Реалистический автопортрет».
Инструкция.
Нарисовать или вылепить автопортрет, соответствующий реальности, обращая внимание на детали.
Образный автопортрет».
Инструкция.
Выполнить автопортрет в образах, выражая свое впечатление о себе самом или своих ощущениях от себя.
Варианты:
· выполнить рисунок самого себя, каким, по мнению участника, его видят окружающие;
· выполнить рисунок себя, каким хотелось бы, чтобы видели окружающие;
· выполнить образно-метафорическое изображение себя с использованием различных подручных материалов.
«Автопортрет-шарж»
Инструкция.
Выполнить автопортрет, преувеличив свои наиболее характерные особенности.
Мои профессиональные роли».
Инструкция.
Изобразить себя и свои роли в профессиональном амплуа в любой художественной форме. Рассказать о них в группе.
Две маски “Я”».
Инструкция.
Изготовить маску, отображающую восприятие себя самим участником и маску, отображающую восприятие участника окружающими.
Самореклама».
Создать визуальную и текстовую рекламу себя в роли успешного профессионала и в других ролях.
Мой герб».
«Девиз и герб являются символами, которые предлагают человеку возможность в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо. Один из способов заставить человека задуматься, сформулировать, описать и представить другим главнейшие стержни своих мировоззренческих позиций», — отмечает И. В. Вачков [2, с. 172].
Инструкция.
Придумать и изобразить свой герб или символ, отражающие наиболее характерные профессиональные качества, семейные и личностные ценности.
Упражнения для работы с конфликтами
Работа с профессиональной проблемой».
Инструкция.
Изобразить свою профессиональную проблему, особенно ту, которая имеет устойчивый характер, в любой доступной художественной форме. Далее изобразить в рисунке или коллаже те выгоды и неприятности, которые приносит эта проблема.
Работа с внутренним конфликтом».
Инструкция.
Изображение «внутреннего» конфликта в абстрактно-символической форме или метафорическом виде. Возможно «озвучивание» различных сторон «внутреннего» конфликта путем составления монологов или диалогов между ними.
Упражнения для улучшения взаимодействия в группе, прояснения отношения к работе, определения психологического климата в коллективе
Скульптура».
Инструкция.
Из различных материалов (фольга, проволока, бумага и т. д.) создать скульптуру — абстрактную версию организации или общей проблемы коллектива.
После создания образа обсудить скульптуру в группе, отмечая ее детали, особенности, ассоциации. После обсуждения внести желательные изменения в скульптуру.
Древо чувств».
Нарисовать групповое дерево, с использованием обоев (размер 3 х 3 м).
Рисунок на тему «Я и группа».
(Проективная методика «Я и группа» Н. И. Веремеенко.)
Методика позволяет диагностировать структуру группы (диффузная, структурированная, единая, разобщенная и др.), положение индивида в группе (в центре, среди других, вне группы); изучить динамику внутригрупповых отношений с точки зрения автора рисунка, его видения ситуации.
Диагностика производится путем качественного и количественного анализа содержания, техники изображения (четкость, штриховка, исправления и т. д.); использованных цветов; расстояний между фигурами; размера изображаемых объектов.
Инструкция.
Нарисовать рисунок. Обозначить на рисунке себя и тех членов группы, которых захочется.
Интервью-презентация».
Инструкция.
Работа в парах. Один участник рассказывает о своих делах, а другой отражает то, что ему показалось важным.
Начальник и подчиненный».
Инструкция.
Один участник руководит действиями другого: говорит, какие использовать материалы или краски, что и как изображать, какое дать название работе. Затем поменяться местами.