Работать — значит быть рабом

Поиск ответов на вопрос «что и как делать», каким наиболее
приемлемым для человека, с точки зрения его личных интересов,
может быть «смысл жизни», мы начнем из далекого прошлого чело-
вечества.

Более трех тысяч лет назад древние евреи отредактировали и
включили в свод своей религиозной литературы прекрасный
памятник человеческой культуры. Это был миф о сотворении мира и
человека, о первом времени существования человечества, известный
под символическим названием «Бытие». Не только евреи были его
авторами. Некоторые части и эпизоды, особенно первые главы,
имеют прототипы в более древних текстах, восходящих к шумерской
цивилизации шеститысячелетней древности.

В мифологии различных народов существуют аналогичные
повести о создании мира и о страшных наказаниях человечества за
различные провинности перед богами. Но только в «Бытии» сотво-
ренный Богом первочеловек подвергается изощренному наказанию
рабством. Тысячи лет смысл этого эпизода воспринимался непосред-
ственно, в прямом соответствии со смыслом составляющих его слов.
Разногласия касались лишь оценки достоверности рассказа. Одни

Глава 1 Что человеку нужно и как этого достигнуть 16

считали его сказочным иносказанием о первых этапах развития чело-
вечества, другими он воспринимался как документальный отчет о
реальной жизни перволюдей. Но это — поверхностное восприятие
иносказательного текста. Сегодня Третья глава древнего «Бытия»
наполняется более глубоким смыслом, который может быть уловлен
только с точки зрения потенциальных сверхвозможностей человека.

Нас, современных людей, не может не заинтриговать сюжет о
рабстве. Ведь приговор, вынесенный Адаму в ветхие времена,
сохраняет свою силу по сию пору. Мы с вами существуем в
состоянии отбывания наказания, причем избавление от него, как мы
выясним чуть позже, зависит не от милости небесного судьи, а от
воли каждого человека.

Однако давайте разбираться во всем по порядку. Вначале — о
строгом наказании Богом первочеловека Адама: «В поте лица
твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из
которой ты взят… И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один
из Нас1, зная добро и зло; и теперь как бы… не стал жить вечно. И
выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать
землю…» .

1 Читателя могут удивить эти слова Бога, если Он действительно единственный
Бог («Бытие» является одной из книг Моисея, первого проповедника
еврейского монотеизма): «…Адам стал как один из Нас». В этой фразе явно
подразумевается существование нескольких богов. Разгадка этого ребуса
несложная. В древних мифах, вошедших в Ветхий Завет, используется
«небесно-космический» термин «элохим». Это — форма множественного числа
от арамейскоязычного «сияющий», то есть «сияющие». Древние еврейские
переводчики явно тенденциозно, угождая идее «единственности Бога» в этом
эпизоде переводят «элохим» как Яхве, а греческие и русские — Господь,
Господь Бог, Бог в форме единственного числа. Но они, видимо, забыли отре-
дактировать строфу 22 главы 3 «Бытия», где оставалось местоимение множе-
ственного числа «Нас». В угоду монотеизму, как это неоднократно сделано в
других местах, следовало бы эту фразу представить в другой редакции.

17 Часть первая Сверхвозможности человека

Древние авторы этой части «Бытия» сочли столь привычный для
нас и, казалось бы, всегда естественный процесс «добывания хлеба
насущного собственным трудом» суровым наказанием! Причем,
наказание это для любого человека вечно, в какую бы эпоху он ни
жил. Каждый из живших и живущих на Земле знал и знает это из
собственного опыта: человек вынужден ради пропитания и удовле-
творения других своих потребностей непрерывно, изо дня в день, из
года в год, трудиться. «Работа» издавна стала синонимом «рабства».
Это — крест, который несет каждый человек.

Прекрасный немецкий литератор, Ф. Ницше, писавший в жанре
философской прозы, как-то заметил: «Тот, кто не может располагать
двумя третями дня лично для себя, тот должен быть назван рабом».
Причём писатель, конечно же, не включил в личное время период,
необходимый каждому человеку для сна.

Почему в Природе так произошло? Ведь в животном мире,
далеко не последним представителем которого является человек,
заведены совсем иные правила. Звери обычно тратят на добывание
пищи меньше времени, чем человек. Но только он, высшее
животное, «царь зверей», оснащенный самыми совершенными
разумом и передними конечностями — руками, таинственной силой
Природы принужден к постоянному, непрерывному труду на пределе
своих физических и психических возможностей.

Могут возразить: у животного и у человека разные потребности.
На первый взгляд это так. Но не в этом причина человеческого
рабства. На заре развития человечества, как и сейчас в архаических
племенах, человек с утра до ночи занимался трудом, направленным,
как и у животных, на удовлетворение своих первоочередных
жизненных потребностей, прежде всего в пище. И человек с самого
начала своего существования тратил на этот процесс больше
времени, чем хищники. Он был в меньшей степени, чем они,
приспособлен для этого занятия. С развитием приемов и технологий

Глава 1 Что человеку нужно и как этого достигнуть 18

труда времени на добывание еды затрачивалось все меньше.
Казалось бы, чего большего желать? Желанная свобода хотя бы от
некоторой части труда так близка! Но не тут-то было… Пропорцио-
нально увеличению количества свободного времени появлялись все
новые и новые потребности. На их удовлетворение приходилось
тратить все появившееся свободное время. Причина такого «заколдо-
ванного круга», в котором вечно крутится человек, разгадывается
довольно быстро. Все дело в особенностях функционирования его
мозга.

Психика человека устроена своеобразно: при удовлетворении
одной своей потребности, у человека появляется две другие. Именно
психика, генерирующая все новые и новые потребности по мере
удовлетворения старых, словно страж не дает человеку вырваться из
оков рабской зависимости от труда. Она подобна Змею Горынычу из
русских сказок, у которого на месте одной отрубленной головы,
вырастали две другие.

Чтобы стать свободным, человек должен исполнять свои
желания и потребности очень быстро и без затрат физического труда,
словно мановением «волшебной палочки». Либо изменить
собственную психику с целью уменьшения продуцирования тех же
желаний и потребностей. Но какой вариант выбрать и как его
реально осуществить? Мы готовы раскрыть читателю секрет пара-
доксального решения: оба варианта воплотятся одновременно, если
человек освоит управление собственным сознанием и научится взаи-
модействовать с «иным миром».

19 Часть первая Сверхвозможности человека

Наши рекомендации