Исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в.
Композиционное построение образа глубоко символично – оно подчеркивает триипостасность Божества и Его Светолепие.
ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ (ПАНТОКРАТОР).
Пантократор – Вседержитель (греч. παντα- все и κρατος- сильный).
Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение Спасителя в полный рост или по пояс с благословляющей десницей и Евангелием или свитком в левой руке.
Спаситель облачен в традиционные одежды периода Его земной жизни: хитон и гиматий. Хитон Спасителя имеет цвет рубинового багрянца, а гиматий – сапфиро-изумрудного цвета. Красный и синий цвета риз символизируют земную человеческую, и небесную Божественную природы Спасителя. Раскрытая Книга, Евангелие обязательно содержит цитату из Священного Писания. Слова эти раскрывают богословский замысел и содержание данного образа.
Основное богословское значение этого иконографического типа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к Которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Христа Пантократора отводилось большое место не только на переносных иконах, но и на стенописи в храме. Особенно часто встречаются фрески или мозаики с изображением Спаса-Вседержителя в центральной купольной части храма.
ПРИМЕР ИССЛЕДОВАНИЯ ИКОНОГРАФИИ СПАСА-ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ.
Византия. Х1У в.
1. пропорции средника 5:8 /золотое сечение/.
2. h главы = 1/4 Д /диагонали комп./
3. центр нимба находится на пересечении вертикальной оси симметрии с горизонталью, которая строится дугой с радиусом = высоте композиции /черный пунктир/.
4. R нимба = 1/5 H иконы.
5. h лика = золотому сечению /малому горизонтальному/.
6. Образ строго симметричен – относительно вертикальной оси.
7. Глава Спаса расположена между вертикальными третями, она покоится на верхней горизонтальной линии ЗС.
8. Лик Спаса находится между вертикальными линиями ЗС.
9. положение рук Спаса определяется вертикалями ЗС, а края рукавов строятся вертикалями-четвертями.
10. поясная и локтевая линии лежат на уровне, равном 1/8 Н композиции.
11. абрис Евангелия строят линии вертикали-четверти и горизонтали-ЗС.
12.
|
СПАС В СИЛАХ.
Икона «Спас в силах» являет собой образ Христа Спасителя в полноте Славы, как Владыку всего видимого и невидимого мира, каким Он явится в конце времен, в Славное Свое Второе Пришествие, чтобы судить мир. Этот образ напоминает нам о грядущем Страшном Суде и о преображении всей вселенной.
Икона «Спас в силах» является центральным изображением в иконостасе. Ее можно уподобить богословскому трактату в красках. Христос изображен в златовидных оранжевых одеждах с ассистом, символизирующим сияние Нетварного Божественного Света. Правая рука – в благословляющем перстосложении; в левой – Книга Жизни, книга Откровения.
Раскрытая Книга являет слова из Евангелия. Господь предупреждал, что «слово, которое Я говорил, оно будет судить в последний день». Книга закрытая – книга за семью печатями: «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями».
Спаситель изображен на Престоле на фоне красного ромба,который символизирует мир невидимый (Это стихия Божественного Огня -ред.). Этот ромб помещен на синий овал, которыйсимволизирует мир духовный, сферы бесплотных сил (темно-синий цвет есть образ т.н. «Божественного мрака», непостижимости Бога -ред.). Синий овал помещен на красный вытянутый квадрат с вытянутыми концами,т.н. тетраморф – символ земли.В четырех углах тетраморфа – символы евангелистов. Это означаетпроповедь Благой Вести во все концы света: Орел – символ Божественности – символ Евангелиста Иоанна,
Лев – символ Царственности – символ Ев.Марка,
Телец – символ Первосвященства – символ Ев.Луки,
Ангел – символ Посланничества – символ Ев.Матфея.
В основу этой иконографии положены тексты Священного Писания: видения пророков Иезекииля и Исайи, Откровение Иоанна Богослова, где есть описание Сидящего на Престоле и бесплотных сил. Приведем описание видения пророку Иезекиилю (Иез., 1глава):
«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из середины огня; а из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их – как ступни ног у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие). И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них, и крылья у них – у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех четырех; а с левой стороны – лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасалось одно к другому, а два покрывали тела их… И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила от огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния... и смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их – как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе… А ободья их – высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах. Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их. А под сводом простирались крылья их прямо от одного к другому… А над сводом…было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом».
|
И средника 7:10.
Нглавы=1/7 Нкомп.
Rглавы/Rнимба=БСеч
Фигура СП смещена
вправо от оси композиции
Овал мандорлы строится
на 2кругах–по третям и по
БСеч./зеленый,красный/
Ромб строится строго по
Осям симметрии.
|
:
Rглавы/Rнимба=БСеч
*Фигура СП смещена
вправо от оси композиции
*
*Овал мандорлы строится
на 2кругах–по третям и по
по
Осям.
Композиция иконы Спас в Силах глубоко символична.
Построение основано на третях – символе Троичности Бога,
на четвертях – символе Креста и ЧетвероЕвангелия,
по золотому (Божественному) сечению,
как бы подчеркивающему Божественность Иисуса Христа.
Также
композиция строится на многочисленных кругах –
символах сфер вечного Бытия
Божества
***
.
Задание. Разобрать композицию образа Спас в силах на примере шедевров разных иконописных школ.
Глава 6