Специфика менеджмента в России.

Вопросы к зачету по Менеджменту

Экономические основы управления.

Система управления и ее элементы.

Важное значение для построения управления имеет системный подход.

Под системойпонимают определенную совокупность элементов, образующих целое, обладающее особенностями, которые отсутствуют у составляющих ее элементов.

По степени связи с внешней средой системы подразделяют на открытые и закрытые.

Открытые системы интенсивно обмениваются с окружающей средой. Закрытые или изолированные системы функционируют при относительно небольшом обмене – замкнутый цикл переработки информации или замкнутый технологический цикл.

Личность, группа, коллектив, организация относятся к открытым (т.е. взаимодействующим с окружающей средой) системам различной сложности которые обладают общими свойствами.

К основным свойствам систем относятся:

1. целостность – у системы есть собственные свойства, которых нет ни у одного из ее элементов, в то же время свойства целого невозможны без свойств составляющих его элементов.

2. структурность – поведение системы обусловлено не столько свойствами ее элементов, сколько свойствами ее структуры, тем как элементы расположены и взаимодействуют в системе;

3. Взаимозависимость системы и среды;

4. Автономность – система существует и развивается согласно не только общим, но и своим собственным, только ей присущим законам;

5. Адаптивность – система может приспосабливаться к изменениям внешней среды.

Один объект может содержать множество разных систем. Предприятие может рассматриваться как технологическая система – т.е. совокупность оборудования, технологических процессов, материалов и изделий, изготавливаемых с помощью оборудования.

Система производства сельскохозяйственного предприятия складывается из взаимосвязанных между собой систем земледелия, животноводства, механизации, управления.

Система управления производством в свою очередь включает следующие элементы:

1. Механизм управления (общие принципы, функции, цели, методы).

2. Структуру управления (систему органов, кадры управления).

3. Процесс управления (принятие и реализация решений, технологии и процедуры управления).

4. Организацию управленческого труда (формы и методы его организации, организация рабочих мест, условия управленческого труда).

5. Технические средства управления (оргтехника, средства связи, вычислительная техника, компьютеры).

Как в любой системе, элементы системы управления тесно связаны между собой и определенным способом взаимодействуют.

В то же время народное хозяйство и отдельные его звенья, организации, предприятия, в т.ч. и сельскохозяйственные представляют собой социально-экономические системы различной сложности.

Сущность и содержание менеджмента. Функции менеджмента. Роль менеджмента в экономическом развитии страны.

Роль менеджера в рыночной экономике.

Становление и развитие менеджмента. Подход к управлению разных школ менеджмента.

Типы моделей и организаций менеджмента.

Модель 1

На базе теоретических положений научной школы управления. Механистическая модель бюрократии. Вебер – рациональная бюрократия

Основа– анализ технико-экономических связей и зависимостей от факторов производства

Минусы:

– ориентация на крупные организации

- основа завоевания рынка сокращение издержек, а не рост доходов

- использование аналитических методов, результаты которых трудно применить на практике

Цели менеджеров:

Оптимизация использования ресурсов. Ориентация на оперативное управление. Оптимизированная структура производственных факторов и процесса производства. Оценка эффективности по экономическим показателям (выпущенная продукция/ затраты ресурсов).

Модель 2

Организация как коллектив людей построен на принципах разделения и кооперации.

Основа как социальный деятель

Элементы модели: внимание к работникам, их мотивация, коммуникации, лояльность, участие в принятии решений человек-

Минусы – поиск резервов эффективности организации только в человеческом ресурсе и подчинения ему всех остальных факторов производства.

Цели менеджеров:

Главная задача – управление персоналом, что приводит к выполнению целей организации. Управление это воздействие на работников, необходимое для принятия решений и выполнения планов

Критерий успешной работы – повышение эффективности организации за счет совершенствования человеческих ресурсов

Необходимые методы: оценка качества труда и здоровья организации

Оперативная задача - выявление внутренних процессов для повышения производительности труда, выработки на одного работника.

Модель 3.

Организация как сложная иерархическая система, связанная с внешней средой. Существуют взаимосвязи и зависимости элементов, подсистем и всей системы с внешней средой

Организация – это составные части рынка, которые определяют структуру организации и ее систему управления

Ключевые факторы успеха:

- во внешней среде ( ресурсы, информация)

-внутренняя структура ( сильные и слабые стороны, которые создают предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию

Внешняя средаопределяет «правила игры»

Внутренняя среда – формируется под непрерывным потоком управленческих решений и реально определяет уровень системной эффективности

Цели менеджеров:

Главная задача –стратегическое управление, как поведение организации в условиях, когда все взаимосвязанные предприятия действуют по своему усмотрению и не могут быть объектом точного прогноза и планирования (неопределенность).

Необходимо понимание единства системной многоплановости и сложности Внешней среды

Модель 4

Организация как общественное образование, в деятельности которой заинтересованы группы людей внутри и вне

Взаимосвязь интересов обусловлена тем, что используем ресурсы, предоставляемые поставщиками, интересы которых удовлетворены продукцией этой организации

Цели организации:

-1. производство и сбыт – получение прибыли

-2. удовлетворение запросам групп: потребители, поставщики, конкуренты, инвесторы, общество в целом

Организация ответственна перед заинтересованными лицами.

Цели менеджеров:

Главная задача менеджера –достижение высокой производительности и эффективности путем укрепления духа сотрудничества и вовлеченности работников в дела организации, балансирование интересов заинтересованных групп. ( в т.ч. по критерию выживаемости, повышения стоимости бизнеса)

  1. Системный подход и его применение в управлении.

Системный подход- рассматривает организацию, как открытую систему, на организацию влияет внешняя среда. Была разработана теоретическая система контроля, которая помогала руководителям понять взаимосвязь между отдельными частями организации и средой окружающей ее.

системообразующие фактры системного подхода

1. конкретная общая цель всей совокупности Эл-ов,

2. подчинение каждого Эл-та системы общей цели системы.

3. осознанность каждого Эл-та своих задач и понимание общей цели.

4. выполнение каждым Эл-ом поставленной задачи

5. конкретное отношение между Эл-ами системы.

6. наличие органов управления.

значение системного подхода – сист. подход стимулирует руководителя, поддерживает необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. системный подход помогает установить причины принятия не эффективных решений и предоставляет средства, для улучшения планирования и контроля.

  1. Ситуационный подход и его методология.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды.

Специфика менеджмента в России.

Наши рекомендации