Тема 1. История формирования социально-психологических идей

1. Предпосылки возникновения социальной психологии как науки.

2. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания.

3. Первые исторические формы социально-психологического знания.

4. Развитие предпосылок социально-психологического знания в системе марксизма.

5. Экспериментальный период развития социальной психологии

При изучении первого вопроса студентам необходимо уяснить, что большинство проблем социальной психологии, зародилось в философских системах древности. Родоначальником этих проблем можно считать Платона и Аристотеля.

В данной теме особенно важно рассмотреть вопрос о выделении социальной психологии в самостоятельную науку. К середине XIX века в развитии двух наук психологии и социологии - обозначилось встречное движение, ставшее основой социальной психологии как науки.

Психология в середине XIX в. характеризовалась тем, что она по преимуществу развивалась как психология индивида. В это время был вскрыт факт зависимости психической регуляции поведения индивида от управляющих воздействий со стороны другого, т.е. исследование вплотную подошло к проблеме, относящейся к компетенции социальной психологии. Однако программа перестройки психологии, включающая в себя поиск новых подходов к объяснению человеческого поведения, еще только складывалась.

Интерес к социально-психологическому знанию в области социологии складывался в русле биологического редукционизма, особенно ярко проявившегося в органической школе (Г. Спенсер и др.). Просчеты биологической редукции заставили обратиться к законам психологии как объяснительной модели для социальных процессов. Окончательно оформляется особое направление в системе социологического знания -психологическое направление в социологии. Родоначальником его в США является Л. Уорд. Психологизм прочно обосновался в социологии, что в дальнейшем в значительной степени привело смешению психологического направления в социологии и социальной психологии.

При изучении третьего вопроса студенты должны усвоить, что первыми историческими формами социально-психологических теорий являются: психология народов, психология масс и теория инстинктов социального поведения. Психология народов как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1893). По их мнению задача социальной психологии - «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа как главной силы истории.

Психология масс представляет собой другую форму первых социально-психологических теорий и дает решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с «индивидуалистических» позиций. Значительный вклад в развитие психологии масс внес французский социолог Г. Лебон, одним из первых поставивших вопрос о взаимоотношении личности и общества.

Основной тезис теории инстинктов социального поведения английского психолога В. Макдуголла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Таким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала

Во время изучения четвертого вопроса студенты должны усвоить, что социальная жизнь в теоретических концепциях марксизма рассматривалась как обоснованная материальными условиями.

Важнейшие теоретические основания социально-психологического знания в рамках марксизма представлены в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, а также Г.В. Плеханова, А.В. Луначарского, А. Грамши, А. Лабриолы и др. Концепции исследователей были основаны на выявлении места общественной психологии классов и других социальных групп в системе общественного сознания.

В четвертом вопросе студентам необходимо познакомится с основными теоретическими направлениями, объясняющими социальное поведение личности: психоанализ, бихевиоризм и гештальт-теория, на идеи которых стала опираться социальная психология вэкспериментальный период своего развития.Также студентам необходимо изучитьосновные программы экспериментальной социальной психологии в работах Г.Меде и Ф. Олпорта; экспрериментальные социально-психологические исследования в России в 20-30 годы ХХ века.

Терминологический тезаурус: социально-психологическая теория, научное направление.

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите общественные, политические и идеологические разработки психологии народов?

2. Что обусловило использование эксперимента в социальной психологии?

3. Сравните первые эксперименты западной социальной психологии и экспериментальные социально-психологические исследования в России в 20-30 годы ХХ века?

4. В чем заключается научное значение первых социально-психологических теории?

Литература:

Основная [1; 4. 5]

Дополнительная [1; 3;4]

Тема 2. Методы, приемы и методики социальной психологии

1. Основные методы социально-психологического исследования.

2. Эксперимент как метод социально-психологического исследования.

3. Общая характеристика наблюдения как метода социально-психологического исследования

4. Опрос как метод социально-психологического исследования.

5. Классификация методик изучения конкретных социально-психологических явлений.

При изучении данной темы студентам необходимо уяснить, что в социальной психологии используются качественные и количественные методы исследования. К количественным относятся методы, для которых основными являются, такие процедуры как измерение, категоризация и кодирование.

К качественным методам социально-психологического исследования относят: опросники, составленные из открытых вопросов; нестандартизированное интервью; различного вида наблюдения; метод репертуарных решеток; дискурс.

Основными методами социально-психологического исследования являютсянаблюдение, эксперимент, метод анализа документов,метод обобщения независимых характеристик,анализ результатов деятельности, опрос,анкетирование итестирование.

Эксперимент- определенным образом организованное исследование, когда экспериментатор осуществляет планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирует эффекты, производимые этими воздействиями на другие переменные.

Наблюдение - это метод, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений. Основным требованием, предъявляемым к организации и проведению такого исследования является, прежде всего, наличие, ясно осознанной цели: для чего наблюдается поведение и на какие отдельные аспекты необходимо обратить внимание. Это отражается в составленном плане наблюдения и выделении отдельных категорий наблюдения.

С целью исследования содержания продуктов деятельности человека, заключающегося в выделении и подсчете частоты встречаемости или объема смысловых единиц, используется метод контент-анализа.

К группе методов, когда основная информация берется из ответов испытуемых, относятся методы опроса или методы самоотчета. Основными видами опроса являются анкетирование и интервью.

При изучении четвертого вопроса студентам необходимо уяснить, что если проводится анкетирование, то испытуемому предъявляются вопросы в письменном виде, на которые необходимо ответить. Интервью - это устный опрос, предполагающий общение "лицом к лицу", когда интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы.

Выделяют следующие типы интервью:

- свободное, неуправляемое интервью когда респондент рассказывает о чем угодно, а исследователь, не раскрывая тему интервью, задает вопросы и направляет беседу в нужное русло;

- неформальное интервью, респондент может использовать собственные термины, его не заставляют отвечать на вопросы, которые ему кажутся неприятными, и на которые он просто не хочет отвечать. Кроме того, при проведении такого интервью, в отличие от структурированного, вопросы могут быть пояснены, и исследователь может даже раскрыть для чего они предназначены;

-неформальное, но управляемое интервью, в ходе которого обстановка должна оставаться неформальной, но вопросы должны быть определены и поставлены четкие задачи, интервьюер может варьировать порядок предъявления вопросов, давать собственные формулировки, т.е. в зависимости от ситуации находить различные возможности, чтобы задать их в непринужденной беседе;

- стандартизированное, но с использованием открытых вопросов, интервьюер предъявляет точно установленные открытые вопросы в определенном порядке, на которые респондент может отвечать любым образом;

- полностью стандартизированное интервью, интервьюер предъявляет точно установленные закрытые вопросы.

Основное достоинство стандартизированных методов заключается в том, что они дают более надежные данные, которые легко обрабатывать, естественно, что при этом практически не влияют установки исследователя. В не стандартизированном интервью объективное сравнение и обобщение сделать трудно, но интервьюер может учитывать индивидуальные особенности и задавать вопросы в более свободной спокойной атмосфере, когда возможно получение более полных и откровенных ответов.

При изучении данной темы студентам необходимо уяснить понятие теста как метода социально-психологического исследования.

Тест как метод социально-психологического исследования представляет собой стандартизированное испытание, предназначенное для объективной оценки индивидуально- психологических различий. Тесты широко используются в социальной психологии как самостоятельные методы или в совокупности с другими методами. Основными требованиями к тесту относятся:валидность, достоверность, надежность и репрезентативность.

Валидность показывает, что тест измеряет то, для измерения чего он предназначался. Это один из основных критериев качества теста.

Надежность показывает точность измеренных показателей, причем отражает в основном, только погрешности измерения.

Достоверность показывает устойчивость теста к фальсификации, т.е. невозможность испытуемого влиять на результаты тестирования.

Репрезентативность тестовых норм определяет, соответствует ли выборка исследования тестовой выборке.

В пятом вопросе студенты знакомятся с классификацией методик изучения конкретных социально-психологических явлений. В данной классификации выделяются следующие группы методик:

- методики изучения социальных отноше­ний и взаимоотношений и видов общения;

-методики диагностики социальных кон­фликтов;

-методики изучения национально-пси­хологических особенностей людей и т.д.

Терминологический тезаурус: методы исследования, наблюдение, изучение документов, опрос, тест, эксперимент, контент-анализ, валидность, надежность, достоверность, репрезентативность.

Вопросы для обсуждения:

1.Какие методы сбора социально-психологических данных вы узнали? В чем суть каждого из них?

2. Раскройте особенности применения тестов в социальной психологии.

3. Перечислите требования к тесту методу социально-психологического исследования личности.

4. Перечислите виды экспериментов в социальной психологии

Литература:

Основная [1;4; 5]

Дополнительная [1; 3; 5]

Тема 3. Социально-психологические аспекты социализации личности

1. Понятие «социализация» и ее сущность.

2. Стадии социализации.

3. Основные институты социализации.

4. Механизмы социализации.

В данной теме следует обратить внимание на то, что термин «социализация» несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди разных представителей психологической науки.

До 60-х гг. XX в., говоря о социа­лизации, почти все ученые имели в виду развитие человека в дет­стве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.

Я.Л. Коломинскийопределяет социализацию как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Существуют разные подходы к выделению стадий социализации. Чаще всего делается акцент на процесс усвоения человеком социальных ролей, ценностей, норм, культуры.

А.Г Андреева выделяет следующие стадии социализации:

- дотрудовая;

- трудовая;

- послетрудовая.

В противоположность социологическому подходу выступает психодинамический, с позиций которого выделение стадий связано с проявлением биологических влечений, инстинктов.

Согласно компромиссному подходу к выделению стадий социализации, выявляются следующие стадии:

- первичная стадия (дошкольное детство).

- маргинальная стадия (подростковый возраст).

- устойчивая социализация.

- утрата статуса.

В ходе семинарского занятия студенты изучают основные институты, агенты и средства социализации.

По социальному статусу выделяют формальные и неформальные институты социализации.

Формальными институтами социализации являются официальные учреждения общества, призванные воспитывать и обучать новое поколение.

В качестве неформальных институтов социализации выступают социальные группы, в которые оказывается включенным индивид. Наиболее значимым институтом социализации является семья.

Особое внимание необходимо уделить агентам и средствам социализации. Важнейшую роль в том, каким станет че­ловек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации.

Социализация человека осуществляется ши­роким набором универсальных средств, со­держание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести:

- способы вскармливания младенца и ухода за ним;

- формируемые бытовые и гигиенические умения;

- окружающие человека продукты мате­риальной культуры;

- элементы духовной культуры (от колыбель­ных песен и сказок до скульптур);

- стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах свер­стников, в воспитательных и иных социализирующих организа­циях;

- последовательное приобщение человека к многочислен­ным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедея­тельности (общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семей­ной, профессиональной, общественной, религиозной сферах).

При изучении четвертого вопроса студентам необходимо усвоить понятие об универсальных механизмах социа­лизации, которые необходимо учитывать и частично использо­вать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах:

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздейст­вующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг проис­ходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознавае­мое усвоение норм социального поведения, обязательных в про­цессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматри­вает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

В результате работы по данной теме студенты получают возможность ответить на вопросы: «Каковы механизмы социализации личности»; «Какова сущность процессов асоциализации, десоциализации и ресоциализации ?».

Терминологический тезаурус: социализация, институт социализации, механизм социализации, инициация, децентрация, значимый другой, асоциализация, десоциализация и ресоциализация.

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте определение социализации и обоснуйте его?

2. Назовите институты социализации?

3. На примере одного из этапов социализации покажите, какие факторы, агенты, средства и механизмы влияют на развитие человека?

4. Соотнесите понятия «асоциализация», «десоциализация», «ресоциализация.

Литература:

Основная [1; 2; 3]

Дополнительная [2; 4; 5]

Тема 4. Интегральные образования в структуре личности: установки и аттитюды

1. Проблема социальной установки в общей психологии.

2. Аттитюд: понятие, структура, функции.

3. Аттитюды и реальное поведение.

4. Иерархическая структура диспозиций личности.

5. Изменение социальных установок.

6. Современные теории, объясняющие влияние поведения на установки личности.

В отечественной психологии установка была специальным предметом исследования в школе Д.Н.Узнадзе. Им дано следующее определение установки: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обуславливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией».

Принято различать понятия «установка» и «социальная установка», несмотря на схожесть слов, раскрывающих их содержание: «склонность», «направленность», «готовность». В рамках общей психологии под установкой понимается состояние готовности субъекта к определенной активности, что обусловливается действием двух факторов: потребностью субъекта; соответствующей объективной ситуацией.

Установка бывает ситуативная и фиксированная. Последняя есть закрепленная в случае повторения ситуации настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности в данной ситуации

В западной социальной психологии для обозначения социальной установки используется термин «аттитюд» и в изучении аттитюдов выделяют ряд исследований, повлиявших на его понимание.

В научный лексикон термин аттитюда ввели в 1918 г.. У.Томас и Ф. Знанецкий, изучавшие адаптацию польских крестьян, эмигрировавших в Америку, и установившие две зависимости: зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной организации от индивида.

Понятие аттитюда, определяется как состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности.

Выделяются четыре функцииаттитюдов:

1. Приспособительная – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2. Функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения;

3. Выразительная – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения

4. Защитная – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

В 1942 Г. М. Смит определил трехкомпонентную структуру аттитюда, в которой выделяют: когнитивный компонент (осознание социальной установки); аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта); поведенческий компонент (последовательное поведение по отношение к объекту).

В процессе рассмотрения третьего вопроса студентам необходимо познакомится с известным экспериментом Р. Лапьера, изучавшего связь аттитюдов с поведением человека.

При изучении данной темы важно усвоить «диспозиционную концепцию регуляции социального поведения личности» В.А. Ядова основная идея, которой состоит в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность.

Существует ряд теорий, которые пытаются объяснить, почему поступки влияют на установки.

Согласно теории самопрезентации люди, особенно те, кто контролирует свое поведение в надежде произвести хорошее впечатление, «подгоняют», свои высказывания, отражающие установки, дабы они казались соответствующими их поступкам. Человек приспосабливает свои утверждения, отражающие его установки, из-за опасения, что о нем другие подумают не так, как ему хотелось бы. В результате в первоначальной установке происходят некоторые изменения.

Согласно теории когнитивного диссонанса наши установки изменяются потому, что мы вынуждены поддерживать согласованность между нашими знаниями. Когнитивный диссонанс – напряжение, которое появляется при осознании несовместимости двух знаний. Если человек чувствует напряжение аффективное, смешанные чувства, то для уменьшения этих явлений он приспосабливает свое мышление.

После совершения поступка, противоречащего установкам или принятия трудного решения, человек ищет оправдания для своего нежелательного поступка. Чем меньше внешних оправданий для совершенного поступка, тем больше человек чувствует за него ответственность, и, следовательно, тем больший диссонанс возникает, и тем больше изменяются установки.

Согласно теории восприятия неуверенность в собственных установках заставляет отслеживать собственное поведение и ситуацию и выводить из них установки.

Терминологический тезаурус: установка, социальная установка, аттитюд, когнитивный диссонанс.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключаются функции социальной установки в регуляции социального поведения личности?

2. В чем сущность эксперимента Р. Лапьера?

3. Опишите трехкомпонентную структуру аттитюда?

4. Назовите современные теории, объясняющие влияние поведения на установки личности.

Литература:

Основная [1; 4; 3; 5]

Дополнительная [7;]

Тема 5. Личность в социальном мире

1. Я - концепция в процессе взаимодействия личности в социальном мире.

2. Функции я- концепции.

3. Концепция самоэффективности в процессе взаимодействия с внешним миром.

4. Механизмы защиты Я.

5. Самопрезентация в обществе и группе.

Поведение человека является результатом взаимодействия между его представлениями, сформировавшимися в течение всей его жизни, и событиями окружающего мира; между самоощущением себя и социальным окружением. Самоощущение себя как уникального и сложного создания формируется и поддерживается с помощью Я-концепции.

Я-концепция включает в себя Я-структуры – психические модели, с помощью которых индивид организовывает свою жизнь, организовывает и направляет обработку информации, касающейся его самого. Эти структуры влияют на то, какую и как информацию индивид обрабатывает, запоминает и оценивает других людей и самого себя.

В первом вопросе студентам важно рассмотреть ряд явлений, характеризующих специфику функционирования Я-структуры:«эффект ссылки на самого себя», «возможные Я», «самоуважение».

Я-концепция выполняет следующие функции организующую, эмоциональную и регулятивную.

При изучении третьего вопроса студенты знакомятся с концепцией самоэффективности - чувством собственной компетентности и эффективности в жизни. Это чувство формируется в результате успешного решения непростых жизненных задач и её суть заключается в том, насколько компетентным себя чувствует человек выполняя что-то, насколько может доказать правильность своих действий и проконтролировать свои результаты.

Концепция включает в себя понятия «локус контроля» и «приобретенная беспомощность».

Локус контроля – степень, в какой люди воспринимают свою жизнь как контролируемую изнутри посредством собственных усилий и действий или контролируемую извне случаем, внешними силами (Дж. Роттер).

Приобретенная беспомощность – беспомощность и покорность, приобретаемая в случае, если человек не чувствует возможности контролировать повторяющиеся неприятные события. Процесс формирования приобретенной беспомощности включает в себя следующие последовательные фазы: неконтролируемые неблагоприятные события, сознательное отсутствие контроля и в итоге – приобретенная беспомощность. Приобретенная беспомощность вызывает апатию и прекращение всяческих попыток добиться перемен.

В четвертом вопросе студенты знакомятся с механизмами, которые использует индивид в процессе переработки информации, чтобы приписать неудачу ситуации, а удачу приписать себе. Предрасположения в пользу своего Я появляются в том случае, когда человек почему-то сравнивает себя с другими. Особенно это заметно, когда сравнение происходит с людьми вообще, а не со своими конкретными знакомыми. Люди склонны использовать следующие механизмы с этой целью:

- Нереалистичный оптимизм (Н.Уэйстейн, 1989), делающий на самом деле человека более уязвимым, предполагающего, что опасность пройдет стороной и не предпринимающего разумных мер предосторожности;

- Ложный консенсус – тенденция переоценивать распространенность какого-либо мнения, нежелательного или неэффективного поведения;

- Ложная уникальность – тенденция недооценивать широкую распространенность тех способностей и недостатков, которыми мы обладаем;

- Когнитивное тщеславие – переоценка точности своих убеждений и суждений;

- Неточное припоминание своего прошлого с целью повысить себе цену в собственных глазах.

В результате изучения данной темы студенты знакомятся с особенностями взаимодействия человека с окружающим миром. Человек обращает внимание на свое поведение и старается регулировать его, чтобы произвести желаемое впечатление.

При изучении последнего вопроса студентам необходимо уяснить важность для социальной психологии личности понятия «самопрезентация»- представление себя определенным образом с целью произвести нужное впечатление на других с помощью внешнего вида, речи, мимики и жестов, поступков и действий. Механизмом самопрезентации является самомониторинг как умение контролировать и координировать свое поведение в зависимости от реакции окружающих.

Терминологический тезаурус: я-концепция, локус контроля, приобретенная беспомощность, нереалистичный оптимизм, ложный консенсус, ложная уникальность, когнитивное тщеславие, самомониторинг, социабельность.

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите ряд явлений, характеризующих специфику функционирования Я - структуры.

2. Раскройте сущность концепции самоэффективности?

3. Опишите механизмы, которые использует индивид в процессе переработки информации, чтобы приписать неудачу ситуации, а удачу себе?

4. Дайте определение понятию «приобретенная беспомощность»?

5. Раскройте основные особенности самопрезентации личности в обществе и группе.

Литература:

Основная [1; 2; 3]

Дополнительная [1; 5]

Тема 6. Малая группа как социально-психологический феномен.

1. Сущность и содержание понятия «малая группа».

2. Классификация «малых групп»

3. Условия образования малых групп.

4. Структура малой группы.

5. Классификация уровней развития группы.

6. Этапы развития группы.

7. Модели развития группы в зарубежной психологии.

В структуре проблем социальной психологии проблемы малой группы занимают особое место. Это старейшая и наиболее интенсивно разрабатываемая область социальной психологии.

При изучении данной темы студентам необходимо уяснить понятие малой группы, ее признаки и границы.

В отечественной и зарубежной социальной психологии даются самые различные определения малой группы. Г. Дикарс понимает под малой группой «психологически единую социальную ячейку, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга».

В.П.Позняков определяет малую группу как небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

В соответствии с различными признаками малые группы классифицируют следующим образом: естественные и искусственные; первичные и вторичные; формальные и неформальные; открытые и закрытые, группы членства и референтные группы.

При изучении третьего вопроса студенты должны обратить внимание на такие условия образования малых групп как численность, целеполагание, совместная деятельность и дать им краткую характеристику.

Рассматривая четвертый вопрос, студенты изучают следующие модели структуры малой группы: структура межличностных отношений между членами группы, структура власти, структура коммуникаций, социометрическая структура малой группы, ролевая структура малой группы.

Раскрыв основные модели структуры малой группы, студенты должны дать характеристику основным уровням развития малой группы в теоретических концепциях Е.С. Кузьмина, Н.Н. Обозова, Л. И. Уманского.

Л.И. Уманский выделяет три главных критерия развития малой группы:

- общность целей совместной деятельности;

- четкость структуры группы;

- динамика групповых процессов.

На основе этих критериев выделяются следующие этапы развития группы:

1) Конгломерат (лат. сonlomeratus- собранный, скопившийся) – группа ранее непосредственно незнакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории.

2) Номинальная группа (лат.nominalis – именной, существующий только по названию) – группа людей собравшихся вместе, и получивших общее название, наименование.

3) Ассоциация (лат. association – соединение) – группа людей, объединенных совместной деятельностью.

4) Кооперация (лат. cooperation – сотрудничество) – группа активно взаимодействующих людей, добивающегося определенного результата в своей деятельности.

5) Автономия (греч. autonomia) – целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней.

6) Корпорация (лат. сorporation – объединение, сообщество) – группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп.

7) Коллектив (лат. collectivus) – группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей.

В последнем вопросе студентам необходимо познакомиться с основными моделями развития групп в зарубежной психологии, разработанных Б. Такменом и М. Дженсеном; Л. Коэном.

Терминологический тезаурус: малая группа, верхний и нижний предел малой группы, статус, роль, позиция, групповые ожидания, групповые нормы, групповые санкции, групповые процессы, уровень развития группы.

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте определение понятию малой группы?

2. Раскройте признаки малой группы.

3. Опишите модели структуры малой группы.

4. Дайте характеристику основным классификациям малых групп.

5. Опишите основные классификации уровней развития малой группы.

6. Дайте характеристику школы «групповой динамики» как психологическому направлению исследования малых групп.

Литература:

Основная [1; 6]

Дополнительная [1; 2; 7]

Тема 7. Коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения.

1. Специфика обмена информацией между людьми.

2. Понятие о вербальной и невербальной коммуникации.

3. Природа структура и типы взаимодействия.

4. Понятие социальной перцепции.

5. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.

Большинство исследователей структуре общения выделяют три взаимосвязанных стороны:коммуникативную, перцептивную и интерактивную. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В ходе данного семинарского занятия студенты рассматривают социальное общение как обмен информацией, взаимодействие и восприятие людьми друг друга.

Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. Различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы:

1) оптико-кинетическую;

2) пара- и экстралингвистическую;

3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса;

4) визуальный контакт.

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

При подготовке к третьему вопросу студентам необходимо рассмотреть следующие аспекты: место взаимодействия в структуре общения, природа и структура взаимодействия, типы взаимодействия.

В социальной психологии выделяются такие типы социального взаимодействия как кооперация и конкуренция. Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил).

Анализ конкуренции как типа социального взаимодействия сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте.

В последних двух вопросах студенты знакомятся с понятием социальной перцепции и механизмами взаимопонимания в процессе общения. Здесь важно рассмотреть понятия идентификации и рефлексии и эмпатии.

На основании рассмотренных механизмов взаимопонимания студенты переходят к анализу процесса познания людьми друг друга в целом.

В социальной психологии существует особая отрасль, получившая название каузальной атрибуции, которая изучает как в условиях дефицита информации, люди начинают приписывать друг другу причины поведения, а иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики.

В завершении семинарского занятия студенты изучают основные аспекты межличностного восприятия.

Терминологический тезаурус: коммуникация, коммуникатор, реципиент, вербальная и невербальная коммуникация, оптико-кинетические знаки, паралингвистические и экстралингвистические средства коммуникации, интеракция, диадическое взаимодействие, кооперация, конфликт, социальная перцепция, стереотипизация, каузальная атрибуция, аттракция, идентификация, рефлексия, эмпатия.

Вопросы для обсуждения:

1. Что означает понятие коммуникации в узком и широком смысле слова?

2. В чем заключается психологический смысл обратной связи?

3. В чем заключается значение визуального контакта в коммуникативном процессе?

4. В чем заключается сущность интерактивного аспекта общения?

5. Назовите основные стратегии взаимодействия.

6. Раскройте сущность понятия социальной перцепции.

7. Что общего и каковы различия между эмпатией и идентификацией как механизмами социальной перцепции?

Литература:

Основная [1; 5; 6]

Дополнительная [1; 10; 12;]

Тема 8. Психология масс как стихийных социальных групп.

1. Общая характеристика и типы стихийных групп.

2. Масса и ее психологические характеристики.

3. Поведение индивидов в массе.

4. Социальные движения.

В первом вопросе студенты изучают характеристику различных типов стихийных групп, основные факторы их формирования, а также способы воздействия, реализуемых в стихийных группах: заражение, внушение, подражание.

Рассматривая второй вопрос студентам необходимо учесть, что первое представление о понятии «массы» связывают с интерпре­тацией 3. Фрейда, который считал массу сообществом людей, где существует либидонозная привязанность и к вождю (лидеру), и между индивидами. По Фрейду, «первичная масса» - это масса, имеющая вождя и не обладающая качествами индивида.

Психологические характеристики массы состоят в следующем:

Масса импульсивна, изменчива. Ею руководит почти исключительно бессознательная сфера.

Масса ничего не делает преднамеренно. Если даже она страстно чего-нибудь хочет, то все-таки это продолжается недолго. Она не способна к длительному проявлению чувства, не выносит никакой отсрочки между своим желанием и осуществлением его. У нее есть чувство всемогущества.

Масса чрезвычайно легко поддается внушению.

Масса - раздражительна. Склонная ко всему крайнему, возбуждается чрезмерными раздражениями. Чтобы увлечь массу, нужно обращаться не к разуму, она лишена его, а к воображению.

Масса никогда не знает жажды истины. Она требует иллюзий, от которых не может отказаться. Ирреальное всегда имеет у нее преимущество, как и существующее.

Массы, каковы бы ни были их культура или социальное положе­ние, нуждаются в поддержке вождя. Он не убеждает их с помощью доводов рассудка, не добивается подчинения силой. Он пленяет их, как гипнотизер, своим авторитетом.

Массовое поведение выстраивается из индивидуальных линий деятельности, а не из согласованного действия. Эти индивидуальные деятельности выступают, прежде всего, в форме выборов, которые являются откликом на неясные порывы и эмоции, пробуждаемые объектом массового интереса. Если индивидуальные линии поведения сходятся, влияние массы может быть весьма значительным.

В ходе изучения последнего вопроса студенты рассматривают социальные движения как достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с выражением коллективного недовольства, поддержки или сопротивления каким-либо изменениям.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем проявляются различия массы и толпы как самостоятельных стихийных социальных групп?

2. Перечислите основные типы стихийных групп.

3. Назовите основные способы воздействия, реализуемые в стихийных группах?

4. Опишите основные механизмы присоединения к социальному движению.

Литература:

Основная [1; 5; 6]

Дополнительная [5; 7]

Тема 9. Социально психологические особенности толпы.

1. Структура и этапы формирования толпы.

2. Особенности толпы в состоянии паники.

3.Специфика поведения человека в толпе.

4. Психологические причины влияния толпы на психику человека

В первом вопросе студенты изучают структуру и этапы формирования толпы.

Толпа является специфической социальной группой. Как социально-психологический феномен, толпа встречается с самых древних времен.

К этапам возникновения и функционирования любой толпы относятся:

1. Возникновение повода, связанного с ограничением ресурсов, прав, свобод, информации и пр.

2. Возникновение сомнений в истинности официальной информации, появление тревожных слухов, провоцирующих людей выйти на площадь и добиваться своих прав массово и сплоченно.

3.Собрание людей на площади и интенсивный обмен информацией и эмоциями.

4. Появление лидера толпы, его выступление, что сопровождается подъемом эмоционального возбуждения толпы, повторением лозунгов и движений лидера.

5. Противопоставление лидером когнитивных категорий «мы - они», например: «мы» - народ, «они» - власть, создание образа врага.

6. Активизация толпы лидером, определение направления действий.

7. Групповой эксцесс, активные, часто агрессивные, действия толпы.

Рассматривая второй вопрос, студентам необходимо учесть, что психологическими проблемами паники в толпе занимал Э. Аронсон, В. Н. Войтоловский, А. П. Назаретян, Д. В. Ольшанский, А. С. Прангишвили, С. К. Рощин, Э. Канетти.

Паника- это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением воли (самоконтроля).

Л.Г. Почебут и И.А. Мейжис описывают этапы паники следующим образом:

1) Внезапный шокирующий стимул, например взрыв, огонь, выстрел.

2) Этап действий - прерывание ранее совершаемых действий, на миг все застыли.

3) Этап эмоций - потрясение, замешательство, крик, плач.

4) Этап действий - лихорадочный, бессистемный поиск выхода из ситуации, основанный на прошлом опыте, - например, все бегут к двери.

5) Этап эмоций - повышение чувства страха из-за невозможности найти выход из ситуации, взаимное заражение страхом.

6) Этап действий - индивидуальные действия каждого по спасению. Императив поведения «спасайся кто может». Усиление эгоистического поведения, силь­ные давят слабых.

7) Этап эмоций - возникновение состояния обреченности из-за невозможности собственного спасения.

8) Этап действий - появление лидера и организация группового спасения.

9) Этап эмоций - появление надежды на спасение.

10)Этап действий - организованный групповой выход из стрессовой ситуации.

11) Этап эмоций. Последствия панического состояния проявляются, как правило, вначале в виде тревоги, возбудимости, готовности к агрессии, затем наступает усталость, оцепенение.

Психологическими факторами, препятствующими возникновению паники, яв­ляются степень доверия людей друг к другу, способность к сотрудничеству, быстрая и организованная выработка решения по спасению.

Также в этом вопросе студентам необходимо рассмотреть меры профилактики паники в толпе.

В ходе изучения третьего вопроса студенты рассматривают основные характеристики поведения человека в толпе,

При изучении последнего вопроса студенты знакомятся психологическими причинами влияния толпы на психику человека, представленными в научной литературе.

Литература:

Основная [4; 5; 6]

Дополнительная [5; 7]

Наши рекомендации