Теория функциональныйх система об основных принципах рефлекторной организации поведения
Ключевые положения рефлекторной теории.
1. исключительность пускового стимула как фактора, детерминирующего действие, являющегося его причиной;
2. завершение поведенческого акта рефлекторным действием, ответом;
3. поступательный ход возбуждения по рефлекторной дуге.
Системный подход (положения Анохина)
1. Рисунок (операциональная архитектоника функциональной систмы)
Описание рисунка: Существует собачка, чтобы ответить на стимул необходима память (на звонок), мотивация (голод), обстановочная афферентация (должна быть соответствующая обстановка, но прослеживается в этом названии реактивность; клетки места в гиппокампе — place cels).
До системного подхода — П, М, ОА были модуляторами жесткой связи стимул-реакции. У Анохина -
Эксперимент-лабиринт, затем залили водой — крыса плывет в тот же целевой отсек. Крыса выбирает путь, что бы достичь цели.
На основании всех компонентов происход выбор пути: афферентный синтез.На основании АФ принимается решениео формировании соответствующего АРД (то, что решило временной парадокс : перетаскивание будущего в настоящего, ожидаемый результат). Программа действия — каким образом мы достигаем того, что хотим. Она вибирется из массы возможностей, из массы степеней свободы. При реализации ПД мы достигаем результат (реально полученные данные). Происходит сличение того, что ожидали, с тем что получили. Далее связь сличения с памятью. Сличение модифицирует память.
P1,p2,p3 – промежуточные результаты, о которых испытуемый не отдает себе отчета (сличение постоянно: на разных уровнях-этапного. конечного). Кроме конечных результатов есть промежуточные результаты модели, которые сличаются с результатами (реальными) по мере развития действия.
Бернштейн — поведение -повторение без повторение. Когда мы берем память и используем, мы её изменем. Любое поведение её подифицирует.
Стимул и реакция образуют эклектику. Анохин поменял стимул на пусковой стимул (стартовый механизм, а деятельность определяется результатом)
Несводимость системных процессов к физиологическим. Физиологические процессы это несистемные процессы. Соотношение психического и телесного (психофизиологическая проблема).
Информация — мера того количества неопределенности, которая уничтожается после получения сообщения; количество получаемой объктом информации -мера устронения неопределенности при выборе действий, ведущих к достижению цели
Системные процессы- организуют физиологические процессы в целое и несводимы к ним. — процессы информационные и их роль состоит в ограничении степеней свободы элементов организма. И подгонке отобранных степеней свободы друг к другу.
2.
Поведение завершается не действием, а результатом и его оценкой. Достижение результата сличается с ожидаемым.
3.
Вовлечение нейронов из разных областей мозга в обеспечении деятельности мозга происходит синхронно
Эти процессы, которые обеспечиваются нейронной активностью общемозговые и не могут быть локализованы в отдельной структуре
Общемозговой характер процессов организации поведения не означает равнозначности мозговых структур. Вклад этих структур в обеспечение поведения зависит от специфики проекции на них индивидуального опыта.
Операциональная архитектоника функциональной системы. Нервная модель стимула и акцептор результатов действия.
См. 6.
Нервная модель стимула.
Акцептор результатов действия —акцептор (получатель результатов). Временной парадокс — где возникает детерминанты в прошлом (реактивность) или будущем (активность).
Акцептор (результатов) действия(термин введён психологом П. К. Анохиным)— сеть вставочных нейронов, охваченных кольцевым взаимодействием, которая является моделью будущих результатов действия.
Призанки результата.
Важнейшим событием в развитии ТФС стало определение системообразующего фактора - результата системы, под которым понимался полезный приспособительный эффект в соотношении организма и среды, достигаемый при реализации системы. Таким образом, в качестве детерминанты поведения в ТФС рассматривается не прошлое по отношению к поведению событие - стимул, а будущее - результат. При анализе внешнего поведения индивида мы можем описать результат как определенное соотношение организма и внешней среды, которое прекращает действие, направленное на его достижение, и обусловливает реализацию следующего поведенческого акта. Как выглядит достижение результата "изнутри", станет ясно, когда мы обсудим проблему системной детерминации активности нейронов.