Талант – это способность к достижениям высокого порядка, но остающимся в рамках того, что уже было достигнуто
Темперамент – это закономерное сочетание устойчивых индивидных свойств личности, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности.
Темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности индивида (Рубинштейн).
Темперамент – это системное обобщение генетически заданных свойств включения в деятельность (Русалов).
Темперамент – это природные особенности поведения, типичные для данного человека, проявляющиеся в динамике, тонусе, уравновешенности действий на жизненные воздействия (Ковалев).
Тема 22. Характер
Характер– это индивидуальное сочетание устойчивых психических черт человека, обусловливающих типичные для данного человека способы поведения в определенных жизненных ситуациях.
Характер – это система совокупных устойчивых черт личности, проявляющихся в отношении к себе, людям, деятельности (А. Г. Асмолов).
Акцентуация– это заострение, усиление черт характера.
Тема 23. Способности
Способности– это индивидуально-типологические свойства личности, определяющие успешность выполнения деятельности, не сводящиеся к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивающие легкость и быстроту их получения при обучении новым способам и приемам (Теплов).
Гениальность– это способность создавать что-то принципиально новое и прокладывать новее пути.
Гениальность – это интегральное проявление интеллекта и духовности, проявление духовного предвидения (Шадриков).
Задатки– это врожденные физиологические особенности мозга, нервной системы и органов чувств, которые служат основой способности.
Одаренность – это высокий уровень способностей или развитые специальные способности.
Одаренность – это интегральное проявление способностей в конкретной деятельности (Шадриков).
Талант – это способность к достижениям высокого порядка, но остающимся в рамках того, что уже было достигнуто.
Талант – это проявление интеллекта в конкретной деятельности (Шадриков).
Тема 24. Мотивационно-потребностная сфера личности
Мотив – это то, что движет индивидом, ради чего тратится энергия.
Мотив– это предмет потребности (А. Н. Леонтьев).
Мотив– это предмет (реальный или идеальный), побуждающий деятельность (Ильин).
Мотивационная сфера – это совокупность стойких мотивов в определенной иерархии, выражающих направленность личности; система побуждений, определяющих активность.
Мотивация – это совокупность факторов, направляющих и определяющих поведение.
Мотивировка – это рациональное обоснование поступка, не отражающее действительных побудителей поведения.
Потребность – это внутренние силы огранизма, побуждающие его к активности для сохранения и развития.
Потребность – это состояние нужды организма в чем-то, лежащем вне его (А. Н. Леонтьев).
Потребность – это переживание человеком состояния внутреннего напряжения, возникающее при отражении в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием (Ильин).
Тема 25. Направленность личности
Направленность – это комплексное образование, это интегральная характеристика личности, включающая в свою структуру потребности, мотивы, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение, ценностные ориентации.
Идеал– это образ, образец, это то, кем или чем человек хотел бы быть.
Интерес– это сосредоточие помыслов на определенном предмете или явлении; это опредмеченный мотив, значимый, эмоционально привлекательный.
Мировоззрение– это система сложившихся взглядов на мир и место человека в нем.
Склонность– это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда деятельности.
Убеждения – это знания, пережитые и прочувствованные человеком и ставшие руководством к действию.
Ценностные ориентации– это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Ценность – это любой объект, имеющий значение как материальное, так и абстрактно-смысловое.
Тема 26. Психология индивидуальности
Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека.
Индивидуальность – это принципиально новое образование в структуре человека, которое выступает как высший уровень организации по отношению к индивидному и личностному, это высший уровень иерархии по отношению к ним (Б. Г. Ананьев).
Индивидуальность – это уникальная, самобытная личность, реализующаяся в творческой деятельности, проявляющаяся в самоопределении, самостоянии, самосовершенствовании (В. И. Слободчиков).