Стадии и уровни развития психики и поведения животных
(по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабои)*
Стадии и уровни психического отражения, его характеристика | Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем | Виды живых существ, достигших этого уровня развития |
1. Стадия элементарной сенсор | ||
ной психики | ||
А. Низший уровень. Примитив | А. Четкие реакции на биологи чески значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологи чески нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленанрав- ленная двигательная активность | А. Простейшие, Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде |
ные элементы чувствительности. Развитая раздражимость | ||
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования — челюстей. Способность к | Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в | Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногне моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные |
формированию элементарных условных рефлексов | грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать условий среды, уходить | |
от них, вести активный поиск | ||
положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении | ||
имеют жесткие врожденные про | ||
граммы |
* Из: Немое Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1:
Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос, 1998.
Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 85
Окончание табл. 3.1 | ||
Стадии и уровни психического отражения, его характеристика | Особенности поведения, связанные с дачной стадией и уровнем | Виды живых существ, достигших этого уровня развития |
II. Стадия перцептивной | ||
психики | ||
А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Ин теграция, объединение воздей ствующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган ма нипулирования — челюсти | А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригид- ные, генетически запрограмми рованные компоненты. Двига тельные способности весьма сложны и разнообразны (ныря ние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и Др.). Активный поиск положитель ных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), раз витое защитное поведение | А. Рыбы и другие низшие по звоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозво ночные (членистоногие и голо- воногие моллюски). Насеко мые |
Б. Высший уровень. Элемен тарные формы мышления (ре шение задач). Складывание определенной «картины мира» | Б. Высокоразвитые инстинктив | Б. Высшие позвоночные (пти |
ные формы поведения. Способ | цы и некоторые млекопитаю | |
ность к научению | щие) | |
В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятель ности особой, ориентировоч но-исследовательской, подго товительной фазы. Способ ность решать одну и ту же за дачу разными методами. Пере нос однажды найденного прин ципа решения задачи в новые условия. Создание и использо вание деятельности примитив ных орудий. Способность к по знанию окружающей действи тельности независимо от на личных биологических по требностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно- следственных связей между явлениями в практических действиях (иисайт) | В. Выделение специализирован | В. Обезьяны, некоторые другие |
ных органов манипулирования' | высшие позвоночные (собаки, | |
лап п рук. Развитие исследова | дельфины) | |
тельских форм поведения с ши | ||
роким использованием рапсе | ||
приобретенных знаний, умении | ||
и навыков | ||
внешней и внутренней сторонах мира... постоянно соединены и некоторым образом переходят друг в друга». В результате этого взаимодействия и происходит появление разнообразных форм психики.
В заключение можно сказать следующее.
Во-первых, способ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется степенью развития психики животных. Имеющийся научный материал позволяет выделить несколько стадий развития психики животных. Эти стадии различаются способом и уровнем получения информации об окружающем