Тема 5. Языкознание Средних веков.
Европа
Задание 1.
Прочтите статью «Спор реалистов и номиналистов» и ответьте письменно на следующие вопросы:
1. Что такое «тривиум» и «квадривиум»? В какой из этих двух циклов входили языковые вопросы?
2. Охарактеризуйте философское направление «схоластика».
3. Что понимала средневековая схоластика под «универсалиями»?
4. Опишите кратко взгляды «платоников» и «неоплатоников».
5. Кто находился у истоков двух направлений - «реализма» и «номинализма» - в Древней Греции?
6. Каковы философские концепции реалистов и номиналистов?
7. Каковы основные положения философского учения Иоанна Скота Эриугены? Родоначальником какого направления он являлся?
8. Кратко охарактеризуйте философские взгляды Ансельма Кентерберийского.
9. Какие языковые проблемы затрагивал в своем учении Ансельм Кентерберийский?
10. Какие взгляды высказывал Росцеллин?
11. В чем философия Пьера Абеляра отличалась от Росцеллина? Почему Пьера Абеляра причисляют, скорее, к направлению концептуализма? Что такое «концептуализм»?
12. Какие виды значений выделял Пьер Абеляр?
13. Какова концепция предложения у Пьера Абеляра?
14. Какую из рассмотренных концепций Вы разделяете и почему? Обоснуйте свой ответ.
Задание 2.
Прочтите статью «Петр Испанский» и ответьте письменно на следующие вопросы:
1. Какие вопросы составляли круг интересов Петра Испанского?
2. Какие аспекты значения он выделял? Дайте краткое определение для каждого из аспектов.
3. В чем отличие «сигнификации» от «суппозиции»?
4. Какие виды суппозиции выделяет Петр Испанский?
5. Что такое «апеллятивное значение»?
6. Какие признаки свидетельствуют об осознании Петром Испанским различия между логическим и грамматическим предложением?
7. Кратко сформулируйте, что нового привнес в языкознание Петр Испанский со времен античности.
Задание 3.
Прочтите статью «Суппозиции П.Испанского и У.Оккама» (Ю.С.Степанов) и опишите сходства и отличия между двумя концепциями.
Задание 4.
Прочтите статью «Грамматическое учение модистов» (И.А.Перельмутер) и составьте план-конспект ее содержания. Выделите главные моменты, характеризующие воззрения модистов.
Арабское языкознание
Задание 5.
Прочтите статью «Арабское языкознание средних веков» и составьте ментальную карту на тему «Общие и отличительные черты в лингвистической проблематике европейского и арабского средневековья».
Задание 6.
Пользуясь материалом статьи «Арабское языкознание средних веков», кратко опишите грамматику Сибаваихи и лексикографические работы.
Задание 7.
Прочтите статьи «Махмуд Кашгарский» (Энциклопедия «Кругосвет») и «Махмуд Кашгарский» (из «Истории лингвистических учений. Средневековый Восток». Обоснуйте, почему Махмуд Кашгарский считается языковедом, намного опередившим свое время. Какие из его идей стали активно развиваться только в XIX-XX вв.?
Тема 6. Языкознание эпохи Возрождения
Задание 1.
Ознакомьтесь с содержанием статьи «Европейская лингвистика XVI-XVII вв. Грамматика Пор-Рояля» и в виде плана-конспекта укажите факторы, определившие языковедческую деятельность в эпоху Возрождения.
Задание 2.
На основе статьи «Европейская лингвистика XVI-XVII вв. Грамматика Пор-Рояля» дайте краткое описание Грамматики Пор-Рояля: ее истоки, цели, принципы и влияние на последующие лингвистические концепции.
Задание 3.
Прочтите статью «Проект искусственного языка Г.В.Лейбница» (Н.И.Тараканова) и составьте ментальную карту ее содержания.
Задание 4.
Прочтите статью Б.А.Успенского «Проблема универсалий в языкознании» и ответьте письменно на следующие вопросы:
1. Перечислите наиболее ярких представителей универсализма в языкознании от античности до ХХ века.
2. Какие вопросы ставит лингвистическая универсология сегодня?
3. Перечислите типы универсалий с их краткими определениями.
Задание 5.
Прочтите статью Ч.Ф.Хоккетта «Проблема языковых универсалий» и сопоставьте ее со статьей Б.А.Успенского «Проблема универсалий в языкознании». Составьте краткое эссе (около 2 стр.), логично объединив положения из этих двух статей в один документ.
Задание 6.
Прочтите статью «Лингвистические универсалии и семантические примитивы» (А.Вежбицкая) и предложите вопросы, отражающие последовательность и содержание изложения статьи.
Тема 7.
Сравнительно-историческое языкознание: основатели, принципы, метод
Задание 1.
Прочтите статью «Возникновение сравнительно-исторического языкознания» (С.Г.Шулежкова) и представьте в конспектной форме (1 стр.) конкретные достижения Ф.Боппа, Р.Раска, Я.Гримма, Й.Добровского и А.Х.Востокова.
Задание 2.
Прочтите статью В.Н.Топорова «Сравнительно-историческое языкознание» и ответьте письменно на следующие вопросы:
Что является объектом сравнительно-исторического языкознания (СИЯ)? (Обратите внимание: определение объекта появляется в статье не один раз!)
Что подготовило появление СИЯ в XIX в.?
Какое знаменательное событие для СИЯ произошло в 1786 г.?
Какое значение имела книга Ф. фон Шлегеля «О языке и мудрости индийцев»?
Какова заслуга В. фон Гумбольдта в идеологии СИЯ?
Каков личный вклад Ф.Боппа, Р.Раска, Я.Гримма в основание и становление СИЯ?
Почему морфеме отводится исключительная роль в сравнительно-историческом методе (СИМ)?
Какие трудности сопровождают СИМ?
Какие новые направления исследования языков вызвало СИЯ?
Задание 3.
Прочтите статью «Франц Бопп» (А.В.Десницкая) и отметьте успешные и неудавшиеся (с позиции автора) моменты его творчества.
Задание 4.
Сделайте реферативный перевод (около 2-х стр.) статьи «Расмус Раск» (англ.). (Предварительно ознакомьтесь со статьей «Расмус Раск» (Отдел обслуживания ВГБИЛ)).
Задание 5.
Прочтите статью Вяч.Вс.Иванова «К исследованию отношений между языками» и кратко сформулируйте современные проблемы СИЯ (1, 2, 3…).
Задание 6.
Прочтите статью Вяч.Вс.Иванова «Генеалогическая классификация языков» и ответьте письменно на вопросы:
1. Почему наиболее достоверные результаты генеалогического родства достигаются сравнением морфологических показателей?
2. Почему словарного состава более проблематично для установления родства?
3. О чем свидетельствуют результаты словарного сопоставления разных подгрупп австралийских языков?
4. Почему установление родства проще при сравнении флективных языков, чем языков с отсутствием флективной системы?
5. Что такое «макросемья»? Примеры каких ностратических макросемей приводятся в статье?
6. Какие исследования помогают уточнить генеалогическую классификацию?
Задание 7.
Прочтите статью С.А.Старостина «Сравнительное языкознание и этимологические базы данных» сделайте письменно реферативный пересказ ее содержания (1 стр.).
Задание 8.
Прочтите статью М.Сводеша и составьте список вопросов, отражающий последовательность и содержание изложения.