Проблема научного исследования.
Под проблемойпонимают вопрос, для ответа на котор в науке отсутствуют знания или их недостаточно. Поэтому требуется проведение исследован.Философская трактовка: проблема-объективно возникающий в ходе развития познания вопрос/комплекс вопросов, решение котор представляет сущностный или теоретич интерес.
Проблемы делятся на:1.Реальные проблемы.2.«Псевдопроблемы» (только кажутся значимыми).3.Неразрешимые проблемы (создание «вечного двигателя», превращение ртути в золото).
Источниками проблем являются:
- практическая жизненная задача (проблема профилактики наркозависимости и т.п.);
- противоречия, возникающ в ходе развития науки или нечто неизвестное в науке.
Проблему можно обозначить, только хорошо ориентируясь в определенной области.Сущность проблемы-противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями фактов. Напр, анализируя одну из книг К. Коффки, Выготский обратил внимание на неправомерность построения автором теории развития психики реб на данных и законах обучения животных. Результат – теория культурно-исторического развития психики реб. Таким образом, он усмотрел новую проблему в той концепции, котор разрабатывал К. Коффка.
Проблема должна быть актуальной, отражать то новое, что входит или должно войти в жизнь. Разрешение актуальной проблемы обязано привести к наиболее ощутимым результатам, обеспечить успешное решение связанных с ней проблем.
Этапы формулирования проблемы1.Выявление нехватки в научн знании сведений о реальности.2.Описание проблемы на уровне обыденного языка.3.Формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.
Проблему рекомендуется разбивать на подпроблемы-позволит выделить общую цель исследован и его промежуточные задачи. Напр: проблема педагогич общения со слабоуспевающими учащимися может быть разбита на :- в чем состоит специфика поведенческой стороны общения с данной категорией учащихся?- каковы особенности когнитивного аспекта общен с ними?- что характерно для аффективной стороны общен с учащимися?
Заключенное в проблеме противоречие должно прямо или косвенно найти отражение в теме исследования, формулировка котор фиксирует границы проблемы. Таким образом, темы должны быть более конкретизированы и привязаны к определенным объектам. Напр, проблема следующая: «Какие стратегии совладания используют женщины во время 1-го, 2-го, и 3-го триместров первой беременности, если существует угроза невынашивания берем?».Тема может звучать: «Динамика стратегий совладания в период беременности у первородящих жен с угрозой невынашивания беременности».
9.Тема, объект и предмет психологич исследования. Объектная область исследования.Исследовательская работа начинается с выбора объектной области исследования (субстрата исследования). Ею является выделяемая в акте познания часть действительности любого происхождения, имеющая свою специфику. Имеется в виду та сфера действительности, в котор накопились важные, требующие разрешения проблемы.
Последующие, тесно связанные между собой шаги-определение проблемы и темы исследования.
Под проблемойпонимают вопрос, для ответа на котор в науке отсутствуют знания или их недостаточно. Поэтому требуется проведение исследован
Понятие объект исследованиянетождественно понятию «объектная область исследован». Под объектом исследования понимается конкретное психическое явление: психич процесс, состоян, свойство личности.
Напр, тема: «Динамика ценностных ориентаций у старшеклассников и студентов». Объект исследован-ценностные ориентации. Один и тот же объект может быть предметом различных исследований.
Объект исследования формулируется кратко 2-3 словами. Он должен быть отражен в названии темы. Часто в качве объекта исследован называют категорию испытуемых (педагоги, подростки, учащиеся начальн классов). С логич точки зрен это правильно. Но такое определение объекта неопределенно, оно не отвечает на вопрос, какую психологич реальность изучал психолог. Отсюда-неопределенность предмета исследован, что ведет за собой отклонение от темы.
Предмет исследованияболее узкое и конкретное по содержанию понятие-этоте или иные стороны, свойства, характеристики объекта, котор представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой (определенный аспект объекта). Напр:Тема 1: Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения.Тема 2: Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности.Тема 3: Динамика ценностных ориентаций у старшеклассников и студентов.
Объект один и тот же-ценностные ориентации. Предметы-разные.Когда предмет четко определен-исследован проводится целенаправленно и более эффективно.
Предмет исследован (его формулировка) должен совпадать с названием темы исследован.Не нужно «разнообразить» текст в данном случает.к. при этом возможно нарушение смысла того, что указано в теме.
После определения предмета исследован необходимо предварительно описать объект в целом. Наиболее распространенным подходом при этом является системный подход. Согласно котор, объект рассматривается как система, обладающая определенной структурой-совокупностью устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность.
Системно-структурный подход состоит из следующих этапов:
1.Уточнения, какой психологич феномен берется для анализа как целое.2.Выявления возможно большего числа элементов этого целого.3.Группирование этих элементов в достаточное число подструктур, с согласованием их с имеющимися психологич теориями;4.Установление различных связей между элементами, подструктурами и целым.
По ходу исследования описание объекта уточняется. Анализу подвергается содержание каждого компонента Напр: системный анализ педагогич общения как объекта исследование предполагает описание 3х тесно взаимосвязанных компонентов: перцептивного, аффективного и поведенческого. В свою очередь, анализу подвергается содержание каждого из этих компонентов, в частности:
- роль и место отдельных психич процессов в восприятии и понимании учащегося (перцептивный компонент);
- характер отношения к нему учителя (аффективный компонент);
- способы трансляции этого отношен и способы воздействия на учащегося (поведенческий компонент).
Такое описан позволяет более продуктивно организовать исследован: сформулировать гипотезу, выделить переменные, разработать саму процедуру исследования, интерпретировать эмпирич данные и более полно учесть связи между ними.
После определения проблемы, темы, целей, предмета и объекта проводиться теоретич и эмпирич уточнение понятий.