Методические рекомендации по проведению практического занятия
Темы докладов (для студентов ФФБД)
ЗАНЯТИЕ
МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА И КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА
- Оценка культурной среды в Республике Беларусь (для страховой деятельности, банковской, промышленности).
- Оценка экономической среды в Республики Беларусь.
- Оценка правовой среды маркетинга
- Контактная аудитория и ее разновидности
ЗАНЯТИЕ
МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ И МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Организация и проведение сбора данных. Ошибки сбора данных.
- Информационное обеспечение маркетинговых исследований.
- Методы маркетинговых исследований.
- Прогнозирование в маркетинговых исследованиях.
- Эксперимент и его роль в маркетинговых исследованиях.
- Процесс и содержание этапов маркетинговых исследований.
- Исследование конкурентной среды в системе маркетинга.
ЗАНЯТИЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ И СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА
- Сегментирование и позиционирование рынка ( на конкретном примере)
- Анализ рыночных возможностей фирмы.
- Направления исследований рынка товаров конечного пользования.
- Сбор и анализ информации для проведения исследования рынка.
ЗАНЯТИЕ
ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА
Роль товарной марки. Маркетинговые решения по присвоению торговой марки.
- Ассортиментная политика предприятия.
- Методы анализа товарного портфеля фирмы
- Критерии формирования товарного портфеля фирмы.
- «Торговая марка, известная всему миру: история возникновения и сегодняшний день».
- Штриховое кодирование
ЗАНЯТИЕ
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА
- Ценовая политика в системе маркетинга.
- Типология потребителей по отношению к цене.
- Анализ реакции потребителей по отношению к цене.
- Государственное и рыночное регулирование цен.
- связь ценовой политики с жизненным циклом товара.
ЗАНЯТИЕ
ПОЛИТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
- Организация процесса товародвижения на предприятии.
- Разработка критериев отбора партнеров по каналу товародвижения.
- Роль оптовой торговли в системе маркетинга.
- Роль розничной торговли в системе маркетинга.
- Роль и возможности фирменной торговли в системе маркетинга.
- Правовые основы организации процесса товародвижения.
- «Франчайзинг –форма организации сбытовой сети».
ЗАНЯТИЕ
КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
- Мерчендайзинг
- Формирование имиджа фирмы.
- Планирование рекламной кампании.
- Система маркетинговых коммуникаций.
- Разработка рекламной кампании (кампании продвижения) в соответствии с ЖЦТ.
- «Publik Relations» в деятельности известных личностей и фирм.
Методические указания для подготовки студентов к самостоятельной работе по дисциплине «Маркетинг финансовых и банковских услуг»
Цель и задачи проведения занятия
Цель данного практического занятия – тренинг студентов по решению практических вопросов по маркетингу, показание помощи в решении следующих задач:
- закрепление теоретических знаний по курсу «Маркетинг» и умение применять их в конкретной ситуации;
- развитие навыков принятия хозяйственных решений в условиях функционирования рынка, конкуренции;
- развитие умения работать в коллективе при выработке и принятия хозяйственных решений;
- умение видеть взаимосвязь и взаимозависимость всех составляющих маркетинговой программы;
- развитие интуиции и воображения.
Проведение занятий
Занятие рассчитано на студентов, овладевших (познакомившихся) с основным теоретическим курсом «Маркетинг» 18 ч. аудиторных занятий: 6 ч – непосредственно разработка проекта и – защита проекта группой.
Внеаудиторная работа предполагает проработку теоретических вопросов, а также доработку и оформление результатов практических занятий.
В начале практического занятия студенческая группа разбивается на несколько подгрупп по 5-6 человек. Все решения принимаются в подгруппах в результате коллективного обсуждения. По желанию группы внутри ее может быть произведено распределение обязанностей (ролей) по выполнению этапов этой группы.
Каждая подгруппа представляет собой «предприятие» ( «фирму») и получает свой вариант задания, характеризующий «предприятие» («фирму») и вид выпускаемой продукции.
Преподаватель по своему усмотрению может предлагать другие варианты и условия заданий.
Конечный результат занятия – написание и защита проекта «фирмы» «Маркетинговые усилия по выходу предприятия на рынок».
Методические рекомендации по проведению практического занятия
Общим заданием для всех подгрупп является разработка проекта маркетинговых усилий по выходу «предприятия» («фирмы») на рынок исходя из предложенных условий (варианта).
Проект маркетинговых усилий – это программа комплексных маркетинговых исследований, проводимых фирмой при подготовке к выходу на рынок с новым товаром или при прослеживания «поведения» товара на рынке на различных стадиях его жизненного цикла.
Маркетинговые исследования включают изучение таких вопросов, как анализ рыночных возможностей, изучение потребностей потребителей, сегментацию рынка, планирование рекламной политики выбор и обоснование товара и другие вопросы.
Разработку проекта предполагается проводить в три этапа (или по трем направлениям) по два часа каждый: - первый – «исследование рынка»; второй –«разработка товара»; третий – «коммуникационная политика».
Вопросы, которые должны быть учтены при выполнении каждого этапа, приведены в приложениях № А, В.
При выполнении первого этапа необходимо использовать два способа изучения рынков: вторичный и первичный анализ.
Вторичный анализ строится на сборе и анализе «жестких» данных, которые представляют собой данные официальных источников информации. К ним относятся: правительственная статистика, статистика торговых и промышленных фирм, справочники, каталоги, технических и научные журналы.
На основании «жестких» данных анализируются такие показатели как рыночный спрос и его развитие, емкость рынка, информация о конкурентах.
Под первичным анализом понимаются все исследования, обеспечивающие получение данных, не имеющихся в наличии в официальных источниках. Такие данные, называемые «мягкими», базируются на представлениях потребителей рынка и собственных поставщиков, Способы их получения: групповые и индивидуальные интервью (анкеты, телефонные опросы, личные беседы).
Сегментация рынка – это стратегия, с помощью которой фирма разделяет рынок на отдельные сегменты, которые, вероятнее всего, будут характеризоваться одинаковой реакцией на действия маркетингового характера. Выбор целевых сегментов рынка – оценка и отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарам.
Чаще всего сегментация рынка осуществляется по демографическому, географическому, психологическому и другим принципам.
Могут быть и другие подходы к сегментации.
С точки зрения выбора рыночных сегментов различают стратегию недифференцированного, дифференцированного и концентрированного маркетинга.
При выполнение второго этапа необходимо учитывать, что:
1. Конкурентоспособность товара – это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже услуг, отличающих его от продуктов –аналогов по степени удовлетворения потребителей, уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Ее составляющие следующие: качество товара (технико-экономические, экологические эргономические, эстетические показатели); маркетинговые составляющие; коммерческие составляющие; экономические; имидж и престиж фирмы.
2. Жизненный цикл товара ЖЦТ – процесс развития продаж и получения прибылей, включающий внедрение, рост, зрелость насыщение, спад.
Исходя из стадий ЖЦТ могут использоваться: стратегии интенсивного маркетинга, выборочного и широкого проникновения, пассивного маркетинга.
3. Пробная продажа ставит своей целью получение информации для того, чтобы видоизменить те или иные характеристики изделия и в конечном счете приспособить его к рынку.
4.Товародижение в маркетинге – это система, которая обеспечивает доставку товара к местам продажи в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателя.
Различают три способа товародвижения:
-прямой контакт, при котором товар либо доставляется прямо покупателю, либо производитель имеет собственную сбытовую сеть;
- использование услуг агента (агентской фирмы);
- продажа товаров через оптовика.
5. Сервис (техническое обслуживание ) – это комплекс услуг, связанный со сбытом и использование машин, оборудования и другой промышленной продукции и обеспечивающий их постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации.
Сервис обычно подразделяют на пред- и послепродажный.
При выполнении третьего этапа следует учитывать существование различных видов или каналов распределения рекламы: прямая, реклама в прессе, печатная, экранная, наружная, на транспорте, на месте продажи.
Слоганом в теории и практике рекламы называют заголовок рекламного послания. Отличие его от обычного заголовка – повышенная эмоциональная насыщенность, сильный подтекст.
Каждая подгруппа («фирма) должна представить рекламу своего товара согласно выбранному каналу распространения.
По каждому этапу работы должно быть представлено письменно заключение (обоснование).
Проект маркетинговых усилий состоит из заключение по каждому этапу работы, общему выводу и образцу оформления рекламы.
Требования к оформлению проекта:
Титульный лист – согласно приложению;
Текст выводов – полнота охвата вопросов и краткое (тезисное) изложение;
Реклама – образец рекламы, красочное оформление (если необходимо).
Защита проекта. При защите проекта по каждому разделу выступает представитель «фирмы». Представители других фирм» обязаны задавать вопросы.
Приложения
Приложение А
Этап 1. Исследование рынка
1. Определить, какой рынок Вы будете использовать: внешний, внутренний; внешний и внутренний.
2. Провести анализ «жестких данных» о рынке (вторичный анализ); рыночный спрос, емкость рынка; информация о конкурентах.
3. При проведении первичного анализа какой способ получения «мягких» данных Вы выбираете и почему? Составьте список вопросов, которые собираетесь выяснить при сборе «мягких» данных
4. Провести работу по сегментации рынка с учетом стратегии маркетинга и описать «сегмент рынка» согласно выбранным факторам.
Этап 2. Разработка товара
1. Необходимо выбрать товар, который Вы сбираетесь производит и продавать на рынке. Дать его характеристику:
- описать, указать достоинства, сильные и слабые стороны товара;
- чем вызван Ваш интерес к нему;
- описать особенности «поведения» товара в зависимости от выбранной Вами стадии ЖЦТ.
2. Определить и обосновать маркетинговую политику, которую вы выбираете (в зависимости от ЖЦТ).
3. Рассчитать предполагаемый уровень конкурентоспособности товара.
4. Определить будете ли Вы проводить «пробные продажи». Если да, то какова их цель?
5. Решить вопросы об упаковке товара:
- какую упаковку Вы выбираете?
- Что следует учитывать при выборе упаковки?
- Какую задачу вы ставите при выборе упаковки?
- Какие факторы повлияли на выбор Вами этой упаковки?
6. Какой путь товародвижения Вы предполагаете выбрать?
7. Какой вид сервиса Вы выбираете?
Этап 3. Реклама.
1. Определить объекты рекламы (товар или фирма) и содержание информации, которую необходимо сообщить активным и потенциальным покупателям о товаре.
2. Определить субъект или адресат рекламы, т.е. группу потребителей и покупателей или лиц, влияющих на решение о покупке, к которой обращаются с рекламными объявлениями.
3. Определить мотив (задачу) рекламы – на что делается акцент в рекламной объявлении, чтобы привлечь внимание к товару.
4. Выбрать виды рекламных средств, определить их оптимальный набор и соотношение (каналы распространения рекламы).
5. Составить рекламное сообщение – заголовки (учесть требования к «рекламному слогану»), текст, иллюстрации, носители рекламы и т.д.
6. Составить смету расходов на рекламные мероприятия.
Примечание.
Все принимаемые решения должны иметь обоснование (приложение 1-3)
Приложение В
Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»
Кафедра маркетинга
Дисциплина «Маркетинг финансовых и банковских услуг»
Преподаватель – Ф.И.О.
Проект
маркетинговых усилий по выходу предприятия
(фирмы) _______________________ на рынок
Подготовлен
Ивановой А.П. - написать название раздела, который выполнял каждый из вас
Петровой М.С. -
Сидоровым Л.И. -
Группа ДФФ-1
Курс 1
Дата