обучающихся, что только всесторонний и глубокий анализ прочитанного позволит не ошибиться в постановке проблемы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей урока - использование приема "Знаю - хочу узнать - узнал"

III. Работа с миниатюрой Ю.Бондарева «Радуга»

1. Вызов /индуктор/. Должен быть эмоциональным, личностно-значимым.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «радуга»? (Слайд № 2) Запишите.

- По названию предположите, о чем будет текст. Запишите одним предложением.

Социализация (обмен мнениями)

2. Краткая справка о Ю.Бондареве (слайд № 3). Необходима, чтобы сориентировать учащихся во времени, когда происходят описываемые события.

- Посмотри, ты когда – нибудь видел такую радугу? Как – то даже страшно … в августе...

- Какое слово вас насторожило? Почему?

- Как вы думаете, почему страшно? Запишите.

Некоторые ответы учащихся:

Смазнова А. : "Страшно, потому что, если есть что-то необыкновенно-радостное, может быть ужасно плохое в дальнейшем"

Мельник А.: "Возможно, действие происходит во время войны, и радуга, как символ радости и веселья, пугает".

Бачурина А.: "Человек, глядя на радугу, может испытывать чувство страха потому, что это прекрасное неземное явление может исчезнуть в любой момент".

Киреенко В.:"Радуга пугает нас своим величием, показывает всю силу и красоту природы".

4.Давайте посмотрим, может, отгадка таится где-то дальше. Чтение абзацев 2, 3, 4 (слайд № 5, 6)

Над садом в низком небе, как будто набухшем грязным гноем, крутым изгибом стояла радуга, упираясь наискосок одним концом в верхушки близкого леса, затемненного тучами, другим скрываясь за крышей гаража в дачном посёлке. Дождь прошёл с утробным отдалённым громом, всё блестело - в саду не ярко, не омыто, но как-то мутно блестело - трава, листва, стволы берёз, а вода в переполненной бочке не отражала голубое небо, какое бывает после освежающей грозы, только под каким-то скошенным боковым светом яркой жестяной краснотой выделялись яблоки в мокрой листве.

Радуга была неестественно широкой, и на фоне гнилого неба я различал её несколько цветов: фиолетово-лиловый, зелёный, желтоватый, розовато-бледный - оттенки, которые постепенно рассасывались, тускнели, втягивались в себя больным небом - и вскоре поглотились словно бы огромной сплошной раной, покрытой перепревшими от гноя и крови бинтами.

Я стоял, смотрел туда, где только что растаяла радуга в предгибельно чёрно-сером пространстве, котрое трудно было назвать небом.

- Подтвердились ли ваши ожидания? Что было неожиданным?

- Что вы почувствовали, прочитав этот фрагмент текста? Какие ощущения у вас возникли?

/ очень важно не только осмыслить текст, но и прочувствовать его, разбудить не только мысли, но и эмоции/

- Составление кластера (слайд № 7): выпишите образные средства, с помощью которых автор изображает пейзаж.

/> утробный гром

больное небо

  пейзаж

мутно блестело

гнилое небо

огромная сплошная рана

- Можем ли мы объяснить, почему такое описание, с чем это может быть связано? Запишите.

Социализация

Некоторые ответы учащихся

Ходжаев М. : "Действие происходит во время войны, и эта картина описывает чувства автора".

Бачурина А.: "Возможно, такое описание - внутреннее состояние человека, угнетение его души, поэтому автор видит всё в отрицательном свете".

Макшеев А. : "Автор представляет в виде радуги душу другого человека, которая по идее должна быть, но на самом деле её нет".

Цель этого этапа: «погрузиться в текст», осмыслить прочитанное, с помощью кластера выявить ключевые понятия.

5.Чтение 5 абзаца (слайд № 8)

И я вспомнил другие грозы с игривой пушечной пальбой в поднебесье, с блеском грозно-весёлых молний, с эховым громом над крышами, с клубящимися палевыми тучами, с буйным плеском июльского ливня в саду, с шумом виливающейся воды из переполненной бочки под окном, с радостной, нежной в своей чистоте радугой за садом, лёгким венцом плывущей в освежённом благостным озоном воздухе, когда ещё вдали погромыхивает, лениво переливается гром, когда ещё отдельные крупные капли устало и тяжело падают с крыши в синие лужи. во вздрагивающие лопухи возле крыльца. Но это было когда-то давно.

- Какой здесь мы видим радугу? Как изменился пейзаж? Составление кластера (слайд № 9).

грозно-веселые молнии

  пейзаж
палевые тучи игривая пушечная пальба

гром лениво переливается

радостная нежная радуга

– Рассмотрите внимательно кластеры и подумайте, как соотносятся эти фрагменты текста? Какой литературный приём лежит в основе текста? (слайд № 10)

- Как вы думаете, какую мысль хочет выразить Ю.Бондарев этим противопоставлением?

- Интересно узнать, каков финал текста?

6.Чтение последнего абзаца (слайд № 11)

Я знаю: мир болен неизлечимо, и явные признаки его болезни мучительны для нашего поколения, которое видело этот мир ещё здоровым, молодым в своей неиспорченности и красоте.

- Правы ли мы были в своих первоначальных предположениях? В чём мы были неправы?

Вывод: нельзя определять проблему, основываясь на названии и опираясь на первоначальное впечатление – оно может быть обманчивым. Только всесторонний и глубокий анализ прочитанного позволит не ошибиться в постановке проблемы.

- Какую проблему поднимает автор, о чём заставляет задуматься?

- Какова позиция автора? (слайд № 12)

Социализация

Некоторые ответы учащихся:

Мельник А. : "В тексте поднимается проблема единства и взаимосвязи мира и человека. Неестественность в явлениях природы - отражение неестественного поведения или мыслей человека. Чтобы мир снова стал прежним, человеку нужно вернуться к природному началу и уметь видеть в окружающем мире отражение своих мыслей и чувств".

Чудинова О.: "Основная проблема текста - нравственная и духовная деградация общества, изменение ценностей. Автор говорит о том, что общество, которое он видит сейчас, кардинально изменилось: "Мир болен неизлечимо, и явные признаки его болезни мучительны для нашего поколения". Этими словами он показывает, что мир уже не станет прежним, его не излечить, а вместе с миром страдают и те, кто видел мир "неиспорченным".

Боровикова П. : "В данном тексте автор затрагивает проблему изменения мира в худшую сторону. И даже явление, которое должно делать людей счастливее и радостнее, теперь ужасает, пугает человека, напоминает о том, что было раньше и как стало теперь. Автор заставляет задуматься о том будущем, которое нас ожидает, и о том светлом прошлом, которое никогда не вернуть".

6. Согласны ли вы с позицией автора? Обоснуйте свою точку зрения.

Социализация

Некоторые ответы учащихся:

Галанова Е. : "Я полностью разделяю мнение Ю.Бондарева. Многие качества души, которые были присущи предшествующим поколениеям, заменились на новые или полностью были вытеснены непониманием человека человеком, жестокостью, эгоизмом, стремлением добиться своей цели во что бы то ни стало, невзирая на других".

Боровикова П. : "Я не согласна с мнением автора. Сейчас в мире много прекрасного. Человек способен изменить мир не только в худшую сторону, если он того захочет. Всё в наших руках"

Наши рекомендации