Вопрос 2.Поэтика и методология литературоведения – основные составляющие теории литературы. Историческая и теоретическая поэтика, поэтика общая и частная
Теория литературы имеет 2 основных содержательных блока:
- методология
- поэтика
Методология.
В развитии теории литературы наблюдаются две противоположные тенденции:
~ увлечение теориями компаративизма (теория заимствования, подробнее см. ниже) и формализма (отбрасывается само понятие «содержание произведения», утверждается, что литература состоит только из формы, что только форму и надо изучать. Жизнь – «материал», необходимый писателю для формальных построений – композиционных и словесных. Художественное произведение – система творческих приемов, имеющая эстетическое значение).
~ усиление и углубление в литературе материалистического миропонимания.
Перед литературоведением встают два основных вопроса:
1. почему у каждого народа в каждую эпоху наряду с другими видами общественного сознания существует также художественная словесность (литература, в чем ее значение для жизни этого народа и всего человечества, в чем ее сущность, ее особенности, причина ее возникновения.
2. почему литература каждого народа бывает различна в каждую эпоху, а также в пределах самой эпохи, в чем суть этих различий, почему она исторически изменяется и развивается, в чем причина такого, а не иного развития.
По-моему, это гораздо больше, чем 2 вопроса, но раз они настаивают…
Ответить на эти вопросы литературоведение сможет только при условии, если оно установит какие-то связи между литературой отдельных народов и их жизнью в целом.
Метод литературоведения – определенное понимание тех связей, которые существуют между развитием литературы и общим развитием жизни народов и всего человечества.
Методология – теория метода, учение о нем.
Существуют различные школы.
Поэтика.
Поэтика – изучение организации художественного целого, наука о средствах и способах выражения художественного содержания.
Бывает историческая: развитие составляющих литературы (родов, жанров, троп и фигур).
А еще бывает теоретическая: рассматривает самые общие законы содержания.
Вопрос 3. Основные методологические направления в литературоведении.
Мифологическое (мифопоэтика, мифологическая критика), сравнительно-историческое (компаративистское), культурно-историческое (социо-культурное).
Историко-культурная школа.
Всецело сосредоточена на изучении реальной зависимости литературы от условий и обстоятельств национально-исторической жизни.
Виднейший представитель в России – А.Н. Пыпин (или Пиппин?), автор многочисленных работ по истории русской литературы и фольклора.
Представители этого направления были искренне убеждены в том, что литература, как и другие виды искусства, возникает и развивается под воздействием различных условий, отношений, обстоятельств, которые существуют в жизни того или другог народа в ту или иную историческую эпоху. Они называли их факторами литературного развития, стремились тщательно изучить их, старались найти как можно больше их, чтобы иметь возможность объяснить особенности какого-либо жанра. Но откуда эти факторы берутся они не могли выяснить (неувязочка получилась).
Теория компаративизма.
Или заимствования. Основатель – Т. Бенфей.
Согласно этой теории историческое развитие литературы разных народов сводится к тому, что народные певцы и сказители, а позднее писатели разных стран заимствуют друг у друга мотивы, из которых складываются произведения. С их точки зрения, история литературы – непрерывный переход (миграция) одних и тех же некогда возникших мотивов из произведения в произведение, из одной национальной литературы в другую.
Формалистская школа.
Отбрасывается само понятие «содержание произведения», утверждается, что литература состоит только из формы, что только форму и надо изучать. Жизнь – «материал», необходимый писателю для формальных построений – композиционных и словесных. Художественное произведение – система творческих приемов, имеющая эстетическое значение.
Структуралистская школа.
Этап развития формализма. Рассматривают художественное произведение как целостную структуру, включающую в себя не только форму, но и содержание. Считают возможным изучать структуру произведения с помощью математических методов. На самом деле структурна только форма произведения.
А что такое мифологическая школа мы все прекрасно помним из лекций по УНТ, не правда ли? J
Тадам! Вот и все! УРА!