Развитие представлений о сознании. Поток сознания и его характеристики (У. Джемс).
Теория потока сознания Джемса - это альтернатива вундтовской (перцепция-апперцепция) модели строения сознания. Он уподобляет сознание не труппе актеров, и лучу света-внимания, выхватывающему нескольких из них, а всей сцене, на которую актеры приходят и с которой уходят, которая не может пустовать. По Джемсу сознание непрерывно меняет свои состояния, то есть образы сменяют друг друга постоянно и повторение предыдущего образа невозможно, так же, как невозможно дважды войти в одну и ту же воду в реке.
Джемс также указывал, на несовершенство метода интроспекции, так как он позволяет исследовать только определенные статичные его составляющие, то есть как бы флажки на дороге, а не саму дорогу, которую можно описать промежутком между состояниями сознания, т.к. эти мысли-связки минуют сознание
Им были выделены черты сознания:
· каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания;
· изменчиво
· непрерывно
· селективно
Этой теории потока в последствие начали придерживаться гештальтисты.
Ожидаемые вопросы:
· Специфика интроспекции Джемса (расчленение на элементарные ощущения, отказ от использования внешних терминов при описании ощущений)
· Что такое ошибка стимула? (описание стимула, а не ощущения)
№ 8 Метод интроспекции и самонаблюдение. Возможности и ограничения метода интроспекции. Проблема объективности метода исследования.
Метод интроспекции был придуман, отталкиваясь от локковской рефлексии. Использовался последователями психологии сознания, однако показал себя несостоятельным из-за ряда особенностей. Метод интроспекции хоть и давал возможность выявить факты сознания и проследить в малом количестве причинные связи, но был абсолютно субъективен и бесполезен для развития психологии как науки. Огромную критику вызывала эта далекость психологии сознания от общепринятого в других науках, типа физики, объективного экспериментального метода. За это интроспекционистов не любили, а психологию отказывались считать серьезной наукой.
Плюсы интроспекции:
· непосредственная данность фактов сознания,
· закрытость от внешнего наблюдения,
· чистые факты сознания – усмотрение каузальных связей, при самых строгих условиях предъявления
Минусы интроспекции:
· Удвоение сознания
· Опытные испытуемые + специальное обучение
· Недоступность несловесного опыта
· Ошибка стимула
· Невозможность повторить результаты исследований
Метод самонаблюдения отличается от интроспекции следующим:
- кадры не требуют подготовки,
- дается задание описать что-то доступным им простым языком, и это описание потом подвергается анализу специалистов.
- целью исследования становится не вычленение элементарных ощущений, а непосредственно постижение фактов сознания
Ожидаемые вопросы:
- интроспекция Вундта и Джемса: в чем разница?
- чем вызвана ошибка стимула?
- почему синтетический подход несостоятелен?
Основные понятия и методы классического бихевиоризма (Дж. Уотсон). Классическое обусловливание.
Психология поведения — бихевиоризм заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии. Психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Направление получило название “бихевиоризм” (от англ. behaviour—поведение). Публикация Дж. Уотсона “Психология с точки зрения бихевиориста” относится к 1913 г., этим годом и датируется начало новой эпохи в психологии. Психология сознания занималась проблемами, никому не нужными и не интересными, кроме самих психологов. Еще одно основание: Уотсон считал, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и должна ввести научный объективный метод. Предметом психологии становится поведение. Поведение – любая двигательная активность субъекта. Уотсон говорит, что причина явления - внешнее воздействие, которое его вызвало. Нет ни одного действия человека, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента. Для обозначения последнего он использует понятие стимула и предлагает следующую знаменитую формулу: S—R (стимул — реакция). Значит поведение – это система реакций. Затем он делает следующий шаг: объявляет отношение S —R единицей поведения и ставит перед психологией следующие ближайшие задачи:
— выявить и описать типы реакций;
— исследовать процесс их образования;
— изучить законы их комбинаций, т. е. образования сложного поведения.
Требование объективности метода исследования (наблюдаемость показателей, повторяемость результатов, независимость от исследователя)
Поведение — новый предмет психологии St => R
Стимул — внешнее, измеряемое воздействие
Задачи науки: от стимула к реакции и от реакции к стимулу, врожденные и приобретенные реакции, эксперименты над детьми (проблемный ящик Торндайка, экспериментальный лабиринт)
Поток сознания заменяется потоком активности
Поведение – то, что доступно объективно
законы, управляющие поведением, управление поведением, объяснение поведения, прогнозирование, накопление массива наблюдений
Мышление – вид поведения, редуцированная речь
Сознание возникает тогда, когда рефлексы и инстинкты не в состоянии сохранить организм
S(внешнее воздействие) – R(мышцы или железы)
Врожденные и приобретенные реакции (обуславливание)
бихевиоральная терапия – снятие негативной реакции на стимул
1) прочность условной реакции зависит от интенсивности подкрепления и кол-ва сочетаний
2) генерализация (одинаковая реакция на похожие стимулы), а затем дифференциация (реакция на определенный стимул)
3) при отсутствии подкрепления сначала угасание, затем возможно спонтанное восстановление
Интегрирование – один стимул – несколько реакций
Эдвард Торндайк – «Проблемная клетка»: Голодная кошка в клетке. Еда за пределами клетки. Рычаг для открытия клетки замаскирован в полу: постепенное снижение активности в направлении рычага. Кошка научается открывать клетку. Теория «проб и ошибок» - случайное движение и закрепление удачных попыток.
Подкрепляется респондентное поведение
№ 10 Необихевиоризм: понятие промежуточной переменной, целенаправленность и целостность поведения (Э. Толмен).Изменение принципа объективности: «объективно то, что необходимо для объяснения»
Поведение не сводится к выработке двигательных навыков
у 1 первой группы испытуемых нет стимула. Во второй экспериментальной ситуации на выходе стимул и 1 группа имела опыт пребывания в лабиринте. А 2 группа была новичком. По размышлению бихевиористов обе группе должны были прийти одновременно. Одинаковый стимул, одинаковая реакция. 1 группа пришла быстрее. Когнитивные карты
St => V => R, V — промежуточная переменная. Можно описывать сложные формы поведения. Когнитивные карты, гипотезы, цели, викарные пробы.
Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. В 30-е годы 20 века Толмен ставит эксперимент, цель которого выяснить, от чего зависит реальное поведение субъекта. В качестве главной задачи испытуемые животные в опытах Толмена должны были найти выход из лабиринта. В первой экспериментальной ситуации у 1 первой группы испытуемых нет стимула. Во второй экспериментальной ситуации на выходе был стимул и первая группа имела опыт пребывания в лабиринте. А вторая группа была новичком. По размышлению бихевиористов обе группе должны были прийти одновременно. Одинаковый стимул, одинаковая реакция. Но первая группа пришла быстрее. И Толмен приходит к выводу, что крысы воспользовались ККМ (Когнитивной Картой Местности). Здесь Толмен уточняет понятие объективного факта. Объективный факт не только то, что можно наблюдать со стороны, но и то, без чего невозможно объяснить поведение субъекта. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или “промежуточные переменные” (V), в результате чего схема приобрела вид: S—V—R. Под “промежуточными переменными” Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредствуют действие стимула, т. е. влияют на внешнее поведение. К ним он отнес такие образования, как “цели”, “намерения”, “гипотезы”, “познавательные карты” (образы ситуаций) и т. п. Хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как “конструкты”, о которых следует судить исключительно по свойствам поведения. Он проводит третью экспериментальную ситуацию, чтобы выявить наличие ККМ. Лабиринт заливают водой, чтобы смыть метки предыдущей группы. Результат, что в предыдущей ситуации. Значит, ККМ объективно должна существовать. Появление необихевиоризма. Предмет и метод те же, но изменяется представление о единице поведения. V – совокупность промежуточных переменных, черный ящик. Но его содержание не является предметом изучения.
5 главных типов экспериментов:
- латентное научение,
- викарные (замещающие) пробы и ошибки,
- эксперименты на поиски стимула,
- эксперименты с гипотезами,
- эксперименты на пространственную ориентацию.