Восприятие и ценности личности
Восприятие – процесс и результат преобразования, чувственного опыта человека в образы своего окружения.
Свойства восприятия
- ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ – (основное свойство) – это непроизвольный отбор внешней информации на основе прошлого опыта и интересов.
- СТЕРИАТИПИЗАЦИЯ – означает устойчивую тенденцию изучить о человеке по группе к которой он принадлежит.
- АТРИБУЦИЯ – это сужение о причинах поведения других людей. Атрибуция относит причины поведения людей к потенциалу их личности.
- ПРОЦЕССИЯ –непроизвольное приписывание человеку черт и характеристик, которые ему не присущи.
- «ГАЛЛО-ЭФФЕКТ» - свойство восприятия, приводящее к тому, что о субъекте судят по одному из его характерных качеств.
Личностные ценности – это базовые принципы и убеждения и верования человека, касающиеся предпочитаемых целей, способов поведения и понимания окружающей среды. Это сознательные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни. Ценностью можно называть то, что обладает особой важностью для человека –то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей.
6 типов по Олпорту:
Теоретический тип
Данный тип личности основным смыслом жизни считает постижение истины или ее поиск. В жизни он обычно выбирает фундаментальные науки. Его ум способен охватить большое количество разнообразных разрозненных фактов, выстраивать стройные схемы, разрабатывать новые теории, раскрывать взаимосвязи явлений в жизни. К жизни он подходит очень рационально и критически.
Экономический тип
Превыше всего в жизни этот человек ценит то, что приносит выгоду и прибыль. И можно сказать, что это стиль преуспевающего бизнесмена.
Сфера его интересов — только то, что входит в понимание того, как делать деньги. Знакомства — только те, которые помогают в этом, знания и информация — только те, которые позволяют их увеличивать. Деньги — вот главная ценность жизни этого человека. Ради этого он готов на многое. Как считает Г. Олпорт, многие достижения в области техники и технологии явились результатом научных потребностей людей экономического типа.
Эстетический тип
Коротко можно сказать: это человек-эстет, т. е. тот, кто ценит в жизни все возвышенное и прекрасное. Ему более важна форма, чем содержание. Большинство таких людей нарцисстического типа, т. е. они влюблены в себя и наслаждаются влюбленностью. Г. Олпорт пишет, что они не обязательно могут стать художниками, дизайнерами или выбрать профессию в сфере искусства, но при выборе любой профессии у них остается постоянный интерес к эстетической стороне жизни. Эти люди полностью согласны с утверждением: «Красота спасет мир».
Социальный тип
Люди социального типа считают, что самое главное в жизни — это любовь окружающих людей и что человеческие отношения должны строиться только на любви. Они живут как бы по христианской заповеди: «Возлюби ближнего, как самого себя». Поэтому они тесно связаны с религиозными ценностями, но не фанатичны. Все другие взаимоотношения, существующие между людьми, например экономические, для них просто не существуют.
Политический тип
Политический тип характеризуется жаждой власти, славы, известности, влияния. И свою профессию люди такого типа выбирают так, чтобы все эти ценности можно было реализовать если не с помощью политической карьеры, то в любой другой сфере, где это возможно. Поэтому они могут выбрать не только политическую карьеру, но и другие профессии, приносящие власть и влияние.
Религиозный тип
Люди этого типа понимают ценности однозначно и ясно. Главной целью такой личности является служение Богу или высшему идеалу, в зависимости от того, где эти люди живут и как понимают религиозные идеи. Но каждый религиозный тип понимает служение Богу по-своему. Одни становятся отшельниками, другие — скитальцами, третьи — монахами, четвертые — служителями церкви, пятые занимают высшие религиозные посты и т. д. Проявления этого типа могут быть так же разнообразны, как и проявления других типов.
Как уже было сказано, в каждом из нас присутствует несколько типов, но один или два являются преобладающими. Так, если в человеке преобладают религиозные и политические ценностные ориентации, то налицо религиозный деятель, занимающий руководящие посты. Если у эстетического типа также есть сильная политическая ориентация, то мы получаем руководителей творческих организаций и других видных деятелей культуры.